Структура налоговой системы Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:54, реферат

Описание

Налоговая система каждого государства имеет свои качественные особенности установленные характером ее развития, состоянием экономики, национальными традициями, общественной психологией. Однако в любом случае она должна базироваться на такой социально-экономической и финансово-денежной основе, которая позволила бы ей функционировать с наименьшими издержками как для общества в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 34.67 Кб (Скачать документ)

Государственный университет –

Высшая  Школа Экономики

Факультет Мировой Экономики  и

Мировой Политики 
 
 
 

     Реферат по предмету «Налоговые системы развитых стран»

Структура налоговой системы  Франции 
 

                              Выполнил: Кучеренко Д.В.

4 курс, гр. 462

             

Преподаватель: Долгова И. Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

 

      Введение

     Налоговая система каждого государства  имеет свои качественные особенности установленные характером ее развития, состоянием экономики, национальными традициями, общественной психологией. Однако в любом случае она должна базироваться на такой социально-экономической и финансово-денежной основе, которая позволила бы ей функционировать с наименьшими издержками как для общества в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

     Франция – страна, в которой в отдельных  отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

     Налоговая система Франции представляет собой  совокупность налогов и сборов. Она  формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

     Среди главных черт французской налоговой  системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов.

 

      1. Общая характеристика  налоговой системы  Франции 

     Законодательную базу налоговой системы Франции  составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два  тома разъяснений (ежегодных комментариев).

     Налогообложение во Франции является для государства  главным источником формирования доходов  центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

     Основополагающими принципами налоговой системы Франции  являются:

     - системность;

     - гибкость. Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

     - социальная направленность –  этот принцип тесно связан  с принципом социальной налоговой  справедливости. Социальная налоговая  справедливость основывается как на перераспределении, так и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

     Говоря  о налоговой системе нельзя забывать о государственных органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов – т.е. о налоговой службе. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета

     Во  Франции налоговая служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и Национальное Управление налоговых расследований.

     Крупные предприятия обеспечивают 40-50 % совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных  проверок. На одного проверяющего в  год приходится 8 проверок.

     Управление  проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.

     Национальное  Управление налоговых расследований  занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет  роль налоговой полиции, но здесь  нет вооруженных структур.

     На  региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

     К низовому звену относятся налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

     Главные налоговые инспекции административно-территориальных  единиц несут ответственность за координацию и проверку результатов  деятельности своих подчиненных служб.

     Переходя  к собственно налоговой системе  можно выделить ряд ее характерных черт, это:

     - социальная направленность;

     - преобладание косвенных налогов; 

     - особая роль подоходного налога;

     - учет территориальных аспектов;

     - гибкость системы в сочетании  со строгостью;

     - широкая система льгот и скидок;

     - открытость для международных  налоговых соглашений.

     Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.

     Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии – 37,4 %, Великобритании – 18,5 %, США – 29,7 %.

     Налоговые поступления в доход бюджета  центрального правительства Франции составляет более 93 %.

     Основной  налог, дающий большую часть поступлений  – это НДС – 45 %. Стандартная  ставка НДС в стране – 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная – 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной  трети от суммы налогов, поступающих  в центральный бюджет. Местные  налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают  два вида местных налога: налог  на предприятия и налог на семью.

     Для французской налоговой системы  характерна жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью.

     К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести:

     - Стимулирование роста вложений  в науку предусматривает налоговые  кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения.

     - Налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 42 %, если акт продажи произошел в течение двух лет владения; 15 %, если акт продажи произошел после двух лет владения.

     - Налоговый авуар. Представляет  собой компенсацию двойного налогообложения  держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.

     Французские налоги взаимоувязаны в целостную  систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные  органы имеют достаточно широкие  права в этой области, но ограничены рядом условий.

 

      2. Виды налогов

     Отличительной особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения  и одновременно высокий уровень  косвенного. Косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов общего бюджета (в основном за счет поступления  от НДС, которые составляют 45 %). Среди  прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов физических лиц, составляющий 20 % налоговых поступлений.

     Во  Франции существует строгое деление  на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет (федеральные налоги).

     Основные  федеральные налоги:

  1. НДС;
  2. подоходный налог с физических лиц;
  3. налог на прибыль предприятий;
  4. пошлины на нефтепродукты;

     5) акцизы (кроме обычных продуктов  к акцизным относят: спички, мин.  вода, услуги авиатранспорта);

     6)налог  на собственность; 

     7) таможенные пошлины;

     8) налог на прибыль от ценных  бумаг и др.

     Основные  местные налоги:

     1) туристский сбор;

     2)налог  на семью (состоит из трех  налогов: на жилье, земельный  налог на здания и постройки,  налог на землю);

     3) налог на профессию;

     4) налог на уборку территории;

     5) налог на использование коммуникаций;

     6) налог на продажу зданий.

     В целом, местные налоги составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов. 

     2.1 Прямые налоги

К числу  основных прямых налогов во Франции  относятся:

     - подоходный налог; 

     - налог на прибыль акционерных  обществ; 

     - налог на прибыль;

     - налог на собственность;

     - налог на автотранспортные средства.

     Подоходный  налог. Им облагаются физические лица, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 46 млрд. евро. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался

     Налог высчитывается по единой прогрессивной  шкале, но вместе с тем он принимает  во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до 56,8 % в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы

     Налог уплачивается, начиная с 18 летнего  возраста. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

     На  подоходный налог возложены функции  стимулирования вкладов населения  в сбережения, недвижимость, покупку  акций. Все это создает сложную  систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков, фактически платят налог только 15 млн. (52 %), т.е. на деле, подоходным налогом облагается лишь каждая вторая французская семья (15 млн. семей), остальные либо пользуются многочисленными льготами (например, в связи с семейным положением и т.д.), либо их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой выплачивается подоходный налог. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.

Информация о работе Структура налоговой системы Франции