Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:31, курсовая работа
Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании. как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
Введение 3
Сущность и функции налогов 5
1.1. Сущность налогов в условиях рыночной экономики 5
По самому общему определению, налог – это платеж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства, которое определяет общественные потребности и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга : по структуре, виду налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических и социальных условий. Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям. 6
1.2. Функции налогов 9
Регулирующая функция налогов – занимает среди экономических методов государственного регулирования центральное место, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами. Изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем, воздействует на политику капитальных вложений. 10
2. Анализ современной налоговой системы РФ 12
2.1. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации 12
3. Доходы проекта федерального бюджета 2011 20
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
а) регулирование
рыночных, товарно-денежных отношений,
которое состоит главным
б) финансово-экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью придания их деятельности нужного, выгодного обществу направления. Регулирование путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных заказов и закупок и осуществления народнохозяйственных программ.
Регулирующая функция состоит в следующем:
Данная функция имеет три основные подфункции:
Распределительная или, вернее, перераспределительная функция – посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ (научно-технических, экономических и др.).
Эта подфункция предполагает также систему льгот и освобождений для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях.
-
дестимулирующая подфункция
- воспроизводствеенная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.
С
помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли
предприятий и
Перераспределительная функция имеет ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды.
Фискальная
функция – изъятие части доходов
предприятий и граждан для содержания
государственного аппарата , обороны страны
и
непроизводственной сферы, учреждений культуры, предоставление налоговых вычетов.
Фискальная
функция проявляется в
Контрольная функция предполагает контроль за финансово-экономической деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.
Поощрительная функция предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом. Она носит социальную направленность.
Данная
функция позволяет государству
отслеживать своевременность и
полноту поступления в бюджет налогов,
сопоставлять их величину с потребностями
в финансовых ресурсах и определять необходимость
реформирования налоговой системы и бюджетной
политики.
В налоговой системе РФ выделены три уровня: федеральный, субъектов РФ и местный. На мой взгляд, важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Ну, например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и т.д.) не является основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Поэтому имеет смысл предположить, что, несмотря на то, что бюджетная система РФ продумана и составлена достаточно верно, все-таки в ней присутствуют еще существенные недоработки. Сама же структура налоговой системы РФ в настоящее время выглядит следующим образом:
Данная классификация
является общей группировкой
доходов всех уровней
Согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, доходы подразделяются на:
Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом.
Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.
Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.
Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.
Наряду с указанной
фискальной функцией налоги выполняют
также регулирующую функцию, с помощью
которой государство оказывает воздействие
на производство. Регулирующая функция
проявляется в том, что размеры налогообложения
и различия в тяжести налогов по отдельным
секторам экономики и отраслям оказывают
влияние на производство ВВП, реальный
сектор экономики, платежеспособный спрос
и капиталообразование. Налоговая система
не должна ослаблять стимулы к экономической
деятельности, а в лучшем случае способствовать
ей.
Основными налоговыми поступлениями являются следующие:
1) подоходные
налоги, налоги на прибыль и
на увеличение рыночной
2)
отчисления работодателей и
Обязательность обусловлена тем, что в противном случае значительное число людей может не позаботиться о сбережениях для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления в различные частные социальные фонды. В российской практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий населения. Отчисления в эти фонды, как видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники поступлений в эти самостоятельные фонды.
Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;
3)
налоги, взимаемые в зависимости
от фонда оплаты труда (кроме
отчислений в социальные фонды)
4)
налоги на собственность. В
эту группу входят налоги на
имущество юридических и
5)
внутренние налоги на товары
и услуги. К ним относятся налог
на добавленную стоимость,
6)
налоги на внешнюю торговлю
и внешнеэкономические
7) прочие налоги, сборы и пошлины.
Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины.
Текущие неналоговые поступления. В состав текущих неналоговых поступлений включаются все возмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала.
Соответственно
в состав неналоговых поступлений
входят: доходы от государственной
собственности и