Сущность и назначение налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 00:11, реферат

Описание

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Сущность и назначение налогов……………………………………5
1.2 Функции налогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов………………………………………………………………..10
2. Акциз: характеристика налогообложения………………………..14
2.1.Основные понятия………………………………………………….14
2.2.Сущность акцизов………………………………………………….15
2.3. Характеристика объектов налогообложения……………………16
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

налогообложение.docx

— 59.82 Кб (Скачать документ)

                                         Содержание:

Введение ……………………………………………………………………3

    1. Сущность и назначение налогов……………………………………5
    1. Функции налогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов………………………………………………………………..10
    1. Акциз: характеристика налогообложения………………………..14

2.1.Основные понятия………………………………………………….14

2.2.Сущность акцизов………………………………………………….15

2.3. Характеристика объектов налогообложения……………………16

Заключение…………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налог представляет собой  обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных  образований.

Налоговая система – это  совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственного управления. Налогообложением называется метод распределения доходов между хозяйствующими субъектами, государством и населением страны.

В современном государстве  для мобилизации средств в  бюджет применяется сложная система  налогов, включающая до 40-50 различных  их видов.

Множественность налогов  позволяет в большей мере уловить  платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя  психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических  процессов.

Через налогообложение формируются  фонды, за счет которых государство:

    • финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
    • финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
    • обеспечивает свою оборону и безопасность;
    • содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
    • предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего  валового продукта и национального  дохода страны.

В сложившейся ситуации на современном этапе актуальность выбранной темы контрольной работы очень высока. В условиях мирового финансового кризиса возникает  необходимость в стабильности налогов, так как это основной фактор, определяющий взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным  бюджетом. Многие налоги в составе  системы налогообложения могут  и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране в пределах, которые не позволят им вступить и противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Сущность и назначение налогов.

       Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  общественное назначение – мобилизацию  денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими её функциями.

       В истории  развития общества ещё ни одно  государство не смогло обойтись  без налогов, поскольку для  выполнения своих функций по  удовлетворению коллективных потребностей  ему требуется определённая сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

       Главные  принципы налогообложения – это  равномерность и определённость. Равномерность – это единый  подход государства к налогоплательщикам  с точки зрения всеобщности,  единства правил, а так же равной  степени убытка, который понесёт  налогоплательщик. Сущность определённости  состоит в том, что порядок  налогообложения устанавливается  заранее законом, так что размер  и срок уплаты налога известен  заблаговременно.   

       В условиях  рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

       В налогах  заложены большие возможности  по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности  и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путём предоставления льгот.

       В практике  налоги имеют вполне экономическое  содержание. Их можно рассматривать  как плату государству за те  услуги, которые оно оказывает  населению и другим субъектам  экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определённой ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов  экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным. По объектам обложения налоги делятся:

-  на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную  плату, проценты, дивиденды, ренту);

- налог на добавленную  стоимость продукции, работ, услуг;

- налог на имущество  (предприятий и граждан);

-  налог на определенные  виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за пользование  природным ресурсами.

       Налоги  могут устанавливаться на различных  уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

       Для  понимания сущности налогов не  малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:

1. Императивность - то есть  требование со стороны государства  обязательности  налогового  платежа.  При  невыполнении  налогового  обязательства, применяются соответствующие  санкции.

2. Смена собственника - в  частности через налоги, доля  частной собственности становится  государственной или муниципальной,  образуя бюджетный фонд.

3. Безвозвратность и безвозмездность  — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстаёт как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам.

       Способ  взимания налога - тоже достаточно  существенное звено в понимании  существа налогов и налоговой  системы. Дело в том, что  от того каким именно образом  происходит, взимание налогов зависит,  например сумма, которой распоряжается  гражданин. Например, одно дело - получать заработную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказывается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

      1. Кадастровый  способ — (от слова кадастр  — таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

      2. На основе  декларации. Декларация-документ, в котором плательщик  налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

      3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причём получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

       Подушный налог был заменён подоходным налогом по единой ставке, т.е. в одной и той же пропорции к доходу. Более справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определённой прогрессии налоговую ставку на высокие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной России прогрессивный налог счёл несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13%.

       Заканчивая  обзор сущности налогов, необходимо  отметить, что налогам присуща  одновременно стабильность и  подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределённость - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более самих принципов налогообложения.1

       Стабильность  налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены  раз и навсегда. Любая система  налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству и всё это на момент её введения в действие. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Информация о работе Сущность и назначение налогов