Сущность и назначение налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 00:11, реферат

Описание

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Сущность и назначение налогов……………………………………5
1.2 Функции налогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов………………………………………………………………..10
2. Акциз: характеристика налогообложения………………………..14
2.1.Основные понятия………………………………………………….14
2.2.Сущность акцизов………………………………………………….15
2.3. Характеристика объектов налогообложения……………………16
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

налогообложение.docx

— 59.82 Кб (Скачать документ)

 

    1. Функции налогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов  показывают, каким образом реализуется  их общественное назначение как инструмента  распределения и перераспределения  государственных доходов.

Выделяют четыре группы налогов: фискальная, распределительная, контрольная  и регулирующая.

Фискальная функция –  собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых  государственных программ. Посредством  фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов  – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах и  необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций (содержание государственного аппарата, учреждения культуры: библиотеки, архивы, а также фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные  заведения).

Фискальное значение налогов  заключается в том, что налоги согласно данной функции дают реальную возможность перераспределения  части стоимости национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества.

Распределительная функция  налогов выражает их сущность как  особого централизованного инструмента  распределительных отношений. Она  иначе называется социальной, поскольку  стоит в перераспределении общественных доходов между различными категориям граждан: от состоятельным к неимущим, что обеспечивает гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции  выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые  на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых  ставок по мере роста величины доходов  плательщика.

Изначально распределительная  функция налогов носила фискальный характер: наполнить государственную  казну для содержания армии, управленческого  аппарата, социальной сферы. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать  в организации хозяйственной  жизни страны, у него появилась  регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

В налоговом регулировании  доходов населения появились  стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция  налогов стала осуществляться с  тех пор, как государство стало  активно участвовать в организации  хозяйственной жизни страны. Она  означает, что налоги как активный участник перераспредели тельных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней  в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства  национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производства.

Налоговое регулирование  выполняет три подфункции:

  • Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально – экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льгот образующими признаками объекта обложения, уменьшение налогооблагаемой базы, понижение налоговой ставки, предоставление отсрочки по уплате налогов. Предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты;
  • Дестимулирующая подфункция налогов посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально – экономических процессов. Действие этой подфункции связано обычно с установлением повышенных ставок налогов.

Следует помнить, что налоговые  отношения, как и всякие другие экономические  отношения, должны воспроизводится. Налоги должны взиматься всегда, поэтому, используя  дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а также ликвидации источника  налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из его будет взимать;

  • Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Стимулирующее значение налогов  заключается в том, что, изменяя  объект обложения, уменьшая налогооблагаемые базы и понижая налоговые ставки. Государство удовлетворяет потребности  для поступательного развития общества, социально – экономических процессов  и отношений.

Контрольная функция налогообложения  означает, что государство посредством  налогов контролирует финансово  – хозяйственную деятельность юридических  лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источником доходов и  направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная  функция позволяет обеспечить минимум  налоговых поступлений в бюджет, который достаточен для выполнения государством своих конституционных  функций.2

Благодаря такой функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов  – финансовых отношений проявляется  лишь в условиях действия распределительной  функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Акциз: характеристика налогообложения.

                                         2.1.Основные понятия.

       В Российской  Федерации устанавливаются следующие  виды налогов и сборов: федеральные,  региональные и местные. Федеральными  налогами и сборами признаются  налоги и сборы, котроые установлены  настоящим Кодексом и обязательны  к уплате на всей территории  Российской Федерации.

       К федеральным  налогам и сборам относятся:

1). налог на добавленную  стоимость;

2). акцизы;

3). налог на доходы физических  лиц;

4). единый социальный налог;

5). налог на прибыль  организаций;

6). налог на добычу полезных  ископаемых;

7). налог на исследование  или дарение;

8). водный налог;

9). сборы на пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

10). государственная пошлина.

       Региональными  налогами признаются налоги, которые  установлены настоящим Кодексом  и законами субъектов Российской  Федерации о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации.

       К региональным  налогам относятся:

1).  налог на имущество  организаций;

2). налог на игорный  бизнес;

3). транспортный налог.

       Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены настоящим Кодексом  и нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований.

       К местным  налогам относятся:

1). земельный налог;

2). налог на имущество  физических лиц.

       Налог  считается установленным лишь  в том случае, когда определены  налогоплательщики и элементы  налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты  налога.

                              2.2.Сущность акцизов.

       Акциз  является косвенным налогом, включаемым  в цену товара, и оплачиваемым  покупателем. Акцизы, как налог  на добавленную стоимость, введены  в действие с 1 января 1992 года  при одновременной отмене налога  с оборота и налога с продаж.

       Это  сравнительно новая для нас,  но общепринятая в мировой  практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров  со значительной разницей между  ценой, определяемой потребительной  стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно  порождает необходимость в акцизах.

       Налогоплательщиками  акциза признаются:

1) . организации;

2). индивидуальные предприниматели;

3). лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации.

       Подакцизными  товарами признаются:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объёмной долей этилового спирта более 9 процентов.
  3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объёмной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
  4. пиво;
  5. табачная продукция;
  6. автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  7. автомобильный бензин;
  8. дизельное топливо;
  9. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  10. прямогонный бензин.

       Налогообложение  подакцизных товаров осуществляется  по следующим налоговым ставкам:

       Виды  подакцизных товаров Налоговая  ставка (в| процентах и (или)  в  рублях и копейках за  единицу измерения).

2.3.Характеристика  объектов налогообложения.

       Статья 38 главы 7 первой части Налогового  кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ раскрывает понятие объекта налогообложения.

       Объектами  налогообложения могут являться  операции по реализации товаров  (работ, услуг), имущество, прибыль,  доход, стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) либо иной объект, имеющий  стоимостную, количественную или  физическую характеристики, с наличием  которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу. Товаром признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

       Услугой  для целей налогообложения признается  деятельность, результаты которой  не имеют материального выражения,  реализуются и потребляются в  процессе осуществления этой  деятельности. Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения.

Налог на добавленную стоимость.

       Ставка  налога на добавленную стоимость  устанавливается в следующих  размерах: 
а). 10 %- по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При реализации для промышленной переработки и промышленного потребления указанных продовольственных товаров (за исключением подакцизных) также применяется ставка налога в размере 10%; 10% - по зерну, сахару, сыру; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов; 
б).  20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары. Примечание: При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость, по ставкам 20% или 10% применяются расчетные ставки.

       Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

Информация о работе Сущность и назначение налогов