Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:26, реферат
Учет налогоплательщиков заключается в формировании системы сведений о налогоплательщиках, которые необходимы для контроля за правильностью исчисления и уплаты данными лицами установленных законом налогов. Соответственно, учет налогоплательщиков является необходимым условием проведения налогового контроля, поскольку именно в результате учета налогоплательщиков формируется объект налогового контроля.
Цель учета налогоплательщиков заключается в создании единого банка данных о налогоплательщиках. В результате происходят создание и ведение налоговыми органами Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), содержащего все необходимые для налогообложения сведения о налогоплательщиках.
Введение 3
1. Понятие и принципы учета налогоплательщиков 4
2. Процедура постановки на учет налогоплательщиков 6
3. Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе 13
Заключение 15
Список литературы 16
РЕФЕРАТ
Учет налогоплательщиков
2012
Содержание
Введение 3
1. Понятие и принципы учета налогоплательщиков 4
2. Процедура постановки на учет налогоплательщиков 6
3. Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе 13
Заключение 15
Список литературы 16
Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конкретных целей контрольной работы.
Исходным моментом в организации работы по сбору налогов является учет налогоплательщиков. Контролирующие органы активно осуществляют мероприятия, обеспечивающие выявление налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах.
Учет налогоплательщиков заключается в формировании системы сведений о налогоплательщиках, которые необходимы для контроля за правильностью исчисления и уплаты данными лицами установленных законом налогов. Соответственно, учет налогоплательщиков является необходимым условием проведения налогового контроля, поскольку именно в результате учета налогоплательщиков формируется объект налогового контроля.
Цель учета налогоплательщиков заключается в создании единого банка данных о налогоплательщиках. В результате происходят создание и ведение налоговыми органами Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), содержащего все необходимые для налогообложения сведения о налогоплательщиках.
Сопоставляя
цель и результат учета
Учет налогоплательщиков обладает всеми признаками формы налогового контроля. К таким признакам можно отнести следующие:
- учет налогоплательщиков
выступает составной частью
- учет налогоплательщиков
включает ряд мероприятий,
- учет налогоплательщика завершается составлением единого документа, отражающего итоги учета – ЕГРН.1 (Приложение №1)
Учет налогоплательщиков – это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в целях регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков. 2 (Приложение №2)
Учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии со следующими принципами.
Первый принцип – обязательность налогового учета. Он раскрывается в статье об обязанностях налогоплательщиков, где написана прямая обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет (ст. 23 НК РФ), и в ст. 31 НК РФ об обязанностях налоговых органов, где написано, что они обязаны осуществлять налоговый учет, и специально в ст. 83,84 НК РФ этот принцип раскрывается таким образом, что учет налогоплательщиков осуществляется независимо от обстоятельств, с которыми законодатель связывает уплату налога. Другими словами, независимо от того, будет налогоплательщик платить налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом учете.
Второй принцип – принцип множественности учета. Он означает то, что налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятельствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества (это дополнительное основание учета), еще одно дополнительное основание – это местонахождение транспортных средств, третье дополнительное основание – местонахождение обособленных подразделений юридических лиц. Этот принцип множественности учета позволяет обеспечить поступление налогов во все бюджеты и бюджетные системы Российской Федерации. Налоги на имущество являются налогами региональными либо местными. Поэтому учет по этим основаниям – это как раз защита интересов региональных и местных бюджетов. И, обособленные подразделения – это также учет интересов всех бюджетов, поскольку по местонахождению обособленных подразделений уплачиваются все налоги, однако в той доле, которая падает на это обособленное подразделение. Поэтому множественность учета обеспечивается или определяется бюджетной системой, интересами регионов и муниципальных образований.
Третий принцип – принцип единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков. С одной стороны, принцип множественности учета, а с другой стороны, принцип, как бы опровергающий его, принцип единого ИНН и единого реестра.
Четвертый принцип – заявительный характер постановки на налоговый учет. Налоговый учет осуществляется на основании заявления налогоплательщика, то есть в основе лежит добровольность действий по постановке на налоговый учет. Поэтому организации и граждане-предприниматели встают на налоговый учет в заявительном порядке, что косвенным образом указывает на то, что здесь предусматривается добровольный характер этой постановки. Но в то же время предусматривается и ответственность за не постановку на учет либо за несвоевременную постановку на учет. Поэтому добровольный заявительный характер подкрепляется совершенно конкретными мерами ответственности.
Итак, это основные принципы, на которых построен налоговый учет.3 (Приложение №3)
Основания постановки на налоговый учет
Постановка на учет физического лица
Физические лица встают на учет по месту жительства, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. 5 (Приложение №4)
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.6 (Приложение №5)
В соответствии
с п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет
в налоговом органе налогоплательщика
– физического лица, не являющегося
ИП, осуществляется на основе документированной
информации, представляемой органами,
осуществляющими регистрацию
Постановка
на учет осуществляется в течение 5
дней со дня поступления сведений
в налоговый орган. Постановка на
учет по месту нахождения принадлежащих
физическому лицу недвижимости и
транспортных средств осуществляется
на основании сведений, сообщаемых
органами, осуществляющими
Постановка на учет ИП (п. 2 ст. 84 НК РФ)
Постановка
на учет ИП в налоговом органе по
месту жительства осуществляется на
основании сведений, содержащихся в
ЕГРИП, не позднее 5 рабочих дней со
дня представления документов для
государственной регистрации
Необходимый пакет документов для государственной регистрации:
В тот же срок налоговый орган присваивает ИП ИНН и вносит сведения в ЕГРН, а также выдает свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ и уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
Постановка частных нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 6 ст. 83 НК РФ)
Постановка на учет частных нотариусов, а также адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, осуществляется налоговым органом по месту жительства на основании сведений, сообщаемых органами юстиции, выдающими лицензии на право осуществления нотариальной деятельности, и советами адвокатских палат субъектов РФ в течение 5 дней со дня поступления сведений в налоговый орган. Налоговый орган в тот же срок выдает свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории РФ и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства, которое подтверждает его постановку на учет в качестве налогоплательщика – частного нотариуса или адвоката.8 (Приложение №4)
Постановка на учет организаций (ст.83 НК РФ)
В целях проведения налогового контроля организации полежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, т.е. по месту государственной регистрации, по месту обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего им на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. 9 (Приложение №5)
Порядок постановки на учет по месту нахождения организации (ст. 84 НК РФ)
Для постановки
на учет в налоговом органе организация
должна подать заявление. Одновременно
с заявлением должна представить
копии заявленных в установленном
порядке свидетельства о
Налоговый орган в течение 5 дней со дня получения заявления осуществляет постановку на учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, присваивает ИНН, заносится соответствующие сведения в ЕГРН (в течение 1 дня со дня внесения записи в ЕГРЮЛ), выдает свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе.10 (Приложение №5)
Порядок постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений организации
При постановке на учет организации по месту нахождения своего обособленного подразделения подается заявление о постановке на учет, свидетельство о постановке на учет основной организации, копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения в течение 1 месяца после создания обособленного подразделения.11 (Приложение №2)
Налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений в течение 5 дней со дня получения документов осуществляет постановку на учет и выдает соответствующее уведомление.12 (Приложение №4)
При учете обособленных подразделений могут возникнуть следующие проблемные ситуации:
1.Фактический адрес компании отличается от юридического. В данном случае подразделение безопаснее зарегистрировать. Юридический адрес – это тот, который указан в ЕГРЮЛ. Если фактически компания находится в другом месте, налоговики могут решить, что это обособленное подразделение. Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. Поэтому лучше всего снести в ЕГРЮЛ фактический адрес либо зарегистрировать этот адрес как обособленное подразделение.
2.Подразделение
находится на территории, подконтрольной
ИФНС, в которой компания уже
зарегистрирована. Даже если новое
подразделение находится на
3. По новому
адресу работают сотрудники, с
которыми заключены договоры
подряда. В обособленном