Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:02, дипломная работа
Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения
1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН
2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
3.1 Оптимизация системы УСН
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рекламные расходы можно подразделить на нормируемые расходы и расходы, учитываемые без ограничений. Большинство из них принимается в фактической сумме. Это реклама через СМИ, световая и наружная реклама, рекламные стенды и щиты, участие в выставках, оформление витрин, рекламные брошюры и каталоги.
Подпунктом 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен такой вид расходов, как расходы на аудиторские услуги. Интересно, что в отношении данного вида расходов позиции ИФНС и Минфина РФ разошлись.
По мнению ИФНС России, под аудиторскими услугами следует понимать собственно аудит как таковой, определение которого содержится в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности».
Что касается услуг по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерского и налогового консультирования и других услуг, перечисленных в п. 5 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности, как сопутствующих аудиту, то они не могут быть включены в состав данного вида расходов, так как не являются аудитом в узком смысле. Напротив, Минфин России полагает, что сопутствующие аудиту услуги принимаются при исчислении налоговой базы по единому налогу при единственном условии - наличии лицензии у аудиторской организации или индивидуального аудитора.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Согласно статье 34619 НК РФ, налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетными периодами считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Глава 262 предусматривает уплату единого налога в виде авансовых платежей. Под авансовыми платежами в данном случае подразумевается их перечисление по итогам каждого отчетного периода. Порядок исчисления авансовых платежей зависит от выбранного объекта налогообложения. Разница в этих порядках состоит и в способе зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Плательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
В случае если по итогам налогового периода сумма исчисленного единого налога составит меньше 1% налоговой базы либо если налогоплательщиком получены убытки (сумма расходов превышает сумму доходов), налогоплательщик уплачивает минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Сумма минимального налога составляет 1% налоговой базы, которой являются доходы, исчисленные по правилам ст. 346.15 НК РФ.
Если в течение отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев) налогоплательщиком были уплачены авансовые платежи по единому налогу, а по итогам налогового периода - минимальный налог, то уплаченные авансовые платежи возвращаются налогоплательщику либо засчитываются в счет уплаты минимального налога, исчисленного за налоговый период в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Не имеют право применять упрощенную систему налогообложения следующие организации:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса;
13) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
Следует также отметить, что субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
По упрощенной системе налогообложения с 01.01.2006 г. субъектам РФ предоставлено право своими законами принимать решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом законом субъекта РФ определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах перечня, предусмотренного статьей 346.25.1 Налогового кодекса РФ), по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями, не привлекающими в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в т.ч. на основе договоров гражданско-правового характера, упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения, предусмотренную Налоговым Кодексом РФ.
Так, например, закон о применении патентной упрощенной системы налогообложения принят в г. Москве. Всего в законе поименовано 58 видов предоставления услуг и выполнения работ, дающих право на применение патентной системы УСН. Для того чтобы получить положительное решение налоговиков о переходе на патентную систему предприниматель не может иметь наемных работников и годовые доходы свыше 20 млн. рублей. Вид деятельности, которым он занимается, не должен подпадать под обложение единым налогом на вмененный доход.
Максимальный период, на который выдают патент - 1 год. Купить его и перейти на специальный режим можно с первого числа любого квартала. Это правило касается тех, кто работает по обычной системе налогообложения. Оно не распространяется на предпринимателей, которые уже применяют УСН. Менять систему УСН на другую можно только с начала следующего года.
Для получения патента предприниматель обязан подать заявление в налоговые органы, которые обязаны либо выдать патент в течение 10 дней, либо принять решение об отказе.
Существенное отличие патента от обычной системы УСН заключается в том, что при применении данного режима отсутствует объект налоговой базы. Размер потенциально возможного годового дохода уже установлен законом г. Москвы от 9 ноября 2005 г. № 54 Решение о выдаче предпринимателям документа на использование «патентной» деятельности принимается налоговыми органами на основании именно этого документа. Он вступил в силу с 1 января 2006 года. Для расчета стоимости патента предпринимателю необходимо посмотреть в вышеупомянутом Законе потенциально возможный годовой доход и умножить эту сумму на 6 процентов.
Оплатить патент можно частями. Первая часть - 1/3 стоимости патента - уплачивается в течение 25 дней с начала осуществления деятельности. Остальная сумма должна быть внесена не позднее 25 дней после окончания действия документа (п. 8, п. 10 ст. 346.25.1 НК). Последнюю долю можно уменьшить на страховые взносы, но не более чем на 50 процентов.
Предприниматель при применении патентной системы не обязан подавать декларацию в налоговую инспекцию, что является основным ее преимуществом. Однако представители бизнеса не освобождены от ведения учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК).
Лишить предпринимателя права на применение такой системы налоговые органы могут по нескольким основаниям:
· если используется труд наемных работников;
· не уплачена в срок 1/3 часть патента;
· лимит полученных доходов превысил 20 млн. рублей.
При таких нарушениях предприниматель теряет возможность использовать патент и обязана уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения за весь период применения льготной системы. Переход обратно на упрощенную систему Налоговым кодексом не предусмотрен.
Применение патентной системы может быть выгодно или невыгодно предпринимателю в зависимости от размера получаемых им доходов.
По состоянию на 01.01.2007 г. мобилизовано в консолидированный бюджет единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, 5888,2 млн. рублей, что составляет 149,0% к соответствующему периоду прошлого года. Если в 2003 году на УСН числилось около 180 тысяч налогоплательщиков, то к началу этого года их насчитывалось более миллиона.
В федеральный бюджет в отчетном периоде поступило 2034,0 млн. рублей, или 160,3% к уровню поступлений за аналогичный период прошлого года.
От малых предприятий поступления составили 4999,3 млн. рублей, или 160,9% к поступлениям прошлого года. От индивидуальных предпринимателей поступило 888,9 млн. рублей, или 106,0% к поступлениям прошлого года. В целом по России доля поступлений единого налога за 2005 год от применения упрощенной системы налогообложения в консолидируемом бюджете составила 0,3 процента.
Основную долю поступлений данного налога (51,7%) обеспечили управления ИФНС России по городам Санкт-Петербургу (12,2%), Москве (6,6%), Пермской области (4,5%), Челябинской области (3,7%), Самарской области (3,4%), Калининградской области (3,4%), Алтайскому краю (3,2%), Краснодарскому краю (2,9%), Республике Татарстан (2,5%), Московской области (2,4%), Омской области (2,4%), Кировской области (2,2%), Свердловской области (2,2%). По данным налоговых органов наиболее часто на упрощенную систему налогообложения переходят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие медицинские услуги, ремонтно-строительные услуги, различные консультационные услуги.
Рост поступлений данного налога достигнут, прежде всего, за счет значительного увеличения по сравнению с 2000 годом количества организаций, перешедших в течение истекшего года на применение данного налогового режима.