Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:33, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Понятие налоговой системы………………………………………………….4
Сущность и принципы налогообложения……………………………...4
Элементы налога………………………………………………………...6
Классификация по механизму формирования…………………………6
Классификация по уровням налогообложения………………………...7
Способы взимания налогов……………………………………………..9
Виды налоговой системы…………………………………………….....9
Основные налоги РФ…………………………………………………...10
Проблемы современной налоговой системы РФ………………………….17
Анализ действующей налоговой системы……………………………17
Нестабильность налоговой системы РФ……………………………...18
Основные направления и механизмы реализации налоговой политики РФ…………………………………………………………………………….21
Налоговоя политика и оздоровление экономики…………………….21
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….25
1.3. Классификация по механизму формирования
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные
налоги переносятся на конечного
потребителя в зависимости от
степени эластичности спроса на товары
и услуги, облагаемые этими налогами.
1.4. Классификация по уровням налогообложения
Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:
Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.
Каждому
органу управления трехуровневая система
налогообложения дает возможность самостоятельно
формировать доходную часть бюджета исходя
из собственных налогов, отчислений от
налогов, поступающих в вышестоящий бюджет
(регулирующих налогов), неналоговых поступлений
от различных видов хозяйственной деятельности
(арендная плата, продажа недвижимости,
внешнеэкономическая деятельность и пр.)
и займов.
1.5. Способы взимания налогов
1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект
налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик
налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом,
выплачивающим доход. Поэтому оплата налога
производится до получения дохода, причем
получатель дохода получает его уменьшенным
на сумму налога. Например, подоходный
налог с физических лиц. Этот налог выплачивается
предприятием или организацией, на которой
работает физическое лицо. То есть до выплаты,
например, заработной платы из нее вычитается
сумма налога и перечисляется в бюджет.
Остальная сумма выплачивается работнику.
1.6. Виды налоговой системы
Существуют два вида налоговой системы – шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый
налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается
налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные
ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной
налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково.
Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового
результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко
применяется
в Западных государствах.
1.7. Основные налоги Российской Федерации
1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) в своем современном виде введен в РФ в 1992 г. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.
НДС взимается по ставке 20%, а при реализации отдельных продуктов питания и товаров для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой опыт свидетельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж) чаще всего служит региональным налогом. Например, в США налог с продаж — это один из основных финансовых источников штатов, отчисления от которого получают и города. В федеральный бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет суммы НДС, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 15%. НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений. НДС, уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной деятельности, обложению НДС не подлежит.
НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
От НДС освобождены: экспортиру