Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа
Именно поэтому цель работы заключается в попытке разоблачения некоторых экспортных схем.
Достижение указанной цели определило необходимость решения следующих задач:
- исследовать действующее налоговое законодательство РФ;
- проанализировать незаконные схемы возмещения НДС;
- выявить трудности, с которыми сталкиваются налоговые органы при выявлении неправомерного возмещения НДС;
- ознакомиться с практикой возврата НДС в мире.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………….4
I. ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС КАК СПОСОБ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ
1.1. Уплата НДС и его возмещение из бюджета…………………………..4
1.2. Когда экспортеры на подозрении……………………………………...5
II. ЭКСПОРТНЫЕ СХЕМЫ………………………………………………7
2.1. Фиктивная «экспортная» деятельность……………………………….7
2.1.1. Создание оснований для возмещения «экспортного» НДС…………7
2.1.2. Как строятся налоговые схемы по фиктивному экспорту…………...8
2.1.3. Разоблачение схемы по фиктивному экспорту…………….................9
2.1.4. Ситуация……………………………………………………………….10
2.2. Завышение цены экспортного товара………………………………..12
2.2.1. Налоговая выгода от завышения цены экспортного товара………..12
2.2.2. Искусственное наращивание цены товара, отправляемого на экспорт…………………………………………………………………13
2.2.3. Опасности завышения «экспортного» НДС…………………............14
2.2.4. Ситуация……………………………………………………………….15
III. ТРУДНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕПРАВРМЕРНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС…………………………………………………………………….17
IV. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ВОЗМЕШЕНИЕМ НДС…………………………………………………………………….20
V. ДИНАМИКА ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС………………………………..21
VI. ПРАКТИКА ВОЗВРАТА НДС В МИРЕ…………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…..27
IV. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ НДС.
Предложений по борьбе с незаконным возмещением экспортного НДС множество: от законодательного разрешения возмещать НДС только тем фирмам, которые сами производят и экспортируют товар, до полного отказа от возврата налога.
Еще совсем недавно широко обсуждалась идея ввести специальные счета. Смысл ее заключался в том, что при расчетах компаниям пришлось бы переводить суммы налога на спецсчет. С него можно было бы тратить средства только на уплату НДС в бюджет или партнеру. Однако если ввести такую практику, то большая часть оборотных средств фирм окажется замороженной на спецсчетах. Более того, нет никакой уверенности, что мошенники не придумают другие схемы, а от неудобных спецсчетов пострадают лишь добросовестные экспортеры.
Были и другие проекты. Например, совсем отменить НДС, введя налог с продаж. Или законодательно обязать экспортеров отвечать за своих поставщиков, и самим доказывать налоговикам, что те НДС в бюджет перечислили.
Но это еще не все. Для решения проблемы экспортного НДС чиновники предлагают ужесточить борьбу с однодневками, изменив условия регистрации фирм. Они мечтают ввести электронную систему контроля экспортируемых товаров, объединив базы данных налоговиков и таможни.
Есть и более простые предложения – увеличить срок возмещения НДС с трех месяцев до шести. Налоговики считают, что уж за полгода они успеют разобраться, что к чему.
Однако на сегодняшний день все эти проекты так и остались проектами. А на вооружении у проверяющих – лишь подробное описание уже разоблаченных махинаций да перечень признаков, которые могут свидетельствовать о том, что «дело нечисто».
Так, у московских налоговиков есть специальное руководство: обзор схем и способов уклонения от уплаты налогов, направленных на возмещение НДС из бюджета. Этот документ обязаны изучать все сотрудники, имеющие отношение к налоговым проверкам.
V. ДИНАМИКА ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС.
Возмещение НДС растет гигантскими темпами и к 2013 году согласно данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования сравняется с поступлениями налога. Об этом свидетельствует устойчивый рост доли налоговых вычетов и возмещения по экспорту в начисленном НДС. В 2006-м экспортеры возместили 708,3 миллиарда рублей, что в 1,3 раза больше, чем в 2005-м. А в I квартале 2007-го - уже 170,1 миллиарда рублей, что на 12,4 процента больше, чем за первые три месяца 2006 года. Существенная часть налоговых вычетов и возмещений - следствие уклонения от уплаты налога. Сегодня уровень собираемости налога на добавленную стоимость согласно данным, приведенным в докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, составляет около 70 процентов.
При сохранении сложившейся тенденции ускоренного роста налоговых вычетов и возмещений, считают экономисты, они достигнут общего объема начисленного НДС, что будет означать экономическую бессмысленность налога и необходимость его замены.
Налоговый орган проверяет представленные документы на предмет достоверности указанных в них сведений и принимает решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС. Проведен анализ динамики поступления НДС и его возмещения (рис. 1).
Рис.1. Показатели собираемости НДС и объемы его возмещения в 2003-2007 гг.
Диаграмма показывает, что рост возмещения налога на добавленную стоимость опережает рост собираемости НДС в целом. Более наглядно это представлено на рис. 2.
Рис. 2. Динамика собираемости и возмещения НДС в 2003-2007 гг.
Очевидно, что существенная часть возмещений представляет собой последствия уклонения от налога. Недобросовестные участники ВЭД путем использования фиктивных схем экспорта товаров, фальсифицированной бухгалтерской и внешнеторговой документации и цепочек фирм – «однодневок» незаконно возмещают крупные суммы НДС из бюджета. Государство в лице налоговых и таможенных органов не в состоянии изменить данную тенденцию, что приводит к неоправданным отказам в возмещении НДС. Задержка или отказ в возмещении НДС налогоплательщикам, добросовестно исполняющим налоговые обязательства, приводят к изъятию из оборота таких организаций определенной суммы финансовых средств. Анализ показал, что сложность и длительные сроки возврата НДС являются главной проблемой отечественных экспортеров (рис. 3).
Рис. 3. Острота проблем с экспортом у разных типов собственников
На приведенной диаграмме наглядно представлено, что даже в такой «благополучной» группе, как предприятия с государственным участием, около 46 % фирм вовремя не получают НДС и только 24 % фирм не испытывают проблем, связанных с экспортом. У остальных групп предприятий данные показатели намного ниже.
VI. ПРАКТИКА ВОЗВРАТА НДС В МИРЕ.
В большинстве стран даже физическое лицо может получить возврат налога за купленные товары. Правда, этой привилегией пользуются не все - слишком много времени может потребоваться в аэропорту для того, чтобы отстоять очередь, состоящую из желающих вернуть сумму налога. К тому же у туриста должны сохраниться все чеки. Нередко есть и другие ограничения - например, во многих странах ЕС налог возмещается, если стоимость покупок превышает определенную сумму, например 500 евро.
Тем не менее почти во всех странах НДС при экспорте товаров возмещается. Правда, схемы незаконной неуплаты налога во многих странах похожи, из-за чего каждое государство придумывает свои методы борьбы. Например, в Великобритании при появлении фирмы-однодневки за неуплату налога все участники цепочки продавцов товара лишаются права на возмещение НДС и обязаны заплатить налог за исчезнувшего контрагента. В Китае возмещение НДС дифференцируется в зависимости от экспортируемых товаров. За вывезенную за границу готовую продукцию НДС возмещается в полном объеме, за сырье - не возмещается вовсе. А в Болгарии для предотвращения незаконных схем действуют НДС-счета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня налог на добавленную стоимость (НДС) приходится платить всем компаниям, продающим свои товары или услуги. Собственно, само название налога говорит о том, что государство предлагает делиться всякий раз, когда продавец "накручивает" цену ради собственной прибыли. При экспорте получается, что НДС компании платят дважды - в России, а также на территории государства, которое покупает российский товар. Поэтому по закону налог теоретически должен полностью возвращаться на счета компаний-экспортеров.
На практике "справедливая" система возмещения НДС выглядит совсем иначе. Чаще всего компаниям (их размер и сфера деятельности при этом значения не имеют) приходится добиваться возмещения налога через суды. Происходит это потому, что помимо "белых и пушистых" экспортеров существует масса тех, кто на возмещении НДС неплохо зарабатывает.
Схемы незаконного возмещения налога не отличаются изощренностью и чиновникам давно известны. Товар либо оформляется на вывоз из страны и на самом деле никуда не вывозится, либо перепродается через цепочку взаимосвязанных фирм. При этом стоимость его накручивается, и размер предъявляемого к возмещению НДС оказывается более чем внушительным. Проследить при этом за механизмом "накрутки" почти невозможно - мелкие посредники чаще всего бесследно исчезают после совершения сделки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституция РФ. – М., 1993.
2. Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Справочно-правовая система «ГАРАНТ-Студент».
3. Налоговый Кодекс РФ. – М., 2002.
4. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
5. Евдокимов С. Криминальный бизнес вокруг возмеще¬ния НДС экспортерам. // Юрист и бухгалтер. - 2001. - №7.
6. Задорнов М. Закон об НДС изменится во втором квартале 2002 года // Коммерсант. - №234/П. - 24 декабря 2001 г.
7. Ильин А. Криминальная матрица. Налоговая преступность в России. – СПб.: НЕВА, 2001.
8. Ильин А. Криминальная матрица. Экономическая преступность на современном этапе. – СПб.: НЕВА, 2002.
9. Каульбарс А. Остановки экспорта мы не допустим. // Коммерсантъ. - №234. - 2001. - 24 дек.
10. Кулешов В. Возврат НДС: кому, сколько и когда? // Экономика и жизнь. - №33. - август 2001 г.
11. Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями от 22 мая 2001 г., 6 августа, 17 сентября 2002 г.), утв. Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447.
12. Методические рекомендации по противодействию незакон¬ному возмещению экспортерам налога на добавленную стоимость / Н. А Данилова, С. Г. Евдокимов. Т. Г. Николаева, А. Е. Скачкова, В. Ф. Щепельков; Под ред. О. Н. Коршуновой. – СПб., 2001.
13. Муравьева И., Охлопкова М. Сравнительный обзор норм действующего налогового законодательства и норм главы 21 части второй Налогового кодекса РФ. Профессиональный комментарий. // Финансовая газета. 2000. №44.
14. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / под ред. А. В. Брызгалина. — М.: Ана¬литика-Пресс, 1998.
15. Плешанова О. Битва у пограничного столба // Коммерсант. - №234/П. - 24 декабря 2001.
16. Синельников С. и др. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития. – М., Евразия, 1998.
17. Трунин И.В. Проблемы совершенствования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации. – М.: ИЭПП, 2000.
25
Информация о работе Возмещение НДС как способ незаконного обогощения