Возникновение, сущность акцизов и их роль в финансовой системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:40, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании работы были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность акцизов.
2.Осуществить обзор российского законодательства об акцизах.
3. Проанализировать особенности взимания акцизов на таможнях в РФ.
4.Рассмотреть проблемы, связанные с акцизным налогообложением и способы совершенствования акцизного налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Оценка системы акцизного налогообложения в РФ.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

    Однако, есть регионы, в которых почти нет доходов от акцизов. Это Мурманская область, Ненецкий АО, Коми-Пермяцкий АО, Эвенкийский АО, Корякский АО, в которых, как правило, развита промышленность по добыче и переработке энергоносителей, доходы от которой поступают в федеральный бюджет.

    Следует отметить, что при формировании доходов  только от одного источника могут  быть свои опасности. Бюджет региона  попадает в зависимость от деятельности этой отрасли. Уход производителей алкоголя в тень может привести к отрицательным  последствиям при исполнении регионального бюджета по расходам (в том числе и в социальной сфере). Руководителям этих регионов следует уделять особое внимание контролю за этой бюджетообразующей отраслью, искать пути выхода из «алкогольной зависимости» их бюджетов.

    Активное участие государства в организации хозяйственной жизни страны обеспечивается регулирующей функцией акцизов, имеющей различные формы реализации.

    Одной из основных форм является введение акцизов  на специально отобранные товары, по которым  признается необходимость регулирования спроса и предложения. Обычно эти товары характеризуются низкой себестоимостью производства и высокой рыночной ценой продажи для конечных потребителей или экстернальными эффектами. Например, в США применяется так называемый «экологический» акциз - акциз на химикаты фреонового типа.

    Акцизы  также устанавливаются с целью  изъятия в доход бюджета части  выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить  рентабельность производства данной продукции  до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным.

    В некоторых случаях акцизы вводятся на предметы роскоши с целью перераспределения доходов высокооплачиваемых слоев населения в пользу государства и малоимущих. Как правило, это товары для богатых и общественно порицаемые товары, за которые потребитель согласен платить значительно выше их себестоимости. В мировой практике в эту категорию традиционно входят яхты, дорогие мотоциклы, легковые автомобили определенной мощности, а также ювелирные изделия. Здесь используется известный эффект увеличения спроса на товары не первой необходимости при повышении доходов выше определенного уровня.

    Практически все подакцизные товары содержатся в специальном перечне, где указываются  также ставки акцизов, и который, как правило, изменяется в зависимости  от конъюнктуры рынка, экономической  ситуации и т.д. Расширение номенклатуры подакцизных товаров ведет к слиянию акцизов и другого косвенного налога - налога на добавленную стоимость. В этом случае акциз начинают называть универсальным .

    Регулирующая  функция реализуется также при  установлении дифференцированных ставок акцизов на разные виды товаров внутри товарных групп. Это осуществляется с целью влияния на структуру потребления населением товаров разных видов. Так, более высокая ставка на крепкие алкогольные напитки стимулирует производство и потребление высококачественных вин и слабоалкогольных изделий. 

      В 1998 году законом "О федеральном  бюджете" было установлено,  что 100% акцизов на нефть (включая  газовый конденсат), акцизов на  услуги по ее перекачке, акцизов  на природный газ, бензин автомобильный,  легковые автомобили, акцизов на  товары, ввозимые на территорию РФ, и 50% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, будут перечисляться в доход федерального бюджета.

Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима - 78700,4 млн. рублей, 25,6% от всех планируемых налоговых поступлений.

      Структура поступающих в федеральный бюджет акцизов не изменилась. Изменилась общая доля акцизов в налоговых доходах федерального бюджета. 

В то же время нужно сказать, что акцизы остаются наиболее собираемыми налогами в РФ, что объясняется спецификой объектов обложения .

    Таким образом, можно сказать, что акцизы являются одними из наиболее важных налогов, оказывающих серьезное влияние  на исполнение бюджета по доходам. 
 
 

      

      

Глава III. Совершенствование  системы налогообложения  акцизами в РФ

3.1. Реформирование акцизного  налогообложения 

     К числу основных проблем акцизного  налогообложения, существовавших до начала налоговой реформы и принятия главы 22 Налогового кодекса, можно отнести необходимость в условиях инфляции пересмотра специфических ставок акцизов для сохранения уровня налоговых поступлений в реальном выражении, невыгодные для России принципы территориальности при уплате акциза с подакцизных товаров при торговле со странами СНГ, отсутствие эффективного контроля за производством и реализацией подакцизных товаров, в особенности, алкогольной и табачной продукции.

     Первый  этап налоговой реформы включал  в себя принятие четырех глав второй части Налогового кодекса, в том числе главы 22 "Акцизы". Основные изменения по отношению к действовавшему законодательству заключались в следующем.

     В Налоговом кодексе в связи  с отменой налога на реализацию ГСМ  и снижением до 1% налога на пользователей  автодорог были дополнительно введены акцизы на дизельное топливо и автомобильные масла и приблизительно в три раза увеличены акцизы на автомобильный бензин по сравнению со ставками, действовавшими в 2000 г. Помимо индексации ставок на алкогольную продукцию было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между ее производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией, при введении с 1 июня 2001 г. режима акцизного склада. Если в 2000 г. ставки акцизов на легковые автомобили были установлены в зависимости от объема двигателя, то по Налоговому кодексу - в зависимости от мощности двигателя. До 2002 г. сохранена нулевая ставка для организаций, реализующих в Республику Беларусь природный газ, добываемый на территории РФ.

     Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 118-ФЗ были внесены изменения и дополнения в главу 22. Согласно положениям этого закона, к природному газу в целях применения акцизов приравнен отбензиненный сухой газ и нефтяной (попутный) газ после их обработки или переработки. Внесены изменения в отдельные ставки акцизов. Нефть и стабильный газовый конденсат исключаются из списка подакцизного минерального сырья с 1 января 2002 г. (п/п. 1 и 5 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 126-ФЗ). Передача продукции в целях применения акцизов рассматривается как реализация.

     Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ было уточнено положение об определении  налоговой базы при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке. База определяется как стоимость  реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.

     Постановлением  Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 915 установлены ставки авансового платежа, уплачиваемого при покупке  региональных специальных марок по подакцизным товарам:

     на  алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25% включительно - 0,3 руб. за 1 марку;

     на  алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% - 0,8 руб. за 1 марку.

     Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 863 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1023, касающиеся правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции. Маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция (кроме импортной и пива) с объемной долей этилового спирта свыше 9%, реализуемая с акцизных складов организаций. На такую алкогольную продукцию должна быть нанесена марка того субъекта Российской Федерации, на территории которого она будет реализована через розничную сеть или сеть общественное питания (исключение составляют отдельные субъекты РФ, относящиеся к территориям Крайнего Севера, где допускается продажа продукции, маркированной специальными марками других субъектов Российской Федерации).

     В ходе реформирования акцизного налогообложения  в целом были приняты предлагавшиеся положения, касавшиеся, в частности, установления принципа страны назначения при уплате акцизов в торговле со странами СНГ, были проиндексированы ставки акцизов. В то же время переход к полной уплате акцизов на алкогольную и табачную продукцию с помощью акцизных марок был отвергнут в ходе рассмотрения главы "Акцизы" в Государственной Думе под давлением лобби производителей алкогольной продукции.

     Следует отметить, что установление акцизных складов явилось своеобразной реакцией на разделение уплаты акциза на алкогольную  продукцию между производителями  и оптовыми продавцами и было призвано гарантировать полную уплату акциза. В перспективе перевод уплаты этого вида акциза на розничное звено ввиду невозможности администрирования налога не предполагается. В этой связи положение о режиме акцизного склада будет сохранено.

     В рамках продолжения налоговой реформы  в 2002 г. было принято решение об установлении смешанной ставки акциза на табачные изделия, что обуславливает необходимость организации контроля за формированием стоимости, к которой будет применяться адвалорная часть акциза. В качестве одной из возможных альтернатив является установление контролируемых цен на эту продукцию - при регулярной индексации цен или при превышении ИПЦ определенных параметров.

     Следует отметить, что существенный рост поступлений  акцизов в реальном выражении  на 48% произошел в основном за счет введения новых акцизов (на дизельное топливо и моторные масла) и увеличения акцизов на бензин (примерно в три раза). В совокупности эти меры привели к увеличению поступлений акцизов в 2001 г. по сравнению с 2000 г. более чем на 0,25 п.п. в долях ВВП.

     Изменения в порядке взимания акцизов на алкоголь (введение акцизных складов с 1 июля 2001 г.) незначительно повлияли на уровень поступлений акцизов на алкогольную продукцию в долях ВВП.

     Анализ  задолженности по акцизам   свидетельствует  о сокращении реального накопленного ее объема в 2004 г. на более чем 12%. При этом прирост задолженности в 2004 г. составил в номинальном выражении всего 0,95 млрд руб., или 0,01% ВВП. При этом в общей структуре задолженности недоимка по налогу сократилась в реальном выражении на 40%, а отрицательный прирост в 2004 г. составил 0,04% ВВП.

     В структуре задолженности по видам  акцизов наибольшее сокращение претерпел  акциз на нефть - в реальном выражении  более чем на 55%. При этом реальный объем недоимки по нему сократился почти в 20 раз, что соответствует отрицательному приросту равному 0,02% ВВП. В то же время отсроченные платежи по данному виду акциза выросли в реальном выражении в 5 раз.

     Итак, акцизы являются важным источником налоговых  поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут возникнуть в переходный период. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.  
 

3.2. Повышение эффективности  акцизного налогообложения  в РФ на современном  этапе.

     В  2008-2010 гг. с учетом накопленного опыта, а также опыта зарубежных стран  следует продолжить реформирование системы акцизного налогообложения.

       В  отношении акцизов на нефтепродукты представляется целесообразным начиная с 2007г. отказаться от существующей ныне «зачетной» системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами и вернуться к действовавшему ранее порядку  уплаты таких акцизов предприятиями-производителями нефтепродуктов (с  сохранением этой  системы в отношении прямогонного бензина). Это позволит заметно облегчить администрирование уплаты акцизов на нефтепродукты. При этом,  должно быть сохранено сложившееся распределение сумм акцизов по территории Российской Федерации применительно к нормативам, установленным в бюджетном законодательстве.

Информация о работе Возникновение, сущность акцизов и их роль в финансовой системе России