Взаимодействие между налоговыми органами "по вертикали" и "по горизонтали" налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:38, доклад

Описание

Взаимодействие "по вертикали" обусловлено тем, что система налоговых органов Российской Федерации является трехуровневой. На федеральном уровне действует центральный аппарат ФНС РФ и сборам и межрегиональные инспекции ФНС России. На уровне регионов функционируют управления ФНС России. На местном уровне - инспекции ФНС России по районам, инспекции по районам в городах, инспекции в городах без районного деления, межрайонные инспекции.

Работа состоит из  1 файл

Взаимодействие между налоговыми органами.docx

— 25.14 Кб (Скачать документ)

Взаимодействие  между налоговыми органами "по вертикали" и "по горизонтали" налоговой системы

Взаимодействие  между налоговыми органами России происходит как бы в двух направ-лениях - "по вертикали" и "по горизонтали".

Взаимодействие "по вертикали" обусловлено тем, что система налоговых органов Российской Федерации является трехуровневой. На федеральном уровне действует центральный аппарат ФНС РФ и сборам и межрегиональные инспекции ФНС России. На уровне регионов функционируют управления ФНС России. На местном уровне - инспекции ФНС России по районам, инспекции по районам в городах, инспекции в городах без районного деления, межрайонные инспекции.

Каждое из этих звеньев системы налоговых  органов имеет свои, локальные, задачи, функции и полномочия, но решают одну общую задачу - обеспечение  поступления средств в бюджет России. Налоговые органы разного уровня связаны друг с другом отношениями администра-тивного подчинения и взаимодействуют "по вертикали".

Центральный аппарат и региональные управления ФНС России выполняют администра-тивные и методические функции. Они, как правило, не работают непосредственно с налогоплательщиками и не контролируют соблюдение ими налогового законодательства и уплату налогов. Районные (межрайонные) инспекции, напротив, ведут работу непосредственно с закрепленными за ними налогоплательщиками, осуществляют налоговый контроль за их деятельностью и непосредственно обеспечивают поступление средств в бюджетную систему страны.

В части  организации взаимодействия внутри налоговой системы основными  задачами ФНС РФ являются:

- планирование  работы налоговых органов страны;

- организация  работы нижестоящих налоговых  органов с. целью максимально  эффективного выполнения задач,  стоящих перед федеральной службой;

- координация  работы нижестоящих налоговых  органов;

- контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов;

- организация  взаимодействия налоговых органов  с другими государственными органами, а в отдельных случаях - с  налоговыми органами других государств;

- методическое обеспечение деятельности нижестоящих налоговых органов с целью единообразного применения налогового законодательства на всей территории страны;

- разработка  и внедрение единой структуры  нижестоящих налоговых органов  и единой технологии их работы;

- распределение  численности сотрудников и фонда  оплаты труда между нижестоящими  налоговыми органами в соответствии  с нагрузкой и спецификой каждого  региона.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации  решает эти задачи путем разработки различных регламентирующих документов, обязательных для исполнения нижестоящими налоговыми органами.

В соответствии с п. 3 ст. 31 НК РФ, Федеральная налоговая  служба Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждает формы  заявлений о постановке на учет в  налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых  деклараций и устанавливает порядок  их заполнения, обязательные для налогоплательщиков. Следует уточнить, что эти документы  обязательны также и для налоговых органов. Устанавливая форму декларации по налогам или заявления о постановке налогоплательщика на учет, ФНС России уже формирует определенную технологию их обработки в налоговой инспекции и схему взаимодействия налоговых органов в ходе этой обработки.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации  издает приказы об организации работы по тем или иным направлениям; регламенты проведения отдельных работ; распоряжения и письма по отдельным вопросам налоговой  работы. Эти документы обязательны  для исполнения нижестоящими налоговыми органами и регулируют их совместную работу по сбору налоговой информации и по налоговому контролю.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации  осуществляет общее методическое обеспечение  процесса сбора налогов. Оно дает разъяснения по вопросам, возникающим  у нижестоящих налоговых органов  в ходе их деятельности, обеспечивая  единообразный подход к этим вопросам на всей территории страны. В том  случае, когда разъяснение по вопросам применения налогового законодательства готовит региональное управление ФНС  России, оно должно быть согласовано  с федеральной службой.

ФНС России разрабатывает и утверждает формы  ведомственной отчетности налоговых  инспекций и методические указания по их заполнению. Оно контролирует своевременность представления  отчетности нижестоящими налоговыми органами и правильность ее составления. Федеральная  налоговая служба Российской Федерации  дает отдельные поручения нижестоящим  налоговым органам по представлению  информации по отдельным вопросам налоговой  работы, проведению тематических проверок или проверок отдельных категорий  налогоплательщиков и контролирует их выполнение. Анализирует результаты работы налоговых органов в регионах и принимает меры по результатам  этого анализа. Выявляет и распространяет передовой опыт налоговой работы.

В начале года ФНС России разрабатывает и утверждает план контрольной работы налоговых  органов. Этот план доводится до региональных управлений ФНС и служит основой  для планирования их деятельности.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации  совместно с другими заинтересо-ванными организациями, участвует в составлении межведомственных планов по отдельным направлениям работы, доводит эти планы до нижестоящих налоговых органов и контролирует их исполнение. Федеральная служба подготавливает двухсторонние и многосторонние межведом-ственные соглашения и положения о взаимодействии и организует работу налоговых органов по их практическому исполнению.

В ходе проверок работы нижестоящих налоговых органов  сотрудники ФНС России обращают внимание на то, как организовано их взаимодействие с другими органами регионального  и местного уровня, а также между  подразделениями одного налогового органа.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации  ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков федерального уровня. Для этого она получает от региональных управлений информацию о включении  налогоплательщиков в ЕГРН и исключении их из него, проверяет представленную информацию на полноту и достоверность  и "подкачивает" ее в свою базу данных. В том случае, когда в ходе присвоения ИНН налогоплательщикам у нижестоящих налоговых органов возникает необходимость в получении информации из федерального ЕГРН, то ФНС России, по запросу, предоставляет такую информацию.

Управления  ФНС России по субъектам Российской Федерации выполняют аналогичные  функции по организации и координации  взаимодействия с районными инспекциями  ФНС, расположенным в регионе.

В некоторых  случаях региональные управления ФНС  организуют получение и предварительную  обработку информации, необходимой  для осуществления налогового контроля, от региональных подразделений других министерств или органов государственного управления региона. В этом случае, информация после ее обработки на региональном уровне, передается в  районные налоговые инспекции для  использования при налогообложении  юридических и физических лиц.

Необходимость взаимодействия налоговых органов  одного уровня - взаимодействия "по горизонтали" - обусловлена следующими факторами:

1. Налогоплательщики,  зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспек-цией, осуществляют хозяйственную деятельность на территории одной или нескольких других инспекций.

2. Налогоплательщики  ведут хозяйственную деятельность  на территории одной инспекции,  но имеют объект налогообложения,  зарегистрированный на территории  другой инспекции.

3. Налогоплательщики,  зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспек-цией, проводят хозяйственные операции с предприятиями, банками, гражданами, зарегистрированными на территории других инспекций.

4. Налогоплательщики  по разным причинам могут переходить  с налогового учета в одной  инспекции на учет в другую  инспекцию.

Взаимодействие "по горизонтали" осуществляется путем обмена информацией между налоговыми органами одного уровня, путем организации встречных проверок и одновременных проверок хозяйствующих субъектов на нескольких территориях. В некоторых случаях налоговая инспекция передает право на взыскание неуплаченных налогов другой налоговой инспекции.

Обмен информацией  между налоговыми органами одного уровня может организовываться на постоянной основе в соответствии с нормативными документами, изданными вышестоящими налоговыми органами, и в инициативном порядке.

Налогоплательщики встают на учет в налоговых инспекциях по месту государственной регистрации, по месту нахождения филиалов и представительств организаций, месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества  и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В каждом из этих случаев  налоговая инспекция может присвоить  ему ИНН. В результате, возникает  реальная опасность присвоения одному налогоплательщику двух, трех, и  более ИНН. Во избежание этого  ФНС России установлено, что ИНН  присваивается только по месту государственной  регистрации налогоплательщика. При его обращении в налоговую инспекцию для постановки на учет по месту нахождения филиалов и представительств организаций, месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств, инспекция, в которую он обратился, обязана направить запрос в инспекцию по месту его государственной регистрации для получения сведений о присвоенном ему ИНН.

При проведении проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин  в денежных расчетах с населением налоговые инспекции контролируют все организации и предпринимателей, фактически работающих на их территории, вне зависимости от места их государственной  регистрации. Акты таких проверок рассылаются в те налоговые инспекции, где проверенные плательщики состоят на учете. Решения по выявленным нарушениям принимаются по месту учета нарушителей. Одновременно, налоговые органы получают информацию о том, где конкретно работают "их" налогоплательщики.

Физические  лица, состоящие на учете в налоговой  инспекции по месту регистрации, могут владеть имуществом или  пользоваться земельными участками, расположенными на территории других инспекций. Уплата налогов на землю и имущество, в этом случае, должна производиться  по месту нахождения земли и имущества. Однако соответствующая налоговая  инспекция не всегда может разыскать  таких плательщиков и вручить  им налоговые уведомления и требования об уплате налогов. В этом случае она  пересылает эти документы в инспекцию  по месту регистрации гражданина для вручения их ему и контроля за уплатой налогов. О принятии такой недоимки ко взысканию инспекция по месту жительства плательщика сообщает в инспекцию по месту нахождения объектов обложения.

Взаимодействие  налоговых органов  с другими государственными органами

Взаимодействие  налоговых органов с другими  государственными структурами имеет  разную основу. Так, ежедневное взаимодействие с органами федерального казначейства и местными финансовыми органами обусловлено тем, что и налоговые  органы, и казначейство занимаются исполнением доходной части бюджетов всех уровней. Взаимодействие основано на разделении труда в рамках единой технологии обработки документов об уплате налогов и обмене информацией  в ходе такой обработки.

Взаимодействие  с правоохранительными органами основано на обмене информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес  и совместной контрольной работе.

Взаимодействие  с государственными внебюджетными  фондами обусловлено тем, что  и в налоговых органах, и в  этих фондах состоят на учете одни и те же налогоплательщики, которые  обязаны представлять отчеты и декларации как в инспекцию, так и в фонды. С введением единого социального налога, контролируемого налоговыми органами, взаимодействие с фондами не только не утратило актуальности, но, наоборот, усилилось.

В органах федерального казначейства открываются счета для зачисления доходов федераль-ного бюджета. Федеральное казначейство распределяет между бюджетами регулирующие налоги в соответствии с пропорциями, установленными в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год.

Федеральное казначейство РФ - система федеральных органов, главными задачами которой являются: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; управление доходами и расходами федерального бюджета.

Информация о работе Взаимодействие между налоговыми органами "по вертикали" и "по горизонтали" налоговой системы