Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:38, доклад
Взаимодействие "по вертикали" обусловлено тем, что система налоговых органов Российской Федерации является трехуровневой. На федеральном уровне действует центральный аппарат ФНС РФ и сборам и межрегиональные инспекции ФНС России. На уровне регионов функционируют управления ФНС России. На местном уровне - инспекции ФНС России по районам, инспекции по районам в городах, инспекции в городах без районного деления, межрайонные инспекции.
Взаимодействие между налоговыми органами "по вертикали" и "по горизонтали" налоговой системы
Взаимодействие между налоговыми органами России происходит как бы в двух направ-лениях - "по вертикали" и "по горизонтали".
Взаимодействие "по вертикали" обусловлено тем, что система налоговых органов Российской Федерации является трехуровневой. На федеральном уровне действует центральный аппарат ФНС РФ и сборам и межрегиональные инспекции ФНС России. На уровне регионов функционируют управления ФНС России. На местном уровне - инспекции ФНС России по районам, инспекции по районам в городах, инспекции в городах без районного деления, межрайонные инспекции.
Каждое из этих звеньев системы налоговых органов имеет свои, локальные, задачи, функции и полномочия, но решают одну общую задачу - обеспечение поступления средств в бюджет России. Налоговые органы разного уровня связаны друг с другом отношениями администра-тивного подчинения и взаимодействуют "по вертикали".
Центральный аппарат и региональные управления ФНС России выполняют администра-тивные и методические функции. Они, как правило, не работают непосредственно с налогоплательщиками и не контролируют соблюдение ими налогового законодательства и уплату налогов. Районные (межрайонные) инспекции, напротив, ведут работу непосредственно с закрепленными за ними налогоплательщиками, осуществляют налоговый контроль за их деятельностью и непосредственно обеспечивают поступление средств в бюджетную систему страны.
В части организации взаимодействия внутри налоговой системы основными задачами ФНС РФ являются:
- планирование
работы налоговых органов
- организация
работы нижестоящих налоговых
органов с. целью максимально
эффективного выполнения задач,
- координация работы нижестоящих налоговых органов;
- контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов;
- организация
взаимодействия налоговых
- методическое обеспечение деятельности нижестоящих налоговых органов с целью единообразного применения налогового законодательства на всей территории страны;
- разработка и внедрение единой структуры нижестоящих налоговых органов и единой технологии их работы;
- распределение
численности сотрудников и
Федеральная налоговая служба Российской Федерации решает эти задачи путем разработки различных регламентирующих документов, обязательных для исполнения нижестоящими налоговыми органами.
В соответствии с п. 3 ст. 31 НК РФ, Федеральная налоговая служба Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков. Следует уточнить, что эти документы обязательны также и для налоговых органов. Устанавливая форму декларации по налогам или заявления о постановке налогоплательщика на учет, ФНС России уже формирует определенную технологию их обработки в налоговой инспекции и схему взаимодействия налоговых органов в ходе этой обработки.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации издает приказы об организации работы по тем или иным направлениям; регламенты проведения отдельных работ; распоряжения и письма по отдельным вопросам налоговой работы. Эти документы обязательны для исполнения нижестоящими налоговыми органами и регулируют их совместную работу по сбору налоговой информации и по налоговому контролю.
Федеральная
налоговая служба Российской Федерации
осуществляет общее методическое обеспечение
процесса сбора налогов. Оно дает
разъяснения по вопросам, возникающим
у нижестоящих налоговых
ФНС России
разрабатывает и утверждает формы
ведомственной отчетности налоговых
инспекций и методические указания
по их заполнению. Оно контролирует
своевременность представления
отчетности нижестоящими налоговыми органами
и правильность ее составления. Федеральная
налоговая служба Российской Федерации
дает отдельные поручения
В начале года ФНС России разрабатывает и утверждает план контрольной работы налоговых органов. Этот план доводится до региональных управлений ФНС и служит основой для планирования их деятельности.
Федеральная
налоговая служба Российской Федерации
совместно с другими
В ходе проверок работы нижестоящих налоговых органов сотрудники ФНС России обращают внимание на то, как организовано их взаимодействие с другими органами регионального и местного уровня, а также между подразделениями одного налогового органа.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков федерального уровня. Для этого она получает от региональных управлений информацию о включении налогоплательщиков в ЕГРН и исключении их из него, проверяет представленную информацию на полноту и достоверность и "подкачивает" ее в свою базу данных. В том случае, когда в ходе присвоения ИНН налогоплательщикам у нижестоящих налоговых органов возникает необходимость в получении информации из федерального ЕГРН, то ФНС России, по запросу, предоставляет такую информацию.
Управления
ФНС России по субъектам Российской
Федерации выполняют
В некоторых
случаях региональные управления ФНС
организуют получение и предварительную
обработку информации, необходимой
для осуществления налогового контроля,
от региональных подразделений других
министерств или органов
Необходимость взаимодействия налоговых органов одного уровня - взаимодействия "по горизонтали" - обусловлена следующими факторами:
1. Налогоплательщики,
зарегистрированные на
2. Налогоплательщики
ведут хозяйственную
3. Налогоплательщики,
зарегистрированные на
4. Налогоплательщики
по разным причинам могут
Взаимодействие "по горизонтали" осуществляется путем обмена информацией между налоговыми органами одного уровня, путем организации встречных проверок и одновременных проверок хозяйствующих субъектов на нескольких территориях. В некоторых случаях налоговая инспекция передает право на взыскание неуплаченных налогов другой налоговой инспекции.
Обмен информацией между налоговыми органами одного уровня может организовываться на постоянной основе в соответствии с нормативными документами, изданными вышестоящими налоговыми органами, и в инициативном порядке.
Налогоплательщики
встают на учет в налоговых инспекциях
по месту государственной
При проведении
проверки соблюдения законодательства
о применении контрольно-кассовых машин
в денежных расчетах с населением
налоговые инспекции
Физические
лица, состоящие на учете в налоговой
инспекции по месту регистрации,
могут владеть имуществом или
пользоваться земельными участками, расположенными
на территории других инспекций. Уплата
налогов на землю и имущество,
в этом случае, должна производиться
по месту нахождения земли и имущества.
Однако соответствующая налоговая
инспекция не всегда может разыскать
таких плательщиков и вручить
им налоговые уведомления и
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными структурами имеет разную основу. Так, ежедневное взаимодействие с органами федерального казначейства и местными финансовыми органами обусловлено тем, что и налоговые органы, и казначейство занимаются исполнением доходной части бюджетов всех уровней. Взаимодействие основано на разделении труда в рамках единой технологии обработки документов об уплате налогов и обмене информацией в ходе такой обработки.
Взаимодействие с правоохранительными органами основано на обмене информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес и совместной контрольной работе.
Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами обусловлено тем, что и в налоговых органах, и в этих фондах состоят на учете одни и те же налогоплательщики, которые обязаны представлять отчеты и декларации как в инспекцию, так и в фонды. С введением единого социального налога, контролируемого налоговыми органами, взаимодействие с фондами не только не утратило актуальности, но, наоборот, усилилось.
В органах федерального казначейства открываются счета для зачисления доходов федераль-ного бюджета. Федеральное казначейство распределяет между бюджетами регулирующие налоги в соответствии с пропорциями, установленными в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год.
Федеральное казначейство РФ - система федеральных органов, главными задачами которой являются: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; управление доходами и расходами федерального бюджета.