Взаимодействие налоговых органов с органами федерального казначейства, государственными внебюджетными органами и правоохранительными о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Возникновение и развитие налогообложения…………………………………………...5
2. Становление и развитие Государственной Налоговой Службы………………………..12
2.1.История налоговой службы Российской империи……………………………….12
2.2.Налоговое администрирование в СССР…………………………………………..14
2.3.Становление налоговых органов Российской Федерации……………………….17
3. Взаимодействие налоговых органов с органами Федерального казначейства, государственными внебюджетными органами и правоохранительными органами по вопросам налогового администрирования…………………………………………………..21
3.1.Современная система налоговых органов в России………………………………21
3.2.Взаимодействие налоговых органов с органами Федерального казначейства.....23
3.3.Взаимодействие налоговых органов с государственными внебюджетными органами……………………………………………………………………………………….25
3.4.Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами……….27
Заключение…………………………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы…………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

глава1.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

         Структурным  подразделением министерства финансов был  департамент Податей и  сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных  сборов  и  неокладных  сборов. Последний  в мае 1896 г. был преобразован в главное управление неокладных  сборов  и  казенной  продажи  питий.  Наряду  с названными   подразделениями  работой  по  взиманию налогов занимался  департамент торговли и мануфактур.   

       На  местах  вопросы  налоговой  системы  решались казенными  палатами, подчиненными   министерству финансов. Казенная   палата состояла из  управляющего, помощника   управляющего,   начальников отделений  и других  членов   по   штату.  При   казенной   палате образовывалось  губернское  податное  присутствие. В 1885 г. в  ведении  казенных  палат были   учреждены должности  податных  инспекторов, которые осуществляли   контроль  над   правильным   взиманием   налогов, пошлин  и различных сборов на своих участках. Таких участков  на   территории  Российской   империи   на 1902 г. насчитывалось  500. Учитывая  особую   значимость деятельности  податных инспекторов, их назначение  на   должность  и  распределение  по  губерниям осуществлялось лично  министром  финансов. [11]  

       На  податного инспектора возлагалось наблюдение за правильным  производством торговли, поступлением окладных  сборов, исчислением и  взиманием  пошлин  по безвозмездному  переходу  имуществ  (с  наследования, дарений  и  т. п.), участие в  раскладке поземельных налогов и со сборов с городских недвижимых имуществ, председательство в уездных  податных  присутствия  и участие по  некоторым  делам  в  уездных  съездах (и соответствующих  учреждениях). Податные   инспекторы изучали   реальное  положение  дел  в   хозяйственной деятельности населения и размеры получаемых  доходов. Они   же   расследовали  факты   злоупотреблений  по сокрытию  доходов  от налогообложения, уклонения  от уплаты  налогов.

       Для  упорядочения  работы  по  раскладке, учету и взиманию   основных  видов  налогов в конце  XIX  — начале  XX  веков  стали создаваться присутствия  по различным   видам  налогообложения —   коллегиальные органы  управления:  губернские и  уездные  податные раскладочные  присутствия. После упразднения губернского   податного  присутствия  его  функции   были переданы- самой   казенной палате   и  специальным присутствиям  по  основным  налогам: присутствию  по налогу  с   недвижимых   имуществ,  присутствию   по квартальному налогу и присутствию  по государственному  промысловому  налогу, возглавляемому губернатором лично.  Членами   этого присутствия  являлись  также управляющий   казенной палатой, вице-губернатор, прокурор  председательствующий окружного  (губернского) суда, управляющий  акцизным  управлением.    Раскладочные присутствия  в  уезде, возглавляемые податным   инспектором  участка, сохранились  вплоть до 1917 г. 

         

       2.2. Налоговое администрирование  в СССР 

       Радикальные перемены  начались только в конце  1918  г. 31 октября  1918 г. Совет  Народных Комиссаров  принял Декрет об организации финансовых отделов  губернских  и  уездных комитетов   Советов рабочих, крестьянских  и красноармейских  депутатов.

       Этим   декретом   было   утверждено  Положение    об организации  финансовых  отделов губернских и уездных исполкомов   и   одновременно  упразднены   казенные палаты,  акцизные  управления и финансовые   органы местных самоуправлений.    Губернский финансовый   отдел состоял из подотделов:  сметно-кассового, прямых  налогов  и  пошлин, косвенных  налогов и  секретариата. Финотдел уездного исполкома  делился на  два подотдела: сметно-кассовый и  налоговый.   

       Гражданская война и хозяйственная разруха  привели к   политике  военного  коммунизма,   когда  частная  торговля полностью  запрещалась, вводились  плановое снабжение  населения товарами  первой  необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. В этих условиях ни о каких  цивилизованных  способах  пополнения  государственной казны  не могло  быть и речи.    Переход  к   восстановлению  народного  хозяйства начался  с марта  1921 г.: разверстка была  заменена продналогом, разрешена свободная торговля,  а экономика  в целом ориентировалась на государственно - капиталистический путь развития.    Декрет  ВЦИК    «О  замене   продовольственной  и сырьевой разверстки натуральным налогом» предусматривал   единый  налог  на   все  сельскохозяйственное производство. Однако правила  взимания такого налога в  1921   г. разработаны  не  были,   а  ситуация  с продовольствием вновь  складывалась так, что  налоги вводились применительно  к отдельным  отраслям сельского хозяйства и видам  продукции. До марта 1922  г. натуральный  налог  выплачивался  сеном  и  соломой, картошкой  и капустой, медом  и  другими продуктами питания, всего около 20  наименований. Это не  могло не сказаться на равномерности   и полноте обложения сельского населения.    Дело осложнилось и  тем, что налоги в начале 20-х годов  взимались различными   органами.  Так, продовольственный налог  собирался наркоматом  продовольствия; подворно-денежный налог — местными  органами власти; трудналог в  денежной   части —  наркоматом финансов, а   натуральный —   наркоматом труда. С 1924  г. предпринимаются попытки перейти к денежному исчислению   и взиманию  налогов.  [13] 

       В   период  НЭПа    основной   задачей  налоговой политики  Советского государства, наряду с  другими задачами, стало  вытеснение частника  из  всех  сфер производства, усиление  обложения  капиталистических элементов. В новых  экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении  доходной части бюджета.  В хозяйственном  механизме, где цены устанавливаются  в плановом порядке, вне какой-либо зависимости от  спроса и предложения, налоги  перестают быть   регуляторами экономических отношений  в их классическом  понимании. Следует  отметить  особую  роль  сельхозналога  в экономическом  разгроме деревни, разрушении многовекового уклада хозяйствования на земле. Решающим    в этом  деле стал принятый тогда  курс на коллективизацию   сельского хозяйства. В 1928 г. была  проведена реформа  сельхозналогов и уже к 1930  г. дифференциация  налоговых  платежей оказалась такова, что 2,8% крепких  хозяйств обязывались  выплатить 29,6%  всего сельскохозяйственного налога. Остальные  70%   налога возлагались  на  середняцкие   хозяйства, которые  в структуре сельского населения занимали 60,4%. Свыше трети  всех  крестьянских хозяйств  освобождались от выплаты  сельхозналога из-за бедности.

       Одновременно  с реформой   налоговой   системы началось строительство нового  налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном  комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина   было создано  организационно-налоговое управление, которое  позднее переименовали в управление налогами  и государственными  доходами. В губернских и  уездных финотделах налоговые  подразделения  остались без особых  изменений. Были   упразднены  податные инспекторы  при уездных финотделах  и сформирован  штат  фининспекторов, который  осуществлял   контроль  за  взиманием   прямых    налогов  и подчинялся  непосредственно губфипотделам.   

       В 1925 г. Наркомфин СССР принял  Положение   о наружном   налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции  финансовых   инспекторов,  их   помощников   и   финансовых  агентов.  На наружный   налоговый  надзор возлагалось обследование плательщиков  налогов, изучение источников  их доходов,  объектов  налогообложения.  Ведение   окладного счетоводства  (карточки  недоимок,  книги,  отчетные ведомости  и  др.) передавалось кассовым  органам, а взимание  платежей —  налоговым  агентам.

       В  соответствии с Положением  о  налоговой инспекции  районных  и   городских финансовых   отделов  и    налоговых ревизоров 1949  г. в районах и городах, не    имеющих   районного деления,  действовали  налоговые    инспекции, состоящие из старшего  налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников,  налоговых    агентов  в   сельской  местности,   работников  бухгалтерии. Структура и штатная  численность  каждой   инспекции  определялась  количеством   налогоплательщиков, территориально-экономической характеристикой города (района). В  крупных  городах в   состав налоговых  инспекций  входили инспекторы  по   налогам  с  заработной  платы рабочих и служащих,   местным   налогам   с   предприятий,  учреждений   и   организаций и  государственной пошлины.[13]   

       В  1959  г. были  произведены очередные  перемены в  структуре налоговых  органов. Управление  налогов  и  сборов, налоговые отделы и инспекции  были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции  государственных доходов. Их функции   практически не  измелились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в  целом  по Союзу   и  по  союзным   республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет;  разрабатывало проекты  ставок налога с оборота на промышленные   и  продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным  доходам  в  министерствах  финансов союзных   республик, а также  в  местных  финансовых органах, выполняло другие работы.    В   союзных   республиках  аналогичные   функции выполнялись.  управлением   государственных  доходов министерства  финансов союзной  республики. В  краях, областях, автономных  республиках, автономных  областях,  национальных  округах  были   созданы  отделы государственных доходов.  

       Структурными  элементами  управлений, отделов  были  подразделения по налогу с оборота, отчислений от прибыли   и   прочих  доходов, налогов  и  сборов  с населения, планирования и учета и т.д. Основная работа  по систематическому контролю за выполнением планов государственных доходов, правильным исчислением  и своевременным  поступлением  всех платежей в бюджет  возлагалась на городские и районные  инспекции  по государственным  доходам, которые входили  в структуру районного  (городского) финансового отдела исполкома  соответствующего Совета народных  депутатов. Возглавлял инспекцию начальник, если  в штате  было  свыше  десяти сотрудников,  или старший   инспектор, если  менее десяти. Руководство работой инспекции  государственных доходов осуществлялось  заведующим  городским  (районным)   финансовым  отделом. Он  решал  вопросы  приема  на  работу, перемещения  с одной  должности на другую, определял порядок работы  инспекторского состава.    На  сотрудников районных  (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный  контроль за поступлением  от предприятий  и  организаций платежей  в бюджет; проведение документальных проверок по  полученным  отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы  и  экономисты  разрабатывали предложения  по обеспечению  своевременного выполнения  планов поступления платежей  в бюджет; изыскивали  дополнительные  источники  доходов, вели  учет предприятий и  организаций, обязанных вносить платежи  в бюджет, выполняли другие контрольные  функции. Отход от административно-командной  модели развития  экономики  и  переход к  рыночным   отношениям потребовали радикальных  перемен не только в налоговом  законодательстве. Возникла настоятельная необходимость  в реорганизации налоговых органов.

       Государственные налоговые инспекции появились  в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 г. № 76 "О Государственной налоговой службе".[2] Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций". 

       2.3. Становление налоговых органов Российской Федерации 

       Период 1991 – 1998 гг. характеризовался серьезными изменениями в экономике России. Претерпевало изменение налоговое законодательство. Значительно возросло количество предприятий, относящихся к негосударственным формам собственности, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.[14]

       31 декабря 1991 года Указом Президента  РФ «О государственной налоговой службе» [3] органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и преобразованы в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также обеспечению  безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под названием Главное управление налоговых расследований. Впоследствии в июне 1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы налоговой полиции как самостоятельный орган.

       Значительной  вехой в развитии налоговых органов России явилось преобразование Госналогслужбы Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.[4]. Несколько позднее постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. было установлено, что Министерство РФ по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущим ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей [5], а также обеспечивающим государственное регулирование, межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции [6].

Информация о работе Взаимодействие налоговых органов с органами федерального казначейства, государственными внебюджетными органами и правоохранительными о