Зарубежный опыт налогового консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 02:23, реферат

Описание

Краткая история возникновения налогового консультирования, правовое регулирование и организация налогового консультирования в Европе, подробнее рассмотрено налогвое консультирование в Великобритании и в Германии.

Содержание

Введение 3
1. Становление налогового консультирования за рубежом 5
2. Правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Восточной Европы 8
3. Налоговое консультирование в Великобритании 14
4. Налоговое консультирование в Германии 18
5. Адаптация зарубежного опыта в Российской Федерации 21
Заключение 26
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

Зарубежный опыт налогового консультирования.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

     В настоящее время в нашей стране, значительными темпами развивается  рынок услуг налогового консультирования. В то же время имеет место целый ряд нерешенных проблем его формирования, обусловленных отсутствием предыдущего опыта такого рода деятельности, а также несовершенством действующего организационно-экономического и правового механизма функционирования этого нового для России вида консалтинга. В связи с этим представляется необходимым изучение опыта развитых стран в этом направлении, чтобы выявить возможность использования апробированного на практике механизма организации консультирования в сфере налогообложения.

     В отличие от России в экономически развитых странах налоговое консультирование возникло в первой половине XX столетия как составляющая управленческого консультирования, как консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и финансовый контроль за операциями. Как правило, налоговые консультанты имели бухгалтерское образование и опыт работы с фирмами в качестве дипломированных частнопрактикующих бухгалтеров.

     Реальное  становление налогового консультирования как сферы бизнеса в странах  с развитой рыночной экономикой произошло в 60-е годы XX в., характерной особенностью которых было активное внедрение в управленческий консалтинг крупнейших аудиторских фирм. Начиная развивать консультирование как естественное продолжение бухгалтерских услуг, эти фирмы стремительно расширили спектр своих интересов и захватили лидерство в операционном консалтинге, то есть в области решения проблем оперативного управления, включая налаживание управленческого учета и управленческой отчетности, различных аспектов внутреннего финансового менеджмента, частью которого является налогообложение, и организации основных бизнес-функций, которые должны учитывать существующую налоговую систему.

     Цель  работы – рассмотреть становление  и развитие налогового консультирования за рубежом.

     Задачи  работы:

     1. Определить с чего начиналось  возникновение налогового консультирования;

     2. Охарактеризовать правовое регулирование  и организация налогового консультирования  в странах Европы;

     3. Рассмотреть налоговое консультирование  в Великобритании;

     4. Особо остановиться на налоговом  консультировании в Германии.

     Объект  исследования – страны зарубежья.

     Предмет работы – налоговое консультирование.

     Структура работы – работа состоит из введения, четырех разделов и списка литературы.

 

1. Становление налогового консультирования за рубежом

 

     Начиная с 80-х годов прошлого века налоговые  органы экономически развитых стран оказались перед необходимостью проведения модернизации своей деятельности, при этом значительное внимание было уделено совершенствованию взаимоотношений с налогоплательщиками. Кроме «кнута» (принуждения к соблюдению налоговой дисциплины под угрозой санкций), стал использоваться и «пряник» — оказание необходимых налогоплательщику услуг. При этом под услугами понимается предоставление требуемой информации, обучение налогоплательщиков, а также иная помощь.

     Именно  специалисты налоговых подразделений  оказывают помощь в заполнении деклараций, предоставляют информационные материалы, организуют и проводят семинары, работают со средствами массовой информации. При наличии у налогоплательщиков конкретных вопросов по налогообложению такие подразделения могут связаться с профильным отделом налогового органа для квалифицированного ответа на вопрос. Однако помощь налогоплательщикам, как правило, носит характер справок, а не консультаций. Исключение, пожалуй, составляют только Дания, где в составе налогового органа, которым является Министерство финансов, имеется Департамент налоговых консультаций, и Австралия, где в составе Австралийского налогового управления (АНУ) действуют два центра по консультированию налогоплательщиков. В то же время в Великобритании хотя и существуют консультационные подразделения в составе налоговых служб, но они консультируют не налогоплательщиков, а собственные оперативные подразделения, а также руководство Министерства по налоговой политике1.

     Формы работы с налогоплательщиками могут  быть разнообразными.

     Прежде  всего это оказание помощи и информирование на центральном, региональном и местном  уровнях.

     Ощутимый для налогоплательщиков эффект приносит издание специальной литературы: разъяснений законодательства, рекомендаций квалифицированных специалистов. Такого рода брошюры можно бесплатно получить в налоговых инспекциях.

     В большинстве экономически развитых стран консультирование по вопросам налогообложения может осуществляться только специально уполномоченными законом лицами. В той или иной форме государство берет под контроль налоговое консультирование и устанавливает такие правила, по которым оно становится, во-первых, важным и ответственным занятием, а во-вторых, люди, выбирающие для себя это занятие, обязаны подтвердить свой высокий профессиональный уровень.

     В Австралии, например, в настоящее время развиваются и расширяются услуги, которые Австралийское налоговое управление оказывает налогоплательщикам. Сюда входят устное консультирование налогоплательщиков, консультирование по телефону, ответы по электронной почте, письменные ответы на наиболее сложные вопросы.

     Помимо  разъяснений и консультаций, которые дают налогоплательщикам работники налоговой службы, в стране развич та сеть налоговых консультантов, которые работают в качестве рыночной инфраструктуры, но получают содействие налоговой*: службы и лицензируются ею.

     В Австралии существует программа консультирования по бухгалтерскому учету для вновь созданных предприятий. В рамках этой программы специалисты налоговых инспекций выходят на предприятия для разъяснения требований учета, ответов на вопросы работников. Это не контрольные, а именно консультативные посещения, по результатам которых санкции налагаться не могут. Кроме того, в Австралии действует Партия налогоплательщиков, которая определяет права налогоплательщиков, стандарты и правила их обслуживания в налоговых органах.

     Во  многих странах бухгалтерский учет ведется с ориентацией на налогообложение, то есть в бухгалтерском учете формируется информация о налогооблагаемой базе по тому или иному налогу. Так, например, очень сильно ощущается влияние налогового законодательства на бухгалтерский учет в Италии, в Германии. Системой своих актов бухгалтерский учет в Италии охватывает гораздо больший круг проблем налоговой практики, нежели профессиональные стандарты по бухгалтерскому учету. Поэтому итальянские бухгалтеры, как и российские, в своей работе ориентируются прежде всего на налоговое законодательство. Особую роль играет соблюдение законодательных требований при формировании отчета о финансовых результатах, поскольку именно по его данным определяются налоги, взимаемые с итальянских компаний.

     .Поскольку  большинство компаний в Италии  небольшого размера и управляют  ими сами собственники, спрос  на независимый внешний аудит и детальную бухгалтерскую информацию в целом весьма ограничен и практически исходит лишь от налоговых органов и банков. Однако для банков, что особенно важно подчеркнуть, бухгалтерская отчетность не является серьезным фактором при принятии решений о кредитовании. Таким образом, главными пользователями отчетных данных до сих пор остаются фискальные органы.

     В связи с тем, что итальянские компании составляют отчетность, в основном исходя из налоговых требований, для бухгалтеров и менеджеров важно отразить в ней минимальную прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя, следовательно, роль налоговых консультантов здесь выполняют скорее сотрудники организаций, то есть консультанты, обладающие соответствующими знаниями. Убытки, полученные компанией, могут быть отнесены на будущие прибыли в течение пятилетнего периода.

 

2. Правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Восточной Европы

 

     Выделим два основных критерия для сравнения национальных структур налогового консультирования.

     Первый  критерий заключается в порядке допуска желающих на рынок налогового консультирования. Сюда относятся в качестве регламентирующих признаков - требования к личным качествам и уровню квалификации претендента, а также степень исключительности права на оказание услуг, как и по кругу допускаемых лиц, так и по видам услуг, а далее роль и место профессиональных организаций и условия членства в них2.

     Второй  критерий охватывает правила поведения субъектов налогового консультирования на рынке. Такими правилами являются права и обязанности и профессиональная этика налоговых консультантов, положения о страховании от профессиональной ответственности и повышении квалификации. В правила зачастую включаются ограничительные предписания касающиеся места исполнения профессии и допустимых организационных форм деятельности, а также прочих правил предписывающих, например, содержание договоренности с клиентами, размер вознаграждения за услуги и допустимый объём рекламы.

     Рассматривая  на этой основе нормативную базу для  налогового консультирования в отдельных  европейских странах, выделяются две  существенно отличающиеся друг от друга  системы регулирования правовых отношений на рынке налогового консультирования. Это, во-первых, система "государственного регулирования", когда нормативная база для налогового консультирования в основном кодифицирована законом и адресатами этого закона она при необходимости лишь уточняется или дополняется и, во-вторых, система "саморегулирования", когда нормативная база для налогового консультирования исключительно установлена самыми действующими лицами.

     В зависимости от существующих в отдельных  странах систем регулирования правовых отношений поставлены профессиональные объединения налоговых консультантов.

     Система "государственного регулирования" означает, что в данной стране имеется  специальный закон о налоговом  консультировании и существует профессиональное объединение, созданное и действующее на основе этого закона, поддерживая его осуществление и контролируя его выполнение.

     Членство  в этой организации является обязательным, т.е. в соответствии с законом, изданные объединением нормативные положения  обязывают всех субъектов налогового консультирования страны.

     Странами-представителями  этой системы в Европе выступают  на пример: Австрия, Венгрия, Германия, Италия, ПольшаСловакия, Франция, Хорватия и Чешская Республика. Люксембург и Португалия тоже относятся к этой группе, хотя членство в профессиональной организации там добровольное.

     В странах с выраженной системой "саморегулирования" обычно нет специального закона регулирующего  налоговое консультирование. Профессиональное объединение при этом, в отдельных странах может быть более одного, как правило, созданное на частноправовой базе и исключительно действует на основе самому себе поставленных правил и норм. Членами профорганизации становятся лица, отвечающие требованиям для вступления в неё, но на добровольных началах. Таким образом, собственные нормативные положения, изданные объединением, обязывают только его членов. С членством связано право, нести профессиональный титул указывающий потенциальному клиенту на ожидаемый квалификационный уровень предлагающего услуги в области налогового консультирования3.

     К странам, имеющим систему "саморегулирования" относятся на пример: Бельгия, Великобритания, Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и Швейцария.

     Правовое  регулирование и организация  налогового консультирования в ряде стран Восточной и Центральной Европы, перестраивавшие своё народное хозяйство вначале 90-ых гг. на рыночные начала, построены именно на принципах "государственного регулирования", правда с более или менее частичными моментами "саморегулирования" на втором плане.

     Польша, Чешская Республика и Словакия (как представители этой группы стран) вскоре после начала трансформационного процесса взялись за урегулирование рынка так называемых "свободных" профессий, в том числе налогового консультирования и при этом особенно воспользовались опытом соседних с ними стран Австрии и Германии.

Информация о работе Зарубежный опыт налогового консультирования