План.
- Обязательная
и добровольная сертификация.
- ФЗ «О защите
прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г.
- Обязательная
и добровольная сертификация.
Основным законом,
который регламентирует процедуру
сертификации в России, является Федеральный закон "О
техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184
Закон устанавливает
правовые основы обязательной и добровольной
сертификации продукции, услуг и
иных объектов в Российской Федерации,
а также права, обязанности и
ответственность участников сертификации.
Согласно закону, центральным
органом по сертификации является Госстандарт
России, или Государственный комитет РФ
по стандартизации, метрологии и сертификации.
Помимо Госстандарта,
участниками сертификации являются:
- государственные
органы;
- организации,
которые создают систему сертификации;
- испытательные
лаборатории;
- центральные
органы систем сертификации, которые определяются
в необходимых случаях для организации
и координации работ в системах сертификации
однородной продукции;
- изготовители
(продавцы) и потребители (могут привлекаться
представители обществ по защите прав
потребителей)
Госстандарт, как
центральный орган системы сертификации,
устанавливает перечень продукции,
которая подлежит обязательной сертификации.
Перечень такой продукции, основанный
на кодах ОКП (Общероссийский Классификатор
Продукции), до недавнего времени
устанавливался Постановлением Госстандарта
РФ от 30 июля 2002 г. N 64. Постановление
включало два списка продукции: Номенклатура
продукции, в отношении которой
законодательными актами РФ предусмотрена
обязательная сертификация и Номенклатура
продукции, соответствие которой может
быть подтверждено декларацией о соответствии.
С февраля 2010 года
вступило в силу новое постановление,
устанавливающее объекты обязательной
сертификации - Постановление Правительства
«Единый перечень продукции, подлежащей
обязательной сертификации и Единый
перечень продукции, подтверждение
соответствия которой осуществляется
в форме принятия декларации о
соответствии» от 1 декабря 2009 г. N 982.
Код ОКП присваивается
продукции для обеспечения достоверности,
сопоставимости и автоматизированной
обработки информации о продукции в таких
сферах деятельности как стандартизация,
статистика, экономика и другие.
Код ОКП указывается
в сертификате соответствия. Перед оформлением
сертификата соответствия продукция обязательно
идентифицируется в соответствии с кодами
ОКП, в зависимости от кода устанавливаются
нормативные документы, соответствие
которым должно быть подтверждено.
Помимо Общероссийского
Классификатора Продукции, разработанного
Госстандартом, существует и другой
классификатор продукции - ТНВЭД (Товарная
Номенклатура Внешнеэкономической
деятельности). ТНВЭД разрабатывается Таможенным
Комитетом РФ и применяется в деятельности
таможни для товарной классификации при
совершении таможенных операций, таких
как декларирование или взимание таможенных
пошлин.
Госстандарт устанавливает
порядок проведения и правила
проведения сертификации.
Порядок проведения
сертификации предполагает определенную
последовательность действий:
- Подача заявки
на сертификацию. Заявитель направляет
заявку в соответствующий орган по сертификации,
а при его отсутствии - в Госстандарт РФ
или другой федеральный орган управления.
Решение по заявке содержит все основные
условия сертификации, основывающиеся
на установленном порядке сертификации
данной однородной продукции, в том числе
указывается схема сертификации, перечень
необходимых технических документов,
перечень аккредитованных испытательных
лабораторий. Срок рассмотрения заявки
не может превышать 1 месяц.
- Отбор, идентификация
образцов и их испытания. Испытания проводятся
на образцах, конструкция, состав и технология
изготовления которых должны быть такими
же, как у продукции, поставляемой потребителю
(заказчику). Образцы для испытаний отбирает,
как правило, испытательная лаборатория
или другая организация по ее поручению.
В отдельных случаях этим занимается орган
по сертификации. Образцы, прошедшие испытания,
хранятся в течение срока, предусмотренного
правилами системы сертификации конкретной
продукции. Протоколы испытаний представляются
заявителю и в орган по сертификации, их
хранение соответствует сроку действия
сертификата.
- Оценка производства.
В зависимости от выбранной схемы проведения
сертификации проводятся анализ состояния
производства, сертификация производства
либо сертификация системы управления
качеством. Метод оценки производства
указывается в сертификате соответствия
продукции. Сведения (документы) о проведенном
анализе состояния производства, сертификации
производства, или сертификации системы
качества указывают в сертификате на продукцию.
- Выдача сертификата
соответствия. Протоколы испытаний, результаты
оценки производства, другие документы
о соответствии продукции, поступившие
в орган по сертификации, подвергаются
анализу для окончательного заключения
о соответствии продукции заданным требованиям.
По результатам
оценки составляется заключение эксперта.
На основании заключения орган по
сертификации принимает решение
о выдаче сертификата соответствия.
При положительном решении оформляется
сертификат, в котором указаны основания
для его выдачи и регистрационный номер
и другая информация.
Если заключение
эксперта отрицательное, орган по сертификации
выдает заявителю решение об отказе
с указанием причин.
Центр Сертификации «Тест
Петербург Сертификация» напоминает, что
на некоторые виды продукции проведение
сертификации возможно только при наличии
гигиенического, пожарного, ветеринарного
и других специальных сертификатов.
Срок действия
сертификата соответствия устанавливает
орган по сертификации, но не более
трех лет.
Информация о
том, что продукт сертифицирован,
указывается в технической (техпаспорт,
этикетка и пр.) и в товаросопроводительной
документации.
- Применение
знака соответствия. Изготовитель получает
право маркировки сертифицированной продукции
знаком соответствия, получив лицензию
от органа по сертификации. Обычно в каждой
системе принят свой знак.
- Инспекционный
контроль за сертифицированной продукцией
проводится, если это предусмотрено схемой проведения
сертификации, в течение всего срока действия
сертификата и лицензии на применение
знака соответствия (не реже одного раза
в год). По сути, инспекционный контроль
- это проведение повторных испытаний.
Степень сложности
и строгости инспекционного контроля
зависит от уровня потенциальной
опасности продукции, стабильности
производства, объема выпуска, наличия
системы обеспечения качества и
других факторов.
Внеплановые проверки
назначаются органом по сертификации
в случаях поступления информации
о претензиях к качеству продукции
от потребителей, торговых организаций
и контролирующих органов.
Результаты инспекционного
контроля оформляются актом, который
хранится в органе по сертификации.
Этот орган имеет право по результатам
контроля приостановить или отменить
действие сертификата и лицензии на применение
знака соответствия.
- Корректирующие
мероприятия назначаются в случаях нарушения
соответствия продукции установленным
требованиям и правил применения знака
соответствия.
При невыполнении
или неэффективности корректирующих
мер сертификат и лицензия на знак
соответствия аннулируются.
Правила проведения
сертификации для определенной продукции
прописаны в соответствующих
постановлениях Госстандарта:
- Постановление
Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. N 36 "О
Правилах проведения сертификации электрооборудования"
с изменениями от 3 января 2001г.)
- Постановление
Госстандарта РФ от 3 декабря 1999 г. N 61 "Об
утверждении и введении в действие Правил
проведения сертификации химической продукции"
с изменениями от 24 июня 2002г.)
- Постановление
Госстандарта РФ от 6 февраля 2001 г. N 13 "Об
утверждении Правил сертификации продукции
текстильной и легкой промышленности"
- Постановление
Госстандарта РФ от 18 сентября 1997 г. N 28
"О принятии и введении в действие Правил
проведения сертификации табака и табачных
изделий" (с изменениями от 18 июня 2002
г.)
- Постановление
Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. N 34 "Об
утверждении и введении в действие Правил
проведения сертификации средств индивидуальной
защиты"
- Постановление
Госстандарта РФ от 3 мая 2000 г. N 25 "Об
утверждении документа "Правила сертификации
производственного оборудования"
- Постановление
Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26 "Об
утверждении Правил по проведению сертификации
в Российской Федерации" (с изменениями
от 5 июля 2002 г.)
- Постановление
Госстандарта РФ от 27 октября 1997 г. N 30 "Об
утверждении и введении в действие "Правил
проведения сертификации посуды" "(
с изменениями от 29 мая 2001 г., 12 августа
2002 г.)
- Постановление
Госстандарта РФ от 30 июля 1997 г. N 16 "Об
утверждении "Правил сертификации пиротехнической
продукции" (с изменениями от 11 апреля
2000 г.)
- Постановление
Госстандарта РФ от 2 февраля 2001 г. N 11 "Об
утверждении и введении в действие Правил
по проведению сертификации парфюмерно-косметической
продукции" (с изменениями от 18 июня
2002 г.)
- Постановление
Госстандарта РФ от 28 февраля 2000 г. N 12 "Об
утверждении Правил проведения сертификации
отдельных товаров для защиты граждан
от опасных внешних воздействий"
Деятельность
в области санитарно-эпидемиологической
сертификации регламентируется Приказом
от 19 июля 2007г. №224 «О санитарно-эпидемиологических
экспертизах, обследованиях, исследованиях,
испытаниях и токсикологических, гигиенических
и иных видах оценок». В данном
документе также представлен
список продукции, которая подлежит
обязательной санитарно-эпидемиологической
экспертизе. Санитарно-эпидемиологические
заключения выдаются Территориальными
Управлениями Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека. Более распространенное название
службы - Госсанэпиднадзор или Роспотребнадзор.
Выдача санитарно-эпидемиологического
заключения производится после проведения
экспертизы продукции (условий производства,
ТУ) на основании протокола испытаний
и предъявленных документов.
Другие нормативные
документы:
- Федеральный
закон "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения"
- Приказ N 776
от 21 ноября 2005 г. "О санитарно-эпидемиологической
экспертизе видов деятельности (работ,
услуг), продукции, проектной документации"
Пожарная сертификация
в России находится под надзором МЧС
- Министерства Чрезвычайных Ситуаций.
Список продукции, на которую должен быть
оформлен пожарный сертификат или декларация
о соответствии требованиям пожарной
безопасности, представлен в приказе МЧС
РФ от 08.07.2002 г. №320 «Об утверждении перечня
продукции, подлежащей обязательной сертификации
в области пожарной безопасности».
Другие нормативные
документы:
- Приказ от
28 марта 1996 г. N 10 Об утверждении нормативных
правовых актов системы сертификации
продукции и услуг в области пожарной
безопасности.
- Указ Президента
РФ №1309 О совершенствовании государственного
управления в области пожарной безопасности.
- Приказ №66
от 07.06.2005 г. "Об утверждении формы сертификата
соответствия" устанавливает правила
по оформлению сертификатов соответствия.
Сертификат соответствия должен содержать
ряд обязательных пунктов, которые установлены
Приказом.
Согласно законодательству,
сертифицированная продукция отмечается
знаком сертификации, который наносится
на продукцию, упаковку, этикетку и
др. Знак сертификации становится наглядным
подтверждением того, что продукция
сертифицирована и соответствует
требованиям Государственных стандартов,
а значит безопасная для потребителя.
- ФЗ
«О защите прав потребителей»
№2300-1 от 7.02.1992г
Настоящий Закон
регулирует отношения, возникающие
между потребителями и изготовителями,
исполнителями, продавцами при продаже
товаров (выполнении работ, оказании услуг),
устанавливает права потребителей
на приобретение товаров (работ, услуг)
надлежащего качества и безопасных
для жизни и здоровья потребителей,
получение информации о товарах
(работах, услугах) и об их изготовителях
(исполнителях, продавцах), просвещение,
государственную и общественную
защиту их интересов, а также определяет
механизм реализации этих прав.
Необходимость
принятия специального Закона, направленного
на защиту интересов практически
всего населения, вызывалась тем, что
все действовавшее ранее законодательство
основывалось на приоритете интересов
изготовителя и продавца, являвшихся
государственными организациями, а
немногочисленные законодательные
нормы, которые имелись в области
охраны интересов потребителя, были
заблокированы ведомственными нормативными
актами и практически не действовали.