Фандрайзинг,привлечение средств на социальные проекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:37, реферат

Описание

Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим — чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим — чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.
Проблема нехватки средств для реализации социальных проектов характерна для множества стран, в том числе, развитых и развивающихся, к числу которых принадлежит Россия. Как показывают социологические исследования

Содержание

Введение3
1. История развития фандрайзинга4
2. FR- компания, виды, методы и этапы фандрайзинга6
3. Документы необходимые для получения средств на социальные
проекты 14
Заключение20
Список использованных источников23

Работа состоит из  1 файл

фандрайзинг.docx

— 51.06 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Политехнический институт

Кафедра «Стандартизации, Метрологии и Управления Качеством» 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

Привлечение средств на социальные проекты 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Студент                                        ________              

                                                                                          подпись, дата                      инициалы, фамилия 

    Преподаватель                           __________               

                                                              подпись, дата                           инициалы, фамилия 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение3

1. История развития фандрайзинга4

2. FR- компания, виды, методы и этапы фандрайзинга6

3. Документы необходимые для получения средств на социальные

проекты  14

Заключение20

Список использованных источников23 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Вопрос  привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим — чтобы прирастить объем уже  существующей денежной массы, третьим  — чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.

     Проблема  нехватки средств для реализации социальных проектов характерна для множества стран, в том числе, развитых и развивающихся, к числу которых принадлежит Россия. Как показывают социологические исследования, руководители социальной сферы уверены в том, что должное финансовое обеспечение собственной деятельности способно полностью решить все существующие проблемы. Однако данное утверждение можно считать лишь частично верным – денежные средства должны быть привлечены с определенной продуманной целью. Поэтому главная проблема заключается не в отсутствии денег, а в способах получения статуса социально-привлекательной организации. Тем более остро эта проблема стоит в современной России. На фоне продолжительной экономической стабильности до финансового кризиса 2008 г. в нашей стране аккумулировались колоссальные финансовые ресурсы, однако при этом изменились сами финансовые потоки. И основная задача для руководства организации в данном случае заключается в способности правильно организовывать и привлекать данные потоки. Решением данной проблемы является правильная организация фандрайзинговой компании. В данной работе рассматривается тема рационального привлечения средств на реализацию социальных проектов, описаны виды потенциальных доноров, процесс их поиска и привлечения.  

  1. История развития фандрайзинга
 

     Фандрайзинг — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с  целью реализации как определённого  социального проекта, так и серии  проектов, объединенных одной общей  идеей или же "вектором движения".

     Термин  «фандрайзинг» был заимствован  в США, где он используется многие десятилетия преимущественно в  области привлечения финансирования в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся с  конца XIX – начала XX в. и функционирует  наряду с частным и государственным  секторами, объединяет некоммерческие негосударственные организации, призванные реализовывать задачи, игнорируемые частным и государственным секторами.

     Активное  развитие фандрайзинга во второй половине XX в. связано с возрастанием роли третьего сектора в США. Удельный вес общей численности занятых  в некоммерческом секторе возрастает в геометрической прогрессии.

     Новый толчок развития фандрайзинг получил  в США в 1980-е гг. во времена правления  Р. Рейгана, когда некоммерческая сфера  переживала финансовый кризис в связи  с сокращением бюджетного финансирования на социальные цели. Несмотря на то, что  некоммерческий сектор США во все  времена в большей степени  ориентировался на привлеченные и собственные  источники финансирования, чем на финансирования со стороны государства, тем не менее, сокращение прямого  и косвенного государственного финансирования стало причиной финансового кризиса  третьего сектора.

     Фандрайзинг с 1980-х гг. стал ориентироваться на активную диверсификацию (перераспределение  ресурсов) источников финансирования со стороны физических и юридических  лиц, государственных и местных  властей, а также на разработку новых  форм привлеченного финансирования некоммерческих организаций. Помимо традиционных пожертвований, грантов, благотворительных, спонсорских и членских взносов, появились новые формы, как не облагаемые налогом муниципальные облигации и резервные взносы.

     С 1980-х гг. фандрайзинг в США окончательно оформился в самостоятельную  управленческую дисциплину. Однако и  в настоящее время проблемам  развития фандрайзинга там уделяется  повышенное внимание. Несмотря на выход  из кризиса 1980-х гг., американский некоммерческий сектор вновь столкнулся с серьезными финансовыми проблемами начиная  с середины 1990-х гг. По словам политолога Р. Патмэна, «многие некоммерческие организации внезапно испытали существенную потерю своих клиентов». В результате резкое снижение объемов поступлений  со стороны частных лиц привело  к значительному финансовому  дефициту бюджетов некоммерческих организаций.

     Л. Саламон, директор Института Джона  Хопкинаса в США, также указывает  на финансовые проблемы как причины  кризиса американского третьего сектора. С одной стороны, они  связаны с сокращением государственной  поддержки: объем федерального финансирования, выделяемый на социальные нужды, уменьшился, с другой стороны, финансовые проблемы некоммерческого сектора тесно  связаны сокращением темпов роста  частных пожертвований. С начала 1990-х гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов роста  пожертвований со стороны населения  и коммерческого сектора. Таким  образом, снижение темпов роста частных  пожертвований не в состоянии  компенсировать сокращение государственного финансирования на социальные нужды.

     В настоящее время развитие фандрайзинга в США связывается с активным стимулированием роста частных  пожертвований со стороны федеральных  властей и властей штатов, прежде всего с помощью расширения налоговых  льгот для доноров. Государство, таким образом, сможет компенсировать сокращение бюджетного финансирования на социальную сферу ростом непосредственного финансирования некоммерческих организаций со стороны физических и юридических лиц.

     В России фандрайзинг активно стал развиваться с развитием некоммерческих организаций с 1990-х гг., деятельность которых нацелена не на получение  прибыли, а на решение социально  важных задач и сделало актуальными  вопросами финансирования их деятельности. На сегодняшний день понятие «фандрайзинг»  входит в такие сферы деятельности как социальный менеджмент, маркетинг, PR и реклама.

     В России пока еще низок процент  участия населения и государства  в формировании доходов отечественных  некоммерческих организаций, но становится актуальна проблема привлечения  новых форм финансирования, планирования и организации процессов внешней  поддержки, а соответственно и развития фандрайзинга. С такими направлениями  деятельности как менеджмент, маркетинг, реклама и PR Россия сможет быстро достигнуть уровня Соединенных Штатов Америки. 

  1. FR- компания, виды и методы фандрайзинга.

     Множественность и разнообразие привлеченных источников финансирования некоммерческих организаций привели к необходимости планирования и контроля за процессом привлечения средств, а также к введению такого понятия, как фандрейзинговая кампания (FR-кампания).

     Фандрейзинговая кампания — комплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию. Проведение долгосрочных и крупномасштабных фандрейзинговых кампаний создало спрос на новых специалистов — фандрейзеров, предоставляющих услуги в области привлечения средств.

     Задачами  фандрейзера являются анализ рынка  доноров (субъектов, имеющих возможность  выделить финансирование), определение  совместных интересов доноров и некоммерческой организации, разработка системы привилегий для доноров, методов привлечения средств, а также непосредственная организация фандрейзинговой кампании. Основными источниками фандрайзинга являются благотворительность в форме меценатства и спонсорства.

     Благотворительность – добровольное бескорыстное пожертвование  физических и юридических лиц  в форме предоставления получателям  минимальной финансовой, организационной  и иной благотворительной помощи, при этом она выражена двумя формами  – меценатством и спонсорством.

     Меценатство - физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь для поддержки  общественно значимых мероприятий  в просветительских целях (преимущественно  в сфере культуры и искусств) на бескорыстной добровольной основе. Причины, мотивирующие данное лицо делать пожертвования  могут быть самыми разнообразными:

     - просьба о помощи;

     - собственное стремление помочь;

     - личная заинтересованность в  решении проблемы;

     - прямая выгода (например, налоговая  льгота);

     - общественный интерес к проблеме;

     - получение непрямой выгоды или  выгоды в будущем (помогая больнице, люди осознают, что сами они  или их близкие могут стать  пациентами);

     - косвенная выгода (реклама);

     - хорошая репутация организации

     Также люди могут жертвовать на благотворительность  для личного удовольствия; из амбиций; чтобы приобщиться к тому, что  они любят; выражая желание быть причастными к благородному делу; из религиозных побуждений; чувствуя себя обязанными кому-то.

     Другое  связанное с понятием благотворительности  явление – донорство

     Донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную  помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе. Близким  по значению донорства является спонсорская  деятельность.

     Спонсор — индивидум или группа, которая  обеспечивает поддержку, подобную благотворителю. Однако, в отличие от благотворительности, спонсирование не носит бескорыстного  характера. Спонсирование может  быть договорным, обмениваться на рекламирование с целью популяризации товара или юридического лица. Этот тип  спонсирования, является популярным инструментом спонсирования в таких сферах как спортивные соревнования, искусство, средства массовой информации и благотворительность. Оказываемая материальная помощь также  может осуществляться в форме  грантов.

       Грант – благотворительный взнос  или пожертвование, имеющее целевой  характер, предоставленное физическими  и юридическими лицами в денежной  и натуральной формах.

     В зависимости от способов осуществления  FR- компании фандрайзинг делится на два вида:

     - Внутренний фандрайзинг — это когда разработкой и реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно.

     - Внешний фандрайзинг — это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так специализированные фандрайзинговые фирмы.

     Организация фандрейзинговой кампании является сложным процессом, который условно можно разделить на четыре этапа. Первый этап заключается в планировании FR-кампании, второй — состоит в реализации фандрейзинга, третий — включает контроль над ходом реализации фандрейзинга, а четвертый — сводится к оценке результатов проведенной кампании (табл. 1).

     На первом этапе планирование фандрейзинговой кампании начинается с разработки содержательной программы привлечения средств. В крупных некоммерческих организациях это происходит иногда за год до начала кампании. В ходе планирования определяются основные направления работы на следующий год, составляются перечни кратко- и долгосрочных проектов, прогнозируются потоки клиентов, доноров и т. д.

Информация о работе Фандрайзинг,привлечение средств на социальные проекты