Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание

В 2003 г. Государственной Думой был принят очень важный и актуальный Закон «О техническом регулировании» действующих в настоящее время государственных стандартов на территории России, в том числе национальных. По этому Закону ведутся работы во всех министерствах и ведомствах на федеральном и региональных уровнях по разработке новых технических регламентов вместо устаревших стандартов.

Содержание

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. 3
Государственные метрологические службы (ГМС) и метрологические службы федеральных органов исполнительной власти в РФ, их функции. 7
Российская система аккредитации (РОСА): цель, объекты аккредитации, участники, их функции, основные требования к участникам аккредитации. Процедура аккредитации. Повторная аккредитация, доаккредитация. 13
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

5983 стандартизация метрология шифр 13.docx

— 57.12 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. 3

Государственные метрологические службы (ГМС) и метрологические службы федеральных органов исполнительной власти в РФ, их функции. 7

Российская система аккредитации (РОСА): цель, объекты аккредитации, участники, их функции, основные требования к участникам аккредитации. Процедура аккредитации. Повторная аккредитация, доаккредитация. 13

Список использованной литературы 18 

 

    Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

    В 2003 г. Государственной Думой был  принят очень важный и актуальный Закон «О техническом регулировании» действующих в настоящее время  государственных стандартов на территории России, в том числе национальных. По этому Закону ведутся работы во всех министерствах и ведомствах на федеральном и региональных уровнях по разработке новых технических регламентов вместо устаревших стандартов. В частности, на федеральном уровне сейчас (конец 2005 г.) подготовлены два основополагающих регламента1:

    1) о безопасности строительства  в целом по всей отрасли  хозяйственного комплекса РФ;

    2) о безопасности эксплуатации  зданий и сооружений.

    В развитие указанных двух регламентов  в 2006 г. будут разработаны уточненные общенациональные регламенты с последующим  принятием в Государственной  Думе в качестве законов (т. е. они  будут иметь после утверждения  в Госдуме РФ юридическую силу законов). Всего в 2006–2007 гг. будут  разработаны во всех отраслях промышленности сотни технических регламентов  вместо устаревших стандартов.

    По  Закону «О техническом регулировании» контроль за соблюдением требований действующих государственных стандартов и новых технических регламентов осуществляет Минпром—энерго РФ, а также Технические комитеты по стандартизации других федеральных министерств и ведомств. В частности, по всем видам строительных работ контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов и новых регламентов осуществляет Технический комитет по стандартизации в строительстве.

    Кроме того, в настоящее время функционирует  федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, устанавливающее  порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов (в том числе национальных) и регламентов.

    Такой контроль и надзор осуществляется в  отношении производимой в России продукции, процессов производства всех видов, эксплуатации техники всех типов и разновидностей (в том  числе оборудования различного назначения), хранения продукции или материалов, реализации продукции (товаров, материалов), перевозки и утилизации отходов  производств российских предприятий.

    В отношении производимой предприятиями—изготовителями продукции всех видов государственный  контроль (надзор) за соблюдением требований национальных стандартов осуществляется исключительно на стадии обращения  продукции любого назначения.

    Государственный контроль и надзор производится соответствующими уполномоченными службами (или органами) путем выборочных проверок.

    Плановые  мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более  чем один раз в два года2.

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических  регламентов.

    В отношении продукции государственный  контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения  продукции.

    Органы  государственного контроля вправе:

    • требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
    • осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
    • принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
    • приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
    • привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
    • принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

    Вместе  с тем органы государственного контроля обязаны:

    • проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;
    • соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;
    • соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;
    • принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;
    • направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
    • осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия3.

 

Государственные метрологические службы (ГМС) и метрологические службы федеральных органов исполнительной власти в РФ, их функции.

    Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленная на обеспечение  единства измерений.

    Государственная метрологическая служба России (ГМС) представляет собой совокупность государственных  метрологических органов и создается  для управления деятельностью по обеспечению единства измерения.

    Общее руководство ГМС осуществляет Госстандарт  РФ, на который Законом "Об обеспечении  единства измерений" возложены следующие  функции:

    • межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений;
    • представление Правительству РФ предложений по единицам величин, допускаемым к применению;
    • установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин и др4.

    В состав ГМС входят семь государственных  научных Метрологических центров, Всероссийский научно-исследовательский  институт метрологической службы (ВНИИМС) и около 100 центров стандартизации и метрологии. Наиболее крупные среди  научных центров - НПО "ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева" (ВНИИМ, Санкт-Петербург), НПО "ВНИИ физико-технических и  радиотехнических измерений" (ВНИИФТРИ, Московская область), Сибирский государственный  научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ, Новосибирск), Уральский  научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ, Екатеринбург). Научные  центры являются держателями государственных  эталонов, а также проводят исследования по теории измерений, принципам и методам высокоточных измерений, разработке научно-методических основ совершенствования российской системы измерений.

    В состав ГМС входят центры государственных  эталонов, которые специализируются на различных единицах физических величин.

    Наряду  с Государственной метрологической  службой вопросами обеспечения  единства измерений занимаются: Государственная  служба времени, частоты и определения  параметров вращения земли (ГСВЧ); Государственная  служба стандартных образцов состава  и свойств веществ и материалов (ГССО); Государственная служба стандартных  справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Деятельностью этих служб  руководит Госстандарт РФ, который  координирует их работу с работой  ГМС на основе единой технической  политики.

    В составе концернов, акционерных  обществ, ассоциаций, межотраслевых  объединений по решению их руководящих  органов создается и функционирует  аналогичная структура метрологической  службы. В состав метрологических  служб предприятий и организаций  могут входить самостоятельные  калибровочные лаборатории, а также  структурные подразделения по ремонту  средств измерений. Допускается  возложение отдельных функций метрологической  службы на иные структурные подразделения  юридических лиц5.

    Права и обязанности структурных подразделений  метрологической службы в центральном  аппарате, в головных и базовых  организациях метрологической службы, а также на предприятиях и в  организациях определяются Положением о метрологической службе государственного органа управления или юридического лица (концерна, ассоциации и т.д.), утверждаемым их руководителем.

    Закон "Об обеспечении единства измерений" устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля:

  • утверждение типа средств измерений;
  • поверка средств измерений, в том числе эталонов;
  • лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

    Структурная схема утверждения типа и поверки  средств измерений как вида государственного метрологического контроля приведена  на рис.1.

    Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами и организациями с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

    B соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

    Рис.1. Схема утверждения типа и поверки средств измерений при государственном метрологическом контроле.

    Допускаются продажа и выдача на прокат только поверенных средств измерений.

    В развитие Закона Госстандарт России утвердил ряд документов, регламентирующих аспекты поверочной деятельности.

    Лицензирование  деятельности юридических  и физических лиц  по изготовлению, ремонту, продаже и прокату  средств измерений - третья составляющая государственного метрологического контроля. Порядок лицензирования определен правилами по метрологии ПР 50.2.005-94 "ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений".

    Под лицензированием понимается выполняемая  в обязательном порядке процедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осуществление им деятельности, не запрещенной действующим законодательством и подлежащей обязательному лицензированию. В рассматриваемом случае лицензия - это разрешение, выдаваемое органом Государственной метрологической службы на закрепленной за ним территории юридическому или физическому лицу (лицензиату) на осуществление им деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации. Основанием для выдачи лицензии служат заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления лицензируемого вида деятельности на их соответствие предъявляемым требованиям.

     Во  многих государственных органах  управления создаются метрологические  службы, которые функционируют в  соответствии с Положением о метрологической  службе, подлежащим согласованию с  Госстандартом РФ. Основные задачи, права и обязанности таких  служб государственных органов  управления и юридических лиц  независимо от формы собственности  определены в Правилах по метрологии ПР 50–732–93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц». Этот документ предусматривает введение в структуру органов управления метрологических подразделений. Так, в Центральном аппарате создается должность главного метролога, в отраслях – головные и базовые метрологические службы; на предприятиях и в организациях – калибровочные лаборатории и подразделения по ремонту средств измерений. На основании Закона «Об обеспечении единства измерений» создание метрологических служб обязательно в сферах: здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда, торговых операций, взаимных расчетов между покупателем и продавцом, государственных учетных операций, обеспечения обороны страны, геодезических и гидрометеорологических работ; банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций; производства продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд; испытаний и контроля качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов; обязательной сертификации; измерений, проводимых по поручению судебных органов, прокуратуры и арбитражного суда, а также государственных органов Российской Федерации.

Информация о работе Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов