Качество продукции, показатели и оценка его уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
1. Качество продукции, его сущность и особенности……………...3
1.1 Факторы влияющие на качество продукции…………………….9
1.2 Пути совершенствования качества продукции………………..11
1.3 Управление качеством продукции………………………………14
2. Оценка и контроль качества……………………………………….17
2.1 Этапы оценки уровня качества продукции……………………...18
2.2 Цель оценки уровня качества…………………………………….20
2.3 Методы оценки уровня качества………………………………...21
2.4 ISO 9000…………………………………………………………...24
3. Контроль качества на примере предприятия (Ikea)……………….30
Заключение…………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 391.02 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 Введение……………………………………………………………..2

1. Качество продукции, его сущность и особенности……………...3

1.1 Факторы влияющие на качество продукции…………………….9

1.2  Пути совершенствования качества продукции………………..11

1.3 Управление качеством продукции………………………………14

2. Оценка и контроль качества……………………………………….17

2.1 Этапы оценки уровня качества продукции……………………...18

2.2 Цель оценки уровня качества…………………………………….20

2.3 Методы  оценки уровня качества………………………………...21

2.4 ISO 9000…………………………………………………………...24

3. Контроль качества на примере  предприятия (Ikea)……………….30

Заключение…………………………………………………………….38

Литература……………………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество  — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме  — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество  продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение  качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия  в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.

Целью данной работы является изучение качества продукции, её сущность, способы оценки и контроль, так же влияние качества продукции  на финансовый результат предприятия.

 

 

 

 

 

1. Качество продукции, его сущность  и особенности.

 

Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее Пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество  как фактор конкурентоспособности  распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному  использованию ресурсов. Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной. Совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой .

Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.

Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при  ее разработке, производстве, хранение, транспортировании, эксплуатации или  потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.

   Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

  • Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.
  • Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление).. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
  • Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
  • Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.
  • Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.
  • Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
  • Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
  • Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
  •            Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
  • Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей  формирует качество продукции. Изделие  должно быть надежным, эстетически  радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено.

Последствия недостаточного уровня качества продукции  таковы:

1. Экономические

1.1. Потеря  материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

1.2. Потери  в производственной инфраструктуре (плохой битум — плохие дороги, плохой цемент — плохие средства  хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

1.3. Дополнительные  затраты на ремонт техники.

1.4. Дополнительные  затраты времени у населения  на ремонт бытовой техники.

1.5. Потери  природных ресурсов в результате  использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

1.6. Недополученная  валютная выручка из-за низкой  доли экспорта готовой продукции.

1.7. Дополнительная  потеря валютных средств для импорта техники и товаров народного потребления.

1.8. Дополнительные  затраты материальных и трудовых  ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2. Социальные

2.1. Дефицитность  отечественной продукции.

2.2. Падение  престижа продукции, изготовляемой  на национальных предприятиях.

2.3. Недостаточное  удовлетворение потребностей производственно-технического и личного плана.

2.4. Снижение  темпов роста благосостояния  населения:

2.5. Нерациональная  трата свободного времени населения  на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

2.6. Ухудшение  морального климата в коллективе.

2.7. Уменьшение  прибыли предприятия. 

3. Экологические

3.1. Дополнительные  затраты на очистку: воздушного  бассейна, водного бассейна, земельных  ресурсов.

3.2. Дополнительные  затраты на меры по оздоровлению  населения.

3.3. Потеря  продуктивности продукции сельского  хозяйства из-за недостаточного  качества воздуха, воды и почвы.

3.4. Ускоренная  амортизация и дополнительные  затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.

Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством. Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

 

 


 

 

Где К опт — экономически оптимальное качество;

Q  — качество изделия;

С — затраты ш приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить  знаменатель формулы несложно, поскольку  он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту  и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые  разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая  разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

Эффект  от повышения качества продукции  имеет разнообразные формы выражения  – прямая экономия материалов и  энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных  средств, ускорение экономического и социального развития предприятия.

В повышении  качества продукции заинтересованы как её изготовители, так и потребители, а так же государство. Эффект от повышения  качества продукции для заинтересованных субъектов представлен на рисунке 1.

 

 

1.1 Факторы влияющие на качество продукции.

 

 

 

Рис.2 Факторы влияющие на качество продукции

 

На каждом предприятии на качество продукции  влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы:

    • технические,
    • организационные,
    • экономические,
    • социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или со­циально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

Неотъемлемым  атрибутом рыночной экономики является конкуренция, и она играет очень  важную позитивную роль. Конкуренция  для предприятий является значительной побудительной силой для ускорения  НТП и выпуска конкурентоспособной  продукции. Она заставляет их не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее рационально использовать все имеющиеся ресурсы на предприятии.

В основном все факторы, как внутренние, так  и внешние, тесно связаны между  собой и все они влияют на качество продукции.

Всегда  необходимо помнить, что на каждом этапе  развития предприятия степень влияния  этих факторов неодинакова. Поэтому  соответствующие службы предприятия  должны их ранжировать по степени  влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами  и более эффективно управлять  качеством продукции.

 

1.2  Пути совершенствования качества  продукции.

Информация о работе Качество продукции, показатели и оценка его уровня