Концепция TQM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:33, контрольная работа

Описание

В данной работе содержится краткое описание истории возникновения и развития системы качества Total Quality Management (TQM), основные принципы и структура TQM, порядок разработки и внедрения TQM на предприятии, опыт применения в США и Японии.
Цель работы – получить общее представление по рассматриваемой теме, оценить достоинства и недостатки внедрения системы TQM на предприятиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1. История возникновения и развития TQM ………………………………..6
2. 14 шагов Деминга к TQM………………………………………………….8
3. Основные принципы TQM………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Концепция TQM.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     14. Активные действия по достижению  трансформации. Менеджмент должен  работать одной командой для  выполнения предыдущих 13 шагов. 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ TQM 

     Доказано, что вся система менеджмента  работает лучше, если организация рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM:

     1. Ориентация организации  на заказчика.

     Организация всецело зависит от своих заказчиков и поэтому понимать потребности заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем.

     Практику  анализа жалоб и претензий  ведут многие организации, не имеющие системы качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний, как конкретного заказчика, так и рынка в целом.

     В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация и данные должны распространяться по всей организации. В данном случае внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности организации и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности.

     2. Ведущая роль руководства.

     Руководители  организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Они должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.

     Для любого направления деятельности обеспечивается такое руководство, при котором  гарантируется построение всех процессов  таким образом, чтобы получить максимальную производительность и наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков.

     Установление  целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации.

     3. Вовлечение сотрудников.

     Весь  персонал - от высшего руководства  до рабочего - должен быть вовлечен в  деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал.

     Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей организации, должны иметь  соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Также руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям самой организации. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение сотрудников.

     Персонал  организации должен владеть методами работы в команде. Работы по постоянному  улучшению преимущественно организуются и проводятся группами. При этом достигается синергический эффект, при котором совокупный результат  работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.

     4. Процессный подход.

     Для достижения наилучшего результата соответствующие  ресурсы и деятельность, в которую  они вовлечены, нужно рассматривать  как процесс.

     Процессная  модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.

     Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов:

    • основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг;
    • обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.

     Бизнес-процессы реализуются посредством осуществления  бизнес-функций.

     При применении процессного подхода  структура управления предприятием включает два уровня:

    • управление в рамках каждого бизнес-процесса;
    • управление группой бизнес-процессов на уровне всей организации.

     Основой управления отдельным бизнес-процессом  и группой бизнес-процессов являются показатели эффективности, среди которых можно выделить:

    • затраты на осуществление бизнес-процесса
    • расчет времени на осуществление бизнес-процесса
    • показатели качества бизнес-процесса.

     На  основе этого принципа организация  должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Также ИСО 9001 предлагает внедрить и некоторые другие процессы (анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние проверки системы качества и т.д.)

     Следующим этапом на пути к TQM является оптимизация  использования ресурсов в каждом выделенном процессе. Это означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг.

     5. Системный подход  к управлению.

     Результативность  и эффективность деятельности организации, в соответствии с принципами TQM, могут быть повышены за счет создания, обеспечения и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика.

     Только  при системном подходе к управлению станет возможным полное использование  обратной связи с заказчиком для  выработки стратегических планов и  интегрированных в них планов по качеству.

     6. Постоянное улучшение.

     В этой области организация должна не только отслеживать возникающие  проблемы, но и, после тщательного  анализа со стороны руководства, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для  предотвращения таких проблем в  дальнейшем.

     Цели  и задачи основываются на результатах  оценки степени удовлетворенности  заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства  в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.

     7. Подход к принятию  решений, основанный  на фактах.

     Эффективные решения основываются только на достоверных  данных. Источниками таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих действий, жалоб и пожеланий заказчиков и т.д. Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих от сотрудников организации и направленных на повышение производительности, снижение расходов и т.д.

     8. Отношения с поставщиками.

     Так как организация тесно связана  со своими поставщиками, целесообразно  налаживать с ними взаимовыгодные отношения  с целью дальнейшего расширения возможностей деятельности. На данном этапе устанавливаются документированные процедуры, обязательные для соблюдения поставщиком на всех этапах сотрудничества.

     9. Минимизация потерь, связанных с некачественной  работой.

     Минимизация потерь, связанных с некачественной работой, обеспечивает возможность  предлагать продукцию за меньшую цену при прочих равных условиях. Стандартом работы является отсутствие дефектов, или - "делай правильно с первого раза".

     Все кажется простым и общеизвестным. Многие принципы можно отыскать в  современных трудах по стратегическому  менеджменту. Однако на практике процесс описанной трансформации очень сложен и растянут по времени. Сила TQM заключается именно в построении методики и планировании отдельных шагов по внедрению идей управления на каждом предприятии. Не стоит ждать результатов через месяц или два. На иностранных предприятиях процесс постановки занимает от трех до пяти лет. Поэтому кроме решимости добиться улучшения в качестве процессов необходимо запастись и хорошим терпением.

     TQM должен развиваться не только  в рамках одного прогрессивного производства, но и плавно переходить на смежные производства, а также необходимо вовлекать и потребителей в работу с ним.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     TQM – это новая система принципов, инструментов и методов организации работ, обеспечивающих такой уровень управления предприятием, который бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальной экономики.

     TQM призвана развивать успех предприятия  по следующим направлениям:

всесторонний  учет потребительских требований; снижение количества нареканий со стороны потребителей; сохранение постоянной клиентуры; привлечение новых потребителей; повышение эффективности организационных процессов; снижение затрат за счет уменьшения потерь; повышение прибыльности; захват большей рыночной доли и т.д.

     Для того чтобы реализовать TQM на предприятии, необходимо осуществить много различных преобразований, которые коснутся не только процессов управления, но и менталитета, отношения ко всему происходящему со стороны всех без исключения работников.

     Как становится понятно из идеи создания объединений качества, TQM предполагает участие в его построении абсолютно всего персонала предприятия. Каждый работник должен ощущать свою роль в общих процессах. Для этого следует постоянно проводить обучение и тренинги.

TQM расширяет  рамки понятия "потребитель", чтобы вобрать в себя абсолютно  всех, кто может нуждаться в  производимой продукции или предоставляемых  услугах. Вводится понятие "внутренний  потребитель" – работники самого предприятия, которым требуется предоставление услуг от других его работников. Так, работа одного отдела может зависеть от выполнения определенных работ другим отделом. Один отдел становится потребителем, другой – поставщиком. Когда на предприятии что-то идет не так, TQM предполагает общий поиск ошибок в процессах, а не взаимные обвинения, выдвигаемые отделами по отношению друг к другу. Только так можно добиться общей эффективности процессов.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. В.М. Мишин. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.
  2. А. Фейгенбаум. Контроль качества продукции. – М.: Экономика, 1986. – 471 с.
  3. Статья с сайта www.dist-cons.ru

   (http://www.dist-cons.ru/modules/qualmanage/section2.html#2) 
 
 
 

Информация о работе Концепция TQM