Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:17, контрольная работа
Термин квалиметрия образован от латинского qualitas – качество и греческого metreo – измеряю. Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы его оценки. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. При этом важно отметить, что не всякая характеристика или свойство объекта определяет его качество.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ
И УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Квалиметрия»
слушателя_______Пучинец Ю.П.____________
группа__________С.
09.01__________________
Проверил______Соколовский
С.С.____
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль квалиметрии в обеспечении качества выпускаемой продукции
Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения личных и общественных потребностей людей. В силу этого, качество продукции занимает ключевые позиции в экономике и организации общественного производства. Улучшение качества продукции является одним из главных источников роста производительности труда, экономии всех видов ресурсов, расширения экспортных возможностей. Для того, чтобы улучшать качество, необходимо прежде всего уметь его количественно описывать, так как применение объективных численных методов – одна из важнейших предпосылок правильности принимаемых управляющих решений. От объективности такого оценивания зависит эффективность функционирования системы, что сказывается на конечном результате – качестве выпускаемой продукции. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия.
Термин квалиметрия образован от латинского qualitas – качество и греческого metreo – измеряю. Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы его оценки.
Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. При этом важно отметить, что не всякая характеристика или свойство объекта определяет его качество. Важным является то, что в качество объекта входят только те свойства или характеристики, которые связаны с использованием его по назначению. Для того чтобы судить о качестве, нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.
Кроме этого, квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства. Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления.
2. Анализ исходных данных к оцениваемому объекту
2.1 Назначение объекта
В настоящее время высоким спросом у населения пользуется парфюмерно-косметическая продукция, среди которой в отдельную группу можно выделить средства по уходу за волосами и кожей головы. Старейшим моющим средством личной гигиены, используемым человечеством, является туалетное мыло. Но, вследствие повышенного внимания к косметическому состоянию волос и кожи головы после мытья, все большую популярность приобретают средства, обладающие моющим и ухаживающим эффектами одновременно. К ним можно отнести шампуни.
Шампунь – средство для ухода за волосами, представляющее собой ароматизированный раствор поверхностно-активных и биологически-активных веществ.
Вначале шампуни использовались только для, собственно, мытья волос, но круг их функций в последние годы расширился. Теперь они применяются также для улучшения тех или иных свойств волос и для лечения некоторых заболеваний волос и кожи волосистой части головы.
Таким образом, основным назначением шампуней является очищение волос и кожи головы и сохранение их в хорошем состоянии.
2.2 Условия использования объекта – мытье волос в бытовых условиях.
2.3
Цель оценивания качества – выбор лучшего
варианта продукции для заключения торгового
соглашения.
3. Анализ требований со стороны различных групп потребителей и общества в целом в отношении оцениваемого объекта
Шампуни представляют собой один из наиболее крупнотоннажных продуктов косметической промышленности и рынок их постоянно растет. Если сначала к шампуням относились исключительно как к средствам гигиены, то в дальнейшем рынок потребовал наличия дополнительных свойств – более мягкого ухода, отсутствия раздражающих свойств, наличия биологически активных, функциональных и эстетических добавок. Сегодня шампунь самый употребляемый косметический продукт, к которому предъявляются самые высокие требования.
Шампуни должны иметь хорошую очищающую способность, давать обильную пышную устойчивую пену в воде любой жесткости, хорошо распределяться по волосам и при этом легко смываться, обязательно быть мягким по отношению к коже головы и слизистой оболочке глаз, в определенной степени обеспечивать кондиционирующий эффект, придавать волосам блеск, иметь приятный цвет и запах отдушки, иметь рН близкий к 5,5.
Также существуют разнообразные требования, предъявляемые к шампуням и связанные с субъективными вкусами потребителей. В случае сухих и поврежденных волос требуется, чтобы состав после мытья оставлял на волосах и коже смягчающую плёнку, для жирных – желательно, чтобы сильнодействующий препарат удалял с них не только загрязнения, но и избыток жира, для окрашенных – важным является поддержание интенсивности цвета и кондиционирующий эффект, детский шампунь должен быть гипоаллергенным и не вызывать раздражения кожи головы и слизистой оболочки глаз.
Кроме того, существуют профессиональные серии препаратов, особенностью которых является точечное воздействие и более интенсивный уход. Они решают конкретную проблему быстро и эффективно, поскольку являются более концентрированными и оказывают более глубокое воздействие.
4. Моделирование качества объекта в виде
иерархической структуры свойств
Иерархическая
структура свойств шампуня представлена
на рисунке 1:
Хорошее распределение по волосам является немаловажным свойством шампуня, т.к. слишком жидкий шампунь не задерживается на волосах, а слишком густой остается там, где его нанесли.
Потребитель, как правило, ставит знак равенства между способностью к пенообразованию и детергентными свойствами шампуня. Шампунь должен давать обильную, пышную пену. Пенное число численно определяется как высота пенного столба, полученного при определенных условиях. Пенное число так же может служить основным показателем при гигиеническом обосновании предельно допустимых концентраций поверхностно-активных веществ в воде.
Пена должна быть кремоообразной, приятной на ощупь, обладать структурной прочностью, чтобы самопроизвольно не сползать на глаза. Эти свойства пене придают белковые гидролизаты и продукты их конденсации, оксиэтилированное касторовое масло, различные эфиры жирных кислот и глицерина. Важной потребительской характеристикой является также устойчивость пены, которая должна составлять 80–90% в течение 20–30 мин.
Шампунь должен легко смываться и не оставлять на волосах ощущения непромытости. Очищение волос заключается в удалении с их поверхности жира, поскольку именно последний притягивает грязь и другие вещества. Поэтому степень очищения волос зависит от эмульгирующей способности поверхностно-активных веществ, входящих в состав шампуня.
Кондиционирующие свойства шампуня проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния волос. Любой современный шампунь содержит кондиционирующие добавки, даже если на этом специально и не акцентируется внимание покупателя. Они обеспечивают легкость расчесывания и укладки, сводят к минимуму спутанность и наэлектризованность волос. В понимании потребителя чистота и здоровье волос напрямую связаны с их блеском. В физическом смысле блеск - это отражение света от поверхности волоса, а гладкая поверхность лучше отражает свет. Одними из наиболее эффективных компонентов шампуней, придающих волосам блеск, являются силиконовые полимеры, такие, как диметикон, фенилтриметикон. Однако эти компоненты, осаждаясь на поверхности волос, уменьшают скорость высыхания.
Эргономические свойства характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства косметических товаров определяются консистенцией, размером и формой упаковки, наличием приспособлений, облегчающих пользование. Консистенция должна быть такой, чтобы средство легко выливалось из флакона на ладонь, но не растекалось и не просачивалось сквозь пальцы. Оптимальной является расфасовка от 200 до 400 мл. Такого размера флакон удобно удерживать в руке. Кроме того, шампуни имеют ограниченный срок годности и применение больших упаковок приводит к загрязнению их микроорганизмами. А также присутствует риск, что шампунь не подойдет для конкретного потребителя и покупка будет напрасной.
Эстетические свойства косметических товаров призваны удовлетворять эстетические потребности человека. К ним относятся внешний вид, цвет, запах, дизайн упаковки, информативность упаковки, стилевая направленность, оригинальность. Для шампуней рекомендованы цвета нежных и светлых тонов. Запах должен соответствовать применяемым экстрактам, быть приятным и стойким. Стиль отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товара. Производители уделяют большое внимание созданию своего фирменного стиля, что особенно проявляется в художественном оформлении упаковки.
Надежность шампуней связана прежде всего с сохраняемостью. Все шампуни представляют собой сложную систему, поэтому входящие в состав компоненты должны быть стойкими к химическим превращениям и взаимодействию друг с другом. Так как многие шампуни являются подходящей питательной средой, то в процессе производства, фасовки, применения и хранения продукт может быть в различной степени загрязнен микроорганизмами, которые могут продолжать развиваться и привести к порче. С целью ингибирования роста микроорганизмов или их уничтожения, в шампуни вводят консерванты.
На каждом этапе жизненного цикла в шампунях могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Шампуни должны иметь водородный показатель, близкий к рН кожи головы, не должны содержать токсичные элементы – свинец, ртуть и мышьяк (или их содержание ограничивается). Микроорганизмы из шампуней могут попасть на кожу человека и вызвать воспаления кожи и др. негативные явления, поэтому обязательной является микробиологическая безопасность.
В
связи с возможностью проникновения
компонентов шампуней в организм
человека через кожу и слизистую
оболочку, а также их последующего влияния
на организм, особое внимание уделяется
изучению токсикологических свойств.
Токсикология изучает воздействие химических
веществ на организм человека, устанавливает
безопасные уровни воздействия, позволяет
регламентировать содержание ингредиентов
в рецептурах готовых изделий, с целью
предотвращения раздражающего действия
на кожу и глаза, а так же возникновения
аллергических проявлений.
6. Выбор показателей качества, методов оценивания и
оценочных
шкал