Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:29, курс лекций
Основные темы и понятия.
Закон
предусматривает систему мер, предотвращающих
поступление на рынок некачественных
товаров. При поступлении сигнала
о некачественном товаре, особенно
если он угрожает экологии, жизни, здоровью
людей, закон обязывает изготовителя
приостановить производство, а продавца
приостановить продажу товара до
выяснения причины
Чтобы иметь возможность защитить свои права потребитель должен располагать информацией об изготовителе товара: изготовитель обязан извещать потребителя с помощью торговой марки, товарного знака и сертификата соответствия. Передовые фирмы-изготовители товара гарантируют стабильное качество товарным знаком фирмы, который выдается, если на предприятии есть высокоэффективная система управления качеством продукции, защищенная сертификатом качества. Однако рынок товаров и услуг не защищен от подделок и мошенничества (подделка торговой марки, разборка изделий и их копирование, копирование товара с небольшими изменениями), плагиат опасен как для потребителя, так и для государства. Для его устранения созданы инспектирующие органы сертификации.
Для
защиты ПП расширили полномочия федеральных
органов: министерство по антимонопольной
политике и поддержке
Эти государственные структуры:
1. Осуществляют контроль за соблюдением производителем (продавцом) требований по безопасности продукции.
2.
Требуют устранение
3.
предписывают запрещение
Статья 41 закона о защите ПП устанавливает основание для применения санкции гос. органами, осуществляющими контроль за безопасностью продукции. За нарушение правил сертификации органом сертификации или испытательной лабораторией устанавливается штраф в размере двухкратной стоимости работ по сертификации данной продукции. Если же товары реализуются с нарушением правил сертификации, то продавцы штрафуются в размере стоимости реализованных товаров.
Функции контроля за безопасностью товаров закон возлагает на гос. стандарт РФ. В соответствии с законом РФ гос. стандарт:
1.
определяет порядок
2. проводит аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий или предоставляет эти права другим юридическим лицам.
3. осуществляет контроль за правильностью ведения сертификации
4. вносит информацию в гос. реестр наименовние сертифицированных товаров, аккредитованных органов сертификации и испытательных лабораториях.
5.
решает вопрос о признание
зарубежных сертификатов и
6.
представляет РФ во
Статья 43 предоставляет право гос. стандарту РФ налагать штраф если:
1.
изготовитель уклоняется от
2. потребителю причинен ущерб товаром или услугой, не отвечающим требованиям безопасности
3.
импортируемый товар
4.
орган сертификации нарушил
5.
индивидуальный
Закон
о сертификации продукции
и услуг
Принят в 1993 г., дополнен в 1998 г. федеральным законом о внесении изменений в закон о сертификации. Эти изменения касались в основном гармонизации российских систем сертификации с международными, что является основным условием вхождения РФ во всемирную торговую организацию (ВТО).
Цели сертификации установлены в законе, определен национальный орган сертификации - гос.стандарт, установлены направления деятельности органов сертификации.
Закон однозначно трактует право на создание систем сертификации. Система сертификации создается гос. органами управления, предприятиями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, которые проводят сертификацию по правилам и нормам, принятыми в этой системе и в соответствии с положениями закона о сертификации продукции и услуг. В соответствии с законом систему сертификации может создавать только юридическое лицо, имеющее оборудование, штат и испытательную лабораторию. Форма собственности юридического лица не регламентируется.
Статья 8 закона уточняет право участия в обязательной сертификации организаций и предприятий независимо от их структуры и формы собственности.
Статья
8 и 9 предоставляет право
Лицензия на право деятельности органов сертификации выдается после получения аттестата аккредитации.
Закон также установил положение о рекламной деятельности: запрещается реклама товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия.
Статьями 7 и 4 добавлено: подтверждение соответствия сможет проводиться посредствам принятия изготовителем декларации о соответствии - это документ, зарегистрированный органом сертификации, в котором изготовитель удостоверяет, что представленная продукция прошла все виды испытаний и соответствует стандартам и ТУ. Принятая в установленном порядке декларация о соответствии имеет юридическую силу сертификата
Эти добавления пункта 4 введены в соответствие с требованиями ВТО и ГАТТ
Закон о сертификации определил не только как проводить сертификацию, но и формы контроля за соблюдением правил сертификации:
1. гос. контроль и надзор
2. инспекционный контроль
Статья 16 определяет источники финансирования по сертификации
1.
перечень работ, финансируемых
государством (прогноз развития
сертификации, участие в международных
организациях, участие в разработке
международных правил по
2.
научные исследования
3.
введение государственного
4. работы по назначению сертификации
Примечание:
раздел 4 устанавливает ответственность
за нарушение закона о сертификации
Принципы, правила и порядок проведения сертификации
Потребность общества в радикальных переменах в экономике, переход к рыночным отношениям, наполнение внутреннего российского рынка зарубежными товарами потребовало от государства в начале 90-х годов проведения действенных мер по обеспечению качества и безопасности товаров для населения. Постановлением правительства в 1992-1994гг. была введена обязательная сертификация по безопасности на все товары и услуги, включая импортируемые. Но в последние годы стало очевидно, что несовершенна российская сертификация, сроки ее проведения стали тормозом в продвижении на международный рынок товаров и услуг российских предприятий. Не все виды сертификации и порядок подтверждения качества соответствовали международным стандартам ISO/МЭК. Эти же недостатки явились одним из препятствий принятия России в ВТО. Поэтому была разработана концепция совершенствования системы российской сертификации и перехода к новым способам подтверждения соответствия, более упрощенным, но гарантирующим качество. Например, подтверждение соответствия через декларацию о соответствии заявителя.
Реализация концепции дает возможность:
1. Найти баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию
2.
создать благоприятный климат
для добросовестных
3.
обеспечить необходимые
За 90-е годы в России создана инфраструктура сертификации и испытаний изделий, которая базируется на системе гос. стандартизации. Это важно и потому, что переход к подтверждению соответствия путем декларации изготовителя, обеспечивая качество, резко снижается бюджетные затраты на организацию и проведение сертификации. Но необходимо время и осознание изготовителем понимания ответственности за свои заявления и декларации, а также понимание прибыльности своевременно проведенной сертификации.
Переход
на новые принципы (упрощенные) подтверждения
соответствия требует доработки и нормативной
базы (законы о стандартизации, сертификации
и т.д.)
Принципы сертификации
1.
Обеспечение достоверности
2. Объективность и независимость сертификации от изготовителя и потребителя
3. Профессиональность испытаний изделий
4.
Исключение дискриминации по
отношению к иностранным
5.
Открытость информации о
6.
Многообразие методов
7.
Использование в деятельности
по сертификации правил ISO/МЭК,
правил региональных и
8.
Признание аккредитации
9. Соблюдение конфиденциальности информации составляющей коммерческую тайну фирмы.
10.
Привлечение к работе по
Примечание: на сегодняшний день сертифицировано приблизительно 75 % продукции производимой в РФ.
Согласно
новой концепции сертификации обязательную
сертификацию будут проводить только
для товара с наибольшей потенциальной
опасностью. Все остальные товары будут
подвергаться только добровольной сертификации.
Для выявления перечня потенциально опасных
товаров интенсивную работу ведет гос.
стандарт. В эту номенклатуру в первую
очередь включаются товары личного пользования
граждан, а также продукция производственно-технического
назначения.
Правила и порядок организации и проведения сертификации.
Правила
по проведению сертификации устанавливают
общий порядок организации и
проведения работ по обязательной и
добровольной сертификации. Эти правила
распространяются на все объекты российского
и зарубежного производства, а также являются
основой для организации систем сертификации
однородной продукции. Для обеспечения
признания российских сертификатов за
рубежом правила составляются в соответствии
с рекомендациями ISO/МЭК, согласованные
этими организациями на предмет соответствие
их международным правилам сертификации.
Правила включают в себя положения об
участниках сертификации, положения о
принципах работ в области сертификации,
положения о системах сертификации однородной
продукции