Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:39, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, данная тема представляется очень актуальной, и изучение менеджмента качества в Китае очень интересно. Предметом данной работы является менеджмент качества в Китае.
Цель работы – изучение особенностей менеджмента качества в Китае. В данной работе рассмотрены понятия менеджмента и менеджмента качества, факторы социокультурной среды, влияющие на экономическую деятельность, а следовательно, и на систему менеджмента качества в Китае, его организационная структура и развитие.
Введение 2
Понятие менеджмента и менеджмента качества 3
Социокультурные факторы, влияющие
на экономическую деятельность в Китае 3
Организационная культура в управлении
менеджментом качества 6
Развитие китайского менеджмента качества
на примере компаний «Shenyang Daji Industrial Co.», Ltd
и «DongGang Daji Non-Ferrous Materials Co.», Ltd 10
2 Применимость теории менеджмента качества Китая в практике
российских компаний ........................................................................15
Заключение 19
Список литературы 18
Какова природа китайского семейного бизнеса сточки зрения его организационных основ? В литературе часто отмечается, что для китайского типа семейного предприятия характерны, во-первых, патернализм как сосредоточение собственности, власти и авторитета в лице хозяина семейного дела; во-вторых, доминирование личностного фактора в отношениях и, в-третьих, обостренное внимание к сплоченности корпорации и защите интересов ее членов. Бросается в глаза прежде всего совершенно исключительное положение, которое в жизни компании занимает ее хозяин – по-китайски «лаобань». Именно он единолично принимает практически все решения, касающиеся организации и деятельности его предприятия, и притом исполняет свою роль руководителя в давно исчезнувшем на Западе патерналистском ключе, представая для своих подчиненных одновременно добрым и строгим отцом, наставником и старшим другом. В соответствии с древними правилами китайского «искусства власти» только он обладает всей полнотой информации о положении предприятия и скупо делится ею с отдельными служащими сообразно их функции и рангу. Только он один знает о мотивах и целях принятия решений, что позволяет ему поддерживать подобающую дистанцию с работниками. На долю последних остаются догадки и глухое соперничество с сослуживцами, что только укрепляет власть хозяина. Открытый обмен мнениями и тем более противодействие начальнику – вещи совершенно немыслимые в китайской среде. Более того, гласность невозможна даже в отношениях между рядовыми сотрудниками, ибо каждый китаец с детства приучен держать свое мнение при себе и «проглатывать» обиду и недовольство ради согласия в коллективе. Он старается не обсуждать и тем более не спорить, а «безмолвно постигать» смысл происходящего. Ибо всякий спор, даже разрешенный, говорил еще даосский патриарх Лао-цзы, надолго, если не навсегда, оставляет в сердце неприятный осадок, и это может стать причиной нового конфликта.
Неизбежным следствием такой авторитарной и одновременно аморфной корпорации, скрепленной больше символическим единством, являются интриги и фракционная борьба среди служащих, их жадный интерес к всевозможным сплетням и слухам. Более того, в таких условиях работники не испытывают чувства преданности компании или даже ее хозяину, а руководство не очень-то доверяет низовому персоналу. Бдительный контроль начальства за действиями подчиненных считается разумным и необходимым.
Главным качеством китайского менеджера является виртуозное мастерство, вырабатываемое многолетними и методическими упражнениями. Именно таков общий идеал человеческой практики в китайской цивилизации.
Другой гранью является неискоренимая подозрительность руководства по отношению к рядовым работникам и почти маниакальное стремление контролировать каждый шаг подчиненных. Это почти маниакальное стремление обеспечить полный контроль над деятельностью предприятия выдает все ту же глубинную неуверенность в будущем, которая проявляется в привычке китайцев оценивать жизненный успех деньгами и притом откладывать как можно больше на черный день.
Со своей стороны, служащие должны выказывать всяческое усердие и преданность даже не столько компании, сколько лично ее хозяину. Личная просьба хозяина к работнику, да к тому же в подчеркнуто вежливой форме, непременно возымеет действие.
Профсоюзы слабы и ориентированы на сотрудничество с руководством предприятия. Открытый конфликт с начальством и, тем более забастовка, практически исключены.
Естественно, авторитарный стиль руководства китайской компании не способствует проявлению инициативы со стороны подчиненных и снижает их чувство личной ответственности. Другим важным ограничением семейного бизнеса по-китайски является неспособность компании к расширению. Потребность хозяина сохранить единоличный контроль над всеми сторонами деловой деятельности и нежелание эту деятельность диверсифицировать вкупе с традиционной осторожностью китайских предпринимателей ставят свои жесткие пределы роста даже очень успешно действующего предприятия. Обычно от него отпочковывается новая компания, во главе которой встает член семьи, ведущей бизнес. И даже если компания со временем приобретает большие размеры, она по-прежнему управляется как семейное предприятие.
Как всякий тип организации, китайские семейные предприятия имеют свои сильные и слабые стороны, и дать строго объективную оценку их деятельности едва ли возможно. К достоинствам таких компаний можно отнести сравнительно высокий уровень сплоченности ее служащих, эффективное сотрудничество благодаря устойчивым личным связям, низкие транзакционные издержки, способность быстро откликаться на изменения обстановки, отсутствие необходимости в жестком контроле персонала и производства. Что же касается недостатков, то в их числе можно назвать отсутствие инициатив и инноваций в среде низших служащих и четкой стратегии у руководства, недостаток профессионализма, постоянную угрозу разделения персонала на соперничающие фракции и, наконец, крайне ограниченные возможности для сотрудничества.
1.3 Развитие китайского менеджмента качества на примере компаний «Shenyang Daji Industrial Co.», Ltd и «DongGang Daji Non-Ferrous Materials Co.», Ltd
В Китае создан мощный промышленный потенциал, позволивший поставить задачу полного самообеспечения нужд страны и населения и выйти на мировой уровень качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Вопросы повышения качества продукции, поиск резервов, возможности оценки рассматриваются как на государственном, так на профессиональном и потребительском уровнях. Обеспечение конкурентоспособности продукции КНР достигается, как правило, за счет бенчмаркинговых1 резервов, приводящих к реализации стратегии TQM (Тоtal Quality Management) на базе международных стандартов качества и экологии ИСО 9000 и ИСО 14000 и соответствующей парадигмы качества.
Качество продукции Китая формируется за счет пересечения поля ее соответствия микро- и макроэкономическим институциональным требованиям функцио-нирования (миссия, видение, кредо, стандарты, общественные требования, затраты на качество, влияние окружающей среды и др.) и поля ожиданий потребителей, ориентированного на непрерывное улучшение качества продукции. Данное адаптивное управление осуществляется в рамках системы менеджмента качества, обеспечивающего устойчивые конкурентные преимущества продукции на национальном и мировом рынках. В Китае массово внедряется национальный стандарт GB/T 19000-2008, являющийся аналогом международного стандарта ИСО 9001:2008.
Указанная выше мотивация китайских компаний подтверждается на примере двух компаний: «SHENYANG DAJI INDUSTRIAL CO.», LTD и «DONGGAGN DAJI NON-FERROUS MATERIALS CO.», LTD, расположенных в г.г. Шеньян и Дунган провинции Ляонинь Северо-Востока Китая.
Компания «Shenyang Daji Industrial Co.», Ltd специализируется на производстве и продаже титана и сплавов титана, никеля и никелевых сплавов проводов, труб, прутьев и листов. Главные рынки: Северная Америка, Южная Америка, Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Африка, Океания, Средний Восток, Восточная Азия, Западная Европа.
«Shenyang Daji Industrial Co.», Ltd была основана в 1993 году. У организации есть три дочерних компании. Одной из них является «Donggang Daji Nonferrous Metal Material Co.», Ltd, другая «Shenyang Timeet Import & Export Trading Co.», Ltd, третья – «Changshu Daji Titanium Co.», Ltd. В целях содействия торгово-экономического сотрудничества с российскими предприятиями «Shenyang Daji» создала в Иркутске импортно-экспортную компанию (ООО «Ориент-Восток»). «Shenyang Daji» установила крепкие деловые отношения со многими компаниями по всему миру, в частности в таких странах, как Сингапур, Австралия, Южная Корея, Япония и пользуется хорошей репутацией среди клиентов. В отношении клиентов главной заботой компания считает обеспечение качества продукции, а также его постоянного контроля и улучшения. Эти принципы закреплены в политике и стратегии и поддерживаются всеми сотрудниками предприятия. Предприятие осуществляет интеграцию научных исследований, проектирования, производства и продаж. Годовой доход компании достиг 300 млн долл. США. «Shenyang Daji» является членом Китайской Ассоциации производителей цветных металлов и обладает званием «Certificate of High and New Technology Enterprises» («Свидетельство предприятия высоких и новых технологий») в провинции Ляонин. Компания инвестировала более 24 млн долларов США для того, чтобы создать специальную производственную базу для производства титана и титановых сплавов. Со времени основания компаний прошло много лет и в настоящее время «Shenyang Daji» стала комплексным и современным предприятием, с развитой инновационной структурой, производством, сбытом. В компании квалифицированный персонал, передовые технологии, более 60 единиц современного оборудования.
Компания «Donggang Daji Nonferrous Metal Material Co.», Ltd 2 была создана в августе 2008 года с уставным капиталом в размере 5 млн. юаней, находится в зоне развития Дунган Xincheng провинции Ляонин и занимает площадь в 20 000 квадратных метров. «Donggang Daji» – акционерное предприятие, которое специализируется на производстве титановой продукции.
«Donggang Daji» в управлении всегда следует принципам:
• ориентация на людей,
• приоритет надежности и доверия,
• качество для выживания.
Компания уделяет большое внимание качеству продукции и внедрению новых технологий. Люди, стоящие во главе обеих компаний, «Shenyang Daji Industrial Co.», Ltd и «Donggang Daji Nonferrous Metal Material Co.», Ltd, – настоящие приверженцы системы менеджмента качества, а персонал компаний вовлечен в разработку и внедрение СМК. Проведя внутренний аудит и имея результаты анализа СМК руководство, компании обратилось в независимый российский орган по сертификации систем менеджмента организаций – Ассоциацию по сертификации (АС) «Русский Регистр».
Следует отметить, что компания «Shenyang Daji» к этому времени уже имела сертификат на СМК, выданный американским органом по сертификации American National Standards Institute – American Society for Quality National Accreditation Board LLC (ANAB).
В обеих компаниях был проведен сертификационный аудит в системах «Русский Регистр» и «Военный Регистр», в ходе которого аудиторы подтвердили соответствие разработанных СМК требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008 и российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008. После выполнения процедур, связанных с корректирующими действиями в связи с выявленными несоответствиями, компании получили сертификаты соответствия. Данный прецедент уникален, поскольку до этого момента клиентами Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» в Системе добровольной сертификации (CДC) «Военный Регистр» становились преимущественно компании, расположенные на территории России, Украины и Белоруссии. Кроме того, больше ни одна китайская компания не обладает сертификатом системы менеджмента качества в СДС «Военный Регистр». В то же время это не случайное событие, а следствие международного признания результатов работы АС «Русский Регистр». На настоящий момент в Реестре организаций, сертифицированных Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» насчитывается около 3000 компаний в России, Казахстане, странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья (более 30 стран мира). Аудиторская группа АС «Русский Регистр», проводившая сертификационный аудит, в составе эксперта высшей квалификационной категории, ведущего аудитора, руководителя Филиала РР г. Москва Василия Михайловича Крикуна и Павла Абрамовича Лонциха, аудитора Русского Регистра, руководителя Филиала РР г. Иркутск, отметила высокий уровень подготовки предприятий. Оценивая состояние и перспективы компаний, аудиторы обращают внимание на то, что руководством и персоналом компаний делается все для реализации и достижения целей в области качества, а «Политика в области качества» компании «Donggang Daji Nonferrous Metal Material Co.» достойна краткой цитаты, поскольку, с одной стороны, четко связана с миссией и видением, а с другой – подтверждает свою реальность и основу для совершенствования СМК компании. Итак, читаем начальный слоган данной Политики:
Титан - планета Востока,
Титан - бог неба и земли,
Титан - продукция компании Дацзы,
Титан - Ваш успех сегодня и завтра.
И не менее интересный слоган приведен в «Политике» Шеньянской компании: «Не титанические усилия ради процесса труда, а процессный подход при производстве изделий из титана ради Вашего успеха».
И несколько строк из «Политики»: «Руководствуясь качеством как самым важным критерием, ООО ДУНГАН ДАЦЗИ обеспечивает устойчивую прибыль и нашему предприятию, и всем стейкхолдерам. При этом мы предоставляем занятость и достойное вознаграждение нашему персоналу за их труд. Политика в области качества является неотъемлемой частью общей стратегии деятельности ООО ДУНГАН ДАЦЗИ, нацеленной на глубокую переработку титана, выпуск готовой продукции в соответствии с мировыми стандартами качества, а также на максимальное удовлетворение ожиданий потребителей нашей продукции.
Современный уровень решения вопросов качества обеспечивается за счет применения системного подхода к менеджменту, внедрения передовых технологий и современного оборудования; за счет непрерывного обучения персонала, создания морально-психологического климата, способствующего заинтересованности каждого в высоком качестве производственной деятельности <…> Сегодня мы поставляем изделия из титана и никеля в Сингапур, Австралию, Корею, Японию и другие страны. Завтра мы будем поставлять нашу продукцию во все страны Азиатско-тихоокеанского Региона, Россию и Европу»3.
Очевидно, именно такой, уверенной, устремленной вперед и ориентирующейся на качество, должна быть успешная, развивающаяся компания. Именно так можно охарактеризовать компании «Shenyang Daji Industrial Co.», Ltd и «Donggang Daji Nonferrous Metal Material Co.», Ltd.
2 Применимость теории менеджмента
качества Китая
в практике российских компаний
Для того чтобы оценить возможность применения методов менеджмента качества Китая в России, нужно оценить характеристики современного российского работника (табл. 1) и оценить его отношение к труду (табл. 2).
Таблица 1 – Характеристики современного российского работника [4]
Негативные черты |
Позитивные черты |
Искаженное (деградированное) трудовое сознание, в том числе иждивенчество и потеря смысла труда
Синдром гипертрофированного самомнения
Элементы маниакально-
Лень (функциональная, связанная с необходимостью отдыха, дисфункцианальная – тунеядство)
Разрушенные трудовая мораль и этика
Неспособность принимать стратегически важные решения и нести индивидуальную ответственность
Пассивность
Супергибкость
Зависимость от мнений окружающих |
Активизированное
Коллективизм и взаимопомощь Навыки автономной психокоррекции Умение сконцентрироваться, перераспределить ресурсы и в короткие сроки выполнить работу
Наличие духовных ценностей
Умение полагаться на себя, склонность к риску
Супергибкость
Стремление к комфортному морально-психологическому климату в организации |