Нормативно-правовые основы обеспечения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:32, реферат

Описание

Качество продукции формируется под воздействием сложного механизма различных факторов: экономических, организационных, технических, правовых. Поэтому необходимо обеспечить их взаимоувязанное воздействие на качество. Качество продукции – категория политическая, экономическая, техническая, нравственная, правовая. Правовая является важным средством в решении задачи коренного улучшения качество продукции. Сложившийся в экономике «правовой нигилизм», преувеличение роли правовых запретов и соответственно недооценка роли права как конструктивного, регулирующего фактора стали тормозом развития народного хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Мышовская.docx

— 42.53 Кб (Скачать документ)

     Основные  направления национальной государственной  стандартизации определяются необходимостью совершенствования действующих  систем стандартизации в стране, обеспечения  сотрудничества в региональных организациях по стандартизации, активного участия  в международной деятельности по стандартизации.

     Региональное  направление в стандартизации заключается  в координации работ по стандартизации в рамках региона (района, края, а  иногда и нескольких государств), выявления  национальных и международных стандартов для использования их в регионе  без значительной доработки и  изменения, определения порядка  разработки стандартов для данного  региона.

     Примером  региональной стандартизации нескольких государств является деятельность Европейского экономического сообщества, объединяющего 19 стран – членов ЕС (Англия, Бельгия, Германия и др.). В этом сообществе первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации. В этом регионе действуют более 1000 европейских  стандартов.

     Юридическое понятие качества продукции не всегда совпадает с технико-экономическим. Если качество продукции в техническом отношении в процессе развития производства, науки и техники изменяется, то понятие качества в правовом смысле неизменно. Оно означает соответствие изделия определенным, заранее утвержденным или согласованным критериям.

     С юридической точки зрения стандарт представляет собой нормативный  акт, содержащий нормы права, обязательные к применению. Среди нормативно-технической  документации ГОСТ и ГОСТ Р отведена главенствующая роль. Если на продукцию утверждены ГОСТ или ГОСТ Р, ее изготовление должно производиться в полном соответствии с этими стандартами.

     Таким образом, правовая сущность обязательных стандартов заключается в том, что  соответствующие лица обязаны принимать  только такое решение, которое предписывается в стандарте, и не имеют права  отклоняться от показателей или  условий, определяемых стандартом. Кроме  организации утвердившей стандарт никто не имеет права разрешить  выпуск продукции со снижением требований стандарта. Эта организация, как  правило, одновременно с выдачей  разрешения на временное снижение требований стандарта вносит предложение и  о временном понижении цен  на такую продукцию.

     В то же время выпуск продукции выше требований стандартов может производиться  только по согласованию с заказчиком, в противном случае заказчик не возмещает  дополнительные затраты предприятия  на выпуск такой продукции.

     В системе гражданско-правового управления качеством продукции важная роль принадлежит гарантийному сроку  как технико-юридической форме  обеспечения качества. Гарантийный срок устанавливается стандартами, ТУ, либо договором в отношении продукции длительного пользования и представляет период времени, в течение которого изготовитель (поставщик) ручается за надежность (стабильность) установленных показателей качества изделия, а в случае нарушения этой гарантии на него возлагается обязанность безвозмездно устранить выявленные недостатки или заменить продукцию, за исключением случаев, когда эти недостатки возникли вследствие нарушения пользователем (покупателем) правил эксплуатации (пользования) ею.

     Правовые  основы гарантии качества в нашей  стране определены в соответствующих  гражданских и уголовных кодексах. Однако в рыночных отношениях решение  гарантий качества в большей степени  заботит лишь фирму-производитель и до суда дело, как правило, доходит редко. Если дело дойдет до суда, то для конкурентов будет такая реклама, о которой они и не мечтали.

     Устаревшие  или просто не нужные в условиях рынка обязательные стандарты, огромная нагрузка на бизнес в виде избыточной обязательной сертификации, полное исключение предпринимательского сообщества из процедур принятия решений в вопросах обеспечения  качества продукции, которые должны определяться рынком, а не административными  мерами, – все это не позволяло  нормально развиваться экономике  России.

     Экономика России, так или иначе, уже стала рыночной. Однако, система технического регулирования осталась от экономики плана и тотального контроля, от экономики дефицита и отсутствия конкуренции.

     Более того, за последние годы отдельные  направления нормирования, контроля и надзора успели коммерциализироваться, превратившись в самостоятельный род бизнеса. Часто это представляет собой схему извлечения сверхприбылей с использованием монополии государственной власти. Последствия этого очевидны.

     Нынешняя  система технического регулирования  является одним из основных барьеров на пути инвестиций в российскую экономику. Пока реформа технического регулирования не будет завершена, российские капиталы будут уводить за рубеж, а иностранные инвестиции будут направляться в другие страны, в том числе, в экономику наших главных мировых конкурентов.

     Отсутствие  полновесных инвестиций – главный  тормоз экономического роста. И в  этом большой «вклад» существующей системы технического регулирования. Экономика «стоит», потому что «лежат»  предприятия и проекты, задавленные  старыми нормами и избыточным регулированием.

     Административный  гнет резко снижает конкурентоспособность отечественных предприятий и зарубежных фирм, работающих на российском рынке.

     Административная  рента закладывается в цену товара, а значит, оплачивается, в конечном счете, населением, что обостряет и без того немалые социальные проблемы.

     Действующая система создает тепличные условия  для процветания коррупции, как нелегальной и скрытой, так и для коррупции полулегальной, существующей почти открыто. Схемы взаимодействия хозяйствующих субъектов, ставшие де-факто, нормой во взаимоотношениях заинтересованных представителей власти и бизнеса, вынужденно недобросовестного, не выдерживают критики с точки зрения общих принципов государственного регулирования и обычной морали. Это вымывает из бизнеса наиболее законопослушных граждан.

     Президент Российской Федерации в посланиях  Федеральному Собранию Российской Федерации, неоднократно ставил задачи по уменьшению вмешательства чиновников в дела бизнеса, по ликвидации избыточной обязательной сертификации, по развитию предпринимательской  инициативы и повышению конкурентоспособности  российской продукции в мире. В этих документах отчетливо выражена установка на переход в системе регулирования на законодательные нормы прямого действия. Однако, эти задачи не удавалось решить в рамках существующей практики.

     Поэтому для обеспечения кардинального  повышения эффективности участия государства в сфере технического регулирования отношений участников рынка принят Федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 184 – ОРЗ от 27.12.2002) (рис. 5).

     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,  перевозки, реализации и утилизации;
  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,             хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • оценка соответствия.

     Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

     Требования  к функционированию единой сети связи  Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной  сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности  единой сети связи Российской Федерации  и использованием радиочастотного  спектра, соответственно устанавливаются  и регулируются законодательством  Российской Федерации в области  связи.

     Действие  настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные  стандарты, положения (стандарты) о  бухгалтерском учёте и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг  и проспектов эмиссии ценных бумаг.

     Реформа технического регулирования должна способствовать достижению следующих  основных целей:

  • ликвидации препятствий в виде необоснованных административных  барьеров для развития бизнеса (прежде всего, избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации);
  • снятию ограничений для технического прогресса и нововведений  

(главным образом,  обязательных требований стандартов);

  • стимулированию предпринимательской инициативы, в том числе, путем активного вовлечения бизнеса в нормотворческий процесс.

     В соответствии с определением, приведенным  в Федеральном законе «О техническом  регулировании», «техническое регулирование  – это правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

     Другими словами – техническое регулирование  – это все, что относится к  нормированию требований к продукции, процессам, стандартизации, сертификации, подтверждению соответствия, государственному и иным видам контроля за продукцией, Процессами, услугами и другим объектам технического регулирования.

     Техническое регулирование осуществляется в  соответствии с принципами:

  • применения единых правил установления требований к продукции,

 процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию  услуг;

  • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также

 уровню  научно-технического развития;

  • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  • единой системы и правил аккредитации;
  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений

  при  проведении процедур обязательной  оценки соответствия;

  • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  • недопустимости совмещения полномочий органа государственного   контроля (надзора) и органа по сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного

 контроля (надзора) за соблюдением требований  технических регламентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Наша  современность требует новой, современной  высококачественной жизни. Одна из ее составляющих компонентов – качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством и его регулирование:

     Управление  качеством продукции на предприятии  – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих  запросы потребителей.

     Одним из важнейших факторов роста эффективности  производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой  услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Информация о работе Нормативно-правовые основы обеспечения качества