Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:32, реферат
Качество продукции формируется под воздействием сложного механизма различных факторов: экономических, организационных, технических, правовых. Поэтому необходимо обеспечить их взаимоувязанное воздействие на качество. Качество продукции – категория политическая, экономическая, техническая, нравственная, правовая. Правовая является важным средством в решении задачи коренного улучшения качество продукции. Сложившийся в экономике «правовой нигилизм», преувеличение роли правовых запретов и соответственно недооценка роли права как конструктивного, регулирующего фактора стали тормозом развития народного хозяйства.
Основные направления национальной государственной стандартизации определяются необходимостью совершенствования действующих систем стандартизации в стране, обеспечения сотрудничества в региональных организациях по стандартизации, активного участия в международной деятельности по стандартизации.
Региональное направление в стандартизации заключается в координации работ по стандартизации в рамках региона (района, края, а иногда и нескольких государств), выявления национальных и международных стандартов для использования их в регионе без значительной доработки и изменения, определения порядка разработки стандартов для данного региона.
Примером региональной стандартизации нескольких государств является деятельность Европейского экономического сообщества, объединяющего 19 стран – членов ЕС (Англия, Бельгия, Германия и др.). В этом сообществе первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации. В этом регионе действуют более 1000 европейских стандартов.
Юридическое
понятие качества продукции не всегда
совпадает с технико-
С юридической точки зрения стандарт представляет собой нормативный акт, содержащий нормы права, обязательные к применению. Среди нормативно-технической документации ГОСТ и ГОСТ Р отведена главенствующая роль. Если на продукцию утверждены ГОСТ или ГОСТ Р, ее изготовление должно производиться в полном соответствии с этими стандартами.
Таким
образом, правовая сущность обязательных
стандартов заключается в том, что
соответствующие лица обязаны принимать
только такое решение, которое предписывается
в стандарте, и не имеют права
отклоняться от показателей или
условий, определяемых стандартом. Кроме
организации утвердившей
В то же время выпуск продукции выше требований стандартов может производиться только по согласованию с заказчиком, в противном случае заказчик не возмещает дополнительные затраты предприятия на выпуск такой продукции.
В
системе гражданско-правового
Правовые
основы гарантии качества в нашей
стране определены в соответствующих
гражданских и уголовных
Устаревшие
или просто не нужные в условиях
рынка обязательные стандарты, огромная
нагрузка на бизнес в виде избыточной
обязательной сертификации, полное исключение
предпринимательского сообщества из процедур
принятия решений в вопросах обеспечения
качества продукции, которые должны
определяться рынком, а не административными
мерами, – все это не позволяло
нормально развиваться
Экономика России, так или иначе, уже стала рыночной. Однако, система технического регулирования осталась от экономики плана и тотального контроля, от экономики дефицита и отсутствия конкуренции.
Более того, за последние годы отдельные направления нормирования, контроля и надзора успели коммерциализироваться, превратившись в самостоятельный род бизнеса. Часто это представляет собой схему извлечения сверхприбылей с использованием монополии государственной власти. Последствия этого очевидны.
Нынешняя система технического регулирования является одним из основных барьеров на пути инвестиций в российскую экономику. Пока реформа технического регулирования не будет завершена, российские капиталы будут уводить за рубеж, а иностранные инвестиции будут направляться в другие страны, в том числе, в экономику наших главных мировых конкурентов.
Отсутствие полновесных инвестиций – главный тормоз экономического роста. И в этом большой «вклад» существующей системы технического регулирования. Экономика «стоит», потому что «лежат» предприятия и проекты, задавленные старыми нормами и избыточным регулированием.
Административный гнет резко снижает конкурентоспособность отечественных предприятий и зарубежных фирм, работающих на российском рынке.
Административная рента закладывается в цену товара, а значит, оплачивается, в конечном счете, населением, что обостряет и без того немалые социальные проблемы.
Действующая
система создает тепличные
Президент
Российской Федерации в посланиях
Федеральному Собранию Российской Федерации,
неоднократно ставил задачи по уменьшению
вмешательства чиновников в дела
бизнеса, по ликвидации избыточной обязательной
сертификации, по развитию предпринимательской
инициативы и повышению
Поэтому для обеспечения кардинального повышения эффективности участия государства в сфере технического регулирования отношений участников рынка принят Федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 184 – ОРЗ от 27.12.2002) (рис. 5).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
Настоящий
Федеральный закон также
Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.
Действие
настоящего Федерального закона не распространяется
на государственные
Реформа технического регулирования должна способствовать достижению следующих основных целей:
(главным образом,
обязательных требований
В
соответствии с определением, приведенным
в Федеральном законе «О техническом
регулировании», «техническое регулирование
– это правовое регулирование
отношений в области
Другими
словами – техническое
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
процессам
производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и
уровню научно-технического развития;
при
проведении процедур
контроля
(надзора) за соблюдением
Заключение
Наша современность требует новой, современной высококачественной жизни. Одна из ее составляющих компонентов – качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством и его регулирование:
Управление качеством продукции на предприятии – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.
Одним
из важнейших факторов роста эффективности
производства является улучшение качества
выпускаемой продукции или
Информация о работе Нормативно-правовые основы обеспечения качества