Организационно - правовые основы стандартизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы осознать проблемы стандартизации, ее цели, задачи, принципы и методы, разобраться в системе организации работ по стандартизации в РФ, ее нормативно-правовых основах.
Основные задачи, стоявшие перед автором, это сформировать представление о стандартизации, выявить основные категории стандартов и нормативных документов, сферы их деятельности и ответственность, которую необходимо понести при их нарушение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Принципы, методы и функции стандартизации 8
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ 14
2.1. Правовые основы стандартизации в РФ 14
2.2. Цели, задачи и принципы стандартизации в РФ 17
2.3. Категории стандартов и их характеристика 21
2.4. Организация работ по стандартизации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

ОРГАН.ПРАВОВ ОСНОВЫ 2012 ГОД.docx

— 59.81 Кб (Скачать документ)

С момента  утверждения опережающего стандарта  у потребителей появляются юридические  права на использование продукции  при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпуск продукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте.  
Принцип классификации заключается в выведении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.  
Общая классификация подразумевает выделение основных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выполняется только в десятичной системе.  
Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.  
Примерами могут служить: универсальный десятичный классификатор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП). 

Характеристики  методов стандартизации сведены  в таблице 110.

Таблица 1 

Характеристики  методов стандартизации 

Название метода Суть метода Примечание
1 Пассивный Производится  стандартизация освоенной продукции  на основе достигнутого уровня качества Требования  потребителей во внимание не принимаются  
2 Симплификация

(метод  ограничений)

Сокращение  многообразия продукции до некоторого обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без технических изменений в продукции Возможности рационального  комбинирования марок продукции  ограничены 
3 Унификация Рациональное  сокращение числа разновидностей (марок, типов,видов)продукции одинакового функционального назначения для взаимозаменяемости видов продукции в потреблении Комбинируя  две или более разновидности, можно создавать большую номенклатуру изделий  
4 Типизация Разработка  и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые  содержат общие характеристики Сокращаются затраты  времени на проектирование и разработку технологического процесса 
5 Агрегирование Компоновка  разнообразной номенклатуры путем  применения ограниченного числа  стандартизированных машин, агрегатов, технических средств, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью. В технологических процессах  может выполняться путем разбиения технологии на отдельные укрупненные блоки Облегчает разработку и монтаж технологической линии  и обеспечивает взаимозаменяемость отдельных элементов 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ

2.1 Правовые основы стандартизации в РФ 

Стандартизация  сегодня развивается по следующим  основным направлениям:  
1) традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ); 

2) образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»); 

3) медицинская (организуется и осуществляется в исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»); 

4) социальная (организуется во исполнение Указа  Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

Основными терминами и понятиями современной  Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются – стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие11

Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.  
Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукций (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса . 

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует: 

1) организацию  работ по стандартизации в  РФ; 

2) международное  сотрудничество в области стандартизации; 

3) виды  и применение нормативных документов  по стандартизации; 

4) информационное  обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных  документов; 

5) порядок  поведения государственного контроля  и надзора за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов; 

6) финансирование  работ по государственной стандартизации, государственному контролю и  надзору; 

7) ответственность  за нарушение положений Федерального  закона «О техническом регулировании»; 

8) экономическое  стимулирование применения государственных стандартов.  
Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.  Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении12

Кроме данного закона, отношения в области  стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с  ним актами законодательства РФ. Это  связано с последующим пересмотром  стандарта, он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены  изменения в регламент: 

1) ссылка  со скользящей идентификацией, то  есть стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только  с помощью номера. Это дает  возможность пересматривать стандарт  и вводить его в действие  независимо от внесения изменений  в регламент; 

2) ссылка  общего характера, то есть указание  в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной  области и (или) приняты конкретным  органом. Идентификация каждого  стандарта в отдельности отсутствует  [8]. 

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что  соблюдение идентифицированных в ней  стандартов (стандарта) – единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента. 
Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента. 

Ответственность за нарушение положений несут  юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством  ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. 

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при  реализации, эксплуатации, транспортировке  и хранении продукции влечет наложение  штрафа в размере от пяти до 100 минимальных  размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора. 

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.  

2.2 Цели, задачи и принципы стандартизации в РФ 

На основании  правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России. 

Принципы  стандартизации следующие: 

1) целесообразность  разработки стандарта определяется  путем анализа его необходимости  в социальном, экономическом и  техническом аспектах; 

2) добровольность  применения стандартов; 

3) стандарты  не должны быть техническим  барьером в торговле. Для этого  необходимо учитывать международные  стандарты (и их проекты), правила,  нормы международных организаций  и национальные стандарты других  стран; 

4) разработка  стандарта должна быть основана  на взаимном согласии заинтересованных  и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно  быть учтено мнение каждого  по всем вопросам, представляющим  взаимный интерес; 

5) разработчики  нормативных документов должны  соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного  контроля и надзора, взаимосвязанность  объектов стандартизации с метрологией  и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм  и характеристик, включаемых в  стандарты; 

6) стандарты  должны своевременно актуализироваться,  чтобы не быть тормозом для  научно-технического прогресса в  стране; 

7) обеспечения  условий для единообразного применения  стандартов; 

8) стандарты,  применяемые на данных уровнях  управления, не должны дублировать друг друга13

Основными целями стандартизации в РФ являются: 

1) защита  интересов потребителя и государства  в вопросах номенклатуры и  качества продукции, услуг и  процессов (далее продукция), обеспечивающих  их безопасность для жизни, здоровья людей, сохранность имущества и охрану окружающей среды; 

2) повышение  качества продукции в соответствии  с развитием науки и техники,  с потребностями населения и  народного хозяйства; 

3) обеспечение  совместимости и взаимозаменяемости  продукции; 

4) содействие  экономии людских и материальных  ресурсов, улучшению экономических  показателей производства; 

5) устранение  технических барьеров в производстве  и торговле, обеспечение конкурентоспособности  продукции на мировом рынке  и эффективного участия государства  в межгосударственном и международном  разделение труда; 

6) обеспечение  безопасности народнохозяйственных  объектов с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф  и других чрезвычайных ситуаций; 

7) повышения  уровня технической и информационной совместимости 14

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: 

Информация о работе Организационно - правовые основы стандартизации в РФ