Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:10, контрольная работа
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
1. Основные категории экономики управления качеством.
2. Зарубежный опыт управления качеством.
Список использованной литературы
Лидерство во внедрении и распространении концепции комплексного управления качеством должно принадлежать высшему руководству компании. Это правило становится единой и универсальной основой успеха.
Обучение рабочих осуществляется, как правило, их непосредственными руководителями – мастерами, начальниками участков. Обучение мастеров, начальников участков и цехов состоит из 6-дневного теоретического курса и 4-месячной практической деятельности. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией с привлечением специалистов. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Допускается аттестация до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию в третий раз, считается профессионально непригодным для работы на данном рабочем месте.
Большое внимание уделяется кружкам качества. Формирование кружков проводится на добровольной основе. Заседание кружков еженедельное – единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Лозунги кружков качества: «Качество определяет судьбу предприятия»; «Что сегодня кажется прекрасным, завтра – устареет»; «Думай о качестве ежеминутно».
На японских
предприятиях для персонала разработана
программа участия в
– не создавать (условия для появления дефектов);
– не передавать (дефектную продукцию на следующую операцию);
– не принимать (дефектную продукцию с предыдущей операции);
– не изменять (технологические режимы);
– не повторять (ошибок).
Эти правила детализированы для каждого этапа подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника.
Таким образом, главное в отношении к качеству в Японии – широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии; высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством; максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.
Если в США
и Японии на протяжении многих лет
реализуются программы
В течение 80-х годов повсюду в Европе наблюдалось движение к повышению качества продукции, работ и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.
Необходимо отметить целенаправленную деятельность стран Западной Европы по созданию единого европейского рынка, выработке общих требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами. Важное место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 года, были выработаны единые стандарты, общие подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги EN серии 29000.
Большое значение в Западной Европе придается сертификации систем качества на соответствие стандартам, созданию авторитетного европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов EN серии 45000. Указанные стандарты должны стать гарантиями высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в области качества.
В последние
годы качество стало фактором обеспечения
конкурентоспособности
– единые законодательные требования;
– единые стандарты;
– единые процессы проверки фирмы на соответствие требованиям общего рынка.
В сентябре 1988 года президенты 14 крупнейших западноевропейских фирм подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК). Область его деятельности охватывает следующие направления:
– поддержка руководства западноевропейских компаний в ускорении процесса обеспечения качества для достижения преимуществ в конкурентной борьбе;
– стимулирование и, где это необходимо, помощь всем сегментам западноевропейского сообщества в деятельности по улучшению и укреплению культуры европейского качества.
ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую премию по качеству, которая, начиная с 1992 года, присуждается лучшим фирмам.
Отличительные особенности европейского подхода к решению проблем качества:
– законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;
– гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;
– создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных производить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитацию лабораторий, регистрацию специалистов по качеству и т.д.
Особенности западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнение подходов к качеству
Западный подход (США и Европа) |
Восточный подход (Япония) |
1. Качество основывается на низком уровне цен 2. Первая цель
– прибыль, качество – 3. Вопросы
качества покупатели должны 4. Общие идеи насчет качества |
1. Качество основывается на низком уровне дефектов 2. Первая цель – качество, прибыль не замедлит последовать 3. Соглашение с требованиями покупателя по вопросам качества 4. Строгая политика качества к каждому предмету |
В настоящее время большое внимание специалистов привлекают японские методики совершенствования производства. Компания «Тойота» добилась выдающихся успехов, доходы ее растут даже в условиях экономических кризисов. Несмотря на кажущуюся простоту методики производственной системы «Тойота», предприятия, пытавшиеся скопировать ее опыт, не смогли получить подобные результаты. Некоторые вообще отказались от данного подхода к совершенствованию, считая, что он не годится для них. Вероятно, причина кроется в следующем: предприятия не всегда учитывают предостережения «Тойоты» об опасности копирования чужого опыта и о необходимости создания собственной философии и стратегии развития в соответствии с реальными условиями работы. Нельзя также игнорировать необходимость мощной системы поддержки нововведений, предусматривающей наличие лидеров команд, групп и руководителей потока создания ценности. Чтобы уменьшить материальные запасы, оптимизировать работу операторов требуются повышение надежности функционирования процессов и четкое выполнение заданий. Поэтому технические и организационные изменения при организации производства на основе принципов компании «Тойота» должны обязательно сопровождаться изменением поведения работников и корпоративной культуры в целом. Но прежде необходимо изменить управление производством, предусматривающее стандартизацию деятельности лидеров и операторов, применение визуального контроля и отчетности по результатам деятельности, вовлечение в совершенствование всех сотрудников. Тем не менее, для проведения всех этих работ компании «Тойота» потребовалось несколько десятилетий.
Выделяют два важнейших вида деятельности по совершенствованию производства: преобразование производственных процессов в поток (или, если это невозможно, организацию потока создания ценности с вытягивающей системой производства pull production) и кайдзен – непрерывное совершенствование. Поток, обладающий достаточной гибкостью и своевременно поставляющий потребителям продукцию в соответствии с их требованиями, а еще лучше, превышающую их ожидания, приносит наибольший эффект и соответствует целям компании. При формировании потока кайдзен не применяют, так как он предусматривает продолжение работ по совершенствованию потока и процессов, прошедших стадию технических и организационных изменений согласно принципам компании «Тойота».
Применение
кайдзен (прежде всего операционной
деятельности) без предварительного
создания потока как основного элемента
философии совершенствования
Список использованной литературы
2. Бажанов, Ю. Менеджмент качества в массовом производстве / Ю. Бажанов, В. Нечаев, И. Титов // Стандарты и качество. – 2008. – №7. – С. 64–65.
3. Бакума, С. Роль высшего руководства в создании и развитии системы менеджмента качества / С. Бакума, А. Политко // Стандарты и качество. – 2009. – №4. – С. 72–75.
4. Брагин, В. К выбору методики совершенствования деятельности организации / В. Брагин // Стандарты и качество. – 2009. – №1. – С. 66–68.
5. Васильева, Н. Судьба категории «качество» вчера и сегодня / Н. Васильева // Стандарты и качество. – 2009. – №2. – С. 54–57.
6. Ефимов В.В. Управление качеством: Учеб. пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2000.
Информация о работе Основные категории экономики управления качеством