Планирование повышения технического уровня и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:47, реферат

Описание

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Постоянный рост требований к качеству предопределил дальнейшее развитие управления качеством и внедрение на лучших предприятиях развитых стран «тотального» управления качеством, когда оно становится основой для организации всех направлений деятельности предприятия.

Содержание

Ведение

1.1 Управление техническим уровнем и качеством продукции

1.2 Технический контроль качества продукции на предприятии

1.3 Планирование повышения качества продукции на предприятии

1.4Внутрифирменное планирование повышения качества продукции на предприятии

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Планирование повышения технического уровня и качества продукции.docx

— 500.41 Кб (Скачать документ)

 Техническому контролю  отводится заслуженно большая  роль в современном производстве  и управлении качеством продукции.  От степени совершенства контроля  качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

 В процессе контроля  осуществляется сопоставление фактически  достигнутых результатов в области  качества с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

 Система контроля качества  продукции представляет собой  совокупность взаимосвязанных объектов  и субъектов контроля, используемых  видов, методов и средств оценки  качества изделий и профилактики  брака на различных этапах  жизненного цикла продукции и  уровнях управления качеством.

 Эффективная система  контроля позволяет в большинстве  случаев осуществлять своевременное  и целенаправленное воздействие  на уровень качества выпускаемой  продукции, предупреждать всевозможные  недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное  выявление и ликвидацию с наименьшими  затратами ресурсов.

 Положительные результаты  действенного контроля качества  можно выявить и в большинстве  случаев определить количественно  на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления)  и восстановления (ремонта) продукции.

 Основные элементы  системы контроля качества продукции  представлены рядом общих подсистем,  в число которых входят, прежде  всего, подсистемы:

 планирования;

 инспекционного контроля;

 стимулирования и ответственности  субъектов контроля качества.

 

 Дополнительные элементы  системы контроля качества продукции  представлены рядом специальных  и обеспечивающих подсистем. При  этом выделяются следующие специальные  подсистемы:

 профилактики брака  и низкого качества в процессе  разработки и производства продукции;

 испытаний продукции;

 сертификации продукции,  работ, услуг, систем качества  и производств;

 аттестации технологических  процессов, рабочих мест и исполнителей  производственных операций;

 государственного надзора  за внедрением и соблюдением  стандартов, метрологическим обеспечением  производства и другими условиями  и факторами выпуска продукции  требуемого качества;

 самоконтроля качества  в производстве (основных и вспомогательных  рабочих, бригад, участков, цехов);

 стандартизации методов  и средств контроля качества  продукции;

 использование вневедомственных  форм контроля качества (заказчиком, продавцами, потребителями и др.).

 

 Эффективность системы  контроля качества продукции  во многом определяется эффективностью  функционирования подсистем, обеспечивающих  правильное и своевременное решение  задач контроля качества на  различных уровнях управления  и стадиях жизненного цикла  изделий. В составе названных  подсистем необходимо выделять  подсистемы методологического, материально-технического, техноло-гического, кадрового, информационного, метрологического, математического, правового, финансового и организационного обеспечения контроля качества.

 Под техническим контролем  качества продукции, проводимом  на каждом предприятии, понимается  проверка соответствия продукции  или процесса производства установленным  техническим требованиям. Различаются  два вида технического контроля  на предприятии: операционный  и приемочный.

Операционный контроль заключается  в проверке соответствия каждой производственной операции требованиям технологической  документации (температура, давление, скорость работы оборудования и т.д.). Одновременно контролируются показатели качества продукции после завершения каждой операции в процессе изготовления продукции. На основе операционного  контроля принимаются меры по устранению обнаруженных отклонений. К ним относятся: подналадка оборудования, замена инструмента, регулирование температурного режима, скорости рабочих органов и т.д. Операционный контроль носит профилактический характер и имеет своей целью своевременное обнаружение дефектов в изготовляемой продукции.

Приемочный контроль состоит  в том, что проверка устанавливает  соответствие готовой продукции  требованиям стандартов, технических  условий, чертежей и т.д. На основе приемочного  контроля принимается решение о  соответствии требованиям стандарта  и о должном техническом уровне или о забраковании продукции. Цель приемочного контроля – предотвратить поставку продукции, которая не соответствует установленным требованиям.

 Наряду с операционным и приемочным, на предприятии осуществляется также входной контроль, цель которого – проверка соответствия установленным требованиям качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструментов, поступающих на данное предприятие от предприятий-поставщиков.

 При проведении технического  контроля качества продукции  могут быть выявлены также  дефекты продукции. Дефектом называется  каждое отдельное несоответствие  требованиям, установленным нормативной  документацией. Дефекты подразделяются  на конструктивные и производственные. Конструктивные дефекты связаны с допущенными просчетами в конструкторской документации. Дефекты могут быть явными и скрытыми. Явными называются такие, для обнаружения, которых применяются соответствующие измерительные приборы, инструменты, лабораторные анализы. Продукция с явными дефектами называется бракованной и не подлежит реализации. Скрытыми называются дефекты, которые обнаруживаются при поступлении продукции к потребителю. Использование такой продукции по назначению становится невозможным, она подлежит возврату предприятию-изготовителю.

 С целью наиболее  полного выявления дефектов продукции  контроль должен быть сплошным  и неоднократным. Если по различным  причинам невозможно ввести сплошное  обследование продукции, технический  контроль может оставаться выборочным, но при постоянном совершенствовании  методов и порядка его проведения. При обнаружении дефектов, устранение  которых технически возможно  и экономически допустимо, продукция  возвращается на доработку. При  обнаружении дефектов, устранение  которых технически невозможно  или экономически нецелесообразно,  продукция включается в состав  бракованной.

 Система профилактики  брака на предприятии предусматривает  профилактику брака, как на  стадии подготовки производства, так и непосредственно в производстве. В первом случае осуществляются  контроль качества новых разработок  и входной контроль качества, а во второй – контроль соблюдения  технологической дисциплины и  самоконтроль качества.

 

1.3 Планирование повышения качества продукции на предприятии

 

 Социально-экономическое  значение повышения качества  и конкурентоспособности продукции  заключается в том, что мероприятия  такого направления способствуют  формированию более эффективной  системы ведения хозяйства при  условии рыночных отношений.

 Планирование повышения  качества продукции на предприятии  должно быть основано, прежде  всего, на:

 тщательном изучении текущего и перспективного спроса на продукцию;

 анализе отзывов потребителей о поведении продукции в эксплуатации;

 проработке договоров  с заказчиками.

 

 Планы повышения качества  должны учитывать также:

 результаты сертификации  продукции;

 прогрессивные требования  действующих стандартов и технических  условий;

 результаты научных  исследований;

 патентные материалы;

 лицензии;

 данные научно-технической  информации;

 требования потребителей.

 

 Крупные фирмы, имеющие  собственные научно-исследовательские  подразделения, осуществляют не  только текущее, но и перспективное  планирование качества своей  продукции, а также прогнозирование.  При этом источниками информации  служат фактические показатели  качества и эффективности продукции,  нормативно-техническая документация, патенты, научные разработки и  материалы экспертных оценок.

 

 В зависимости от  временного периода, стоящих задач  и типа продукции могут применяться  различные методы прогнозирования:

 моделирование;

 экспертные оценки;

 математическая статистика;

 экстраполяция и др.

 

 Социально-экономическая  эффективность повышения уровня  качества и конкурентоспособности  продукции, которая производится  предприятиями, заключается, прежде  всего, в таком:

 высококачественная и конкурентоспособная продукция всегда полнее и лучше удовлетворяет общественно социальные потребности в ней;

 повышение качества продукции является специфической формой выявления закона экономии рабочего времени: общая сумма расходов общественного труда на изготовление и использование продукции высшего качества, даже если достижение такой связано с дополнительными расходами, существенно уменьшается;

 конкурентоспособная продукция обеспечивает постоянную финансовую стойкость фирмы, а также получение ею максимально возможной прибыли.

Рыночные условия ведения  хозяйства предусматривают активное и широкое использования организационных  факторов повышения качества продукции  на всех предприятиях. К приоритетным принадлежат: внедрение современных форм и методов организации производства и управления им, которые делают возможным эффективное применение высокоточной техники и прогрессивной (бездефектной) технологии; усовершенствование методов технического контроля и развитие массового самоконтроля на всех стадиях изготовления продукции.

Обязательным является разработка и использование разнообразных  форм и методов действенного социально-экономического влияния на весь ряд процессов  формирования и обеспечения производства высококачественной и конкурентоспособной  продукции. Формами и методами экономического влияния на эти процессы является, прежде всего, согласованная система прогнозирования и планирования качества продукции, установления приемлемых, для продуцентов и потребителей цен на отдельные виды товаров, достаточно мощная мотивация труда всех категорий работников предприятия, а формами влияния социального – активизация человеческого фактора, проведение эффективной кадровой политики, адаптированной к рыночным условиям хозяйствования, создание соответствующих условий труда и жизнедеятельности.

Планируемые изменения себестоимости  продукции, прибыли, рентабельности производства, численности работников, их заработной платы, суммы капитальных вложений и т.д., связанные с проведением  мероприятий по повышению качества продукции, должны быть подтверждены соответствующими расчетами. Планируемые задания  и обязательства по повышению  качества продукции должны быть согласованы  с другими разделами планов предприятия, а также обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми  ресурсами.

В виде самостоятельных направлений планирования повышения качества продукции на предприятии выделяют:

 внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование качества продукции;

 планирование внедрения  системы управления качеством  на предприятии;

 планирование кадрового  обеспечения повышения качества  продукции;

 планирование потерь  предприятия от внутреннего и  внешнего брака;

 планирование качества  продукции в договорах и контрактах.

В последние годы одним  из важнейших направлений планирования повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

 Для обеспечения предусмотренного  в планах улучшения качества  собственной продукции предприятия  должны требовать от своих  поставщиков соответствующего улучшения  качества поставляемых ими сырья,  материалов, полуфабрикатов, комплек тующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.

 

1.4Внутрифирменное планирование повышения качества продукции на предприятии

 

 Планирование повышения  качества продукции на предприятии  в целом должно дополняться  внутрипроизводственным планированием.  При этом могут использоваться  обобщающие, единичные и комплексные  показатели качества, которые дифференцируются  с учетом особенностей планирования  по видам (перспективное, текущее)  и по уровням (предприятия,  цех, участок, отдел). Планы основных  цехов должны содержать задания  по повышению качества заготовок,  деталей и сборочных единиц  в соответствии с производственным  процессом данного цеха. Это могут  быть следующие задания:

 увеличение показателей  точности и чистоты обработки;

 расширение выпуска  деталей со специальными видами  покрытий;

 освоение производства  новых изделий и т.д.

 

 Для сборочных цехов  целесообразно планировать показатели  качества продукции, которые установлены  на уровне предприятия, также  уровни сдачи продукции с первого  предъявления и снижения потерь  от брака и рекламаций. Два  последних показателя могут применяться  для механообрабатывающих цехов,  участков и бригад. Для данных  цехов целесообразно планировать  также уменьшение количества  возвратов деталей и узлов  из цехов-потребителей. Для каждого  цеха вспомогательного производства  целесообразно планировать как  показатели, так и мероприятия,  которые должны обеспечить высокое  качество продукции в цехах  основного производства. Например, для ремонтного цеха важнейшим  показателем может быть доля  оборудования (в общем объеме  отремонтированных станков и  машин), достигшего после ремонта  заданной технологической точности.

Информация о работе Планирование повышения технического уровня и качества продукции