Принципы менеджмента качества, связанные с человеческим фактором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание

Рациональное создание систем управления качеством требует обязательного учета комплекса основных принципов построения и функционирования такого рода систем. Под принципами менеджмента качества при этом понимаются базовые руководящие правила, формирующие общую основу и определяющие характер оптимального осуществления процессов управления качеством функционирования соответствующей системы.

Работа состоит из  1 файл

управление качеством.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

- контрактные требования  потребителей и других заинтересованных  сторон;

- использование организацией  международных, национальных, региональных  и отраслевых стандартов;

- соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

- решения организации;

- источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;

- информацию о потребностях  и ожиданиях заинтересованных  сторон.  Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результативности и эффективности организации на основе таких критериев, как:

- функциональность (например, скорость обработки);

- простота в использовании;

- потребность в ресурсах;

- политика и цели;

- текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту знаний;

- сравнение с лучшими  системами документации;

-взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон организации. Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики обмена информацией в организации.

 

 

 

 

Преимущества документирования СМК

1.Обеспечение достоверной и объективной информацией всех взаимодействующих подразделений с целью лучшего понимания взаимосвязей.

2. Доведение до персонала  информации об обязательствах  руководства в области качества  планирования, обеспечения и управления  необходимыми ресурсами для производства  работ на всех участках.

3. Содействие осознанию  работниками их места в организации,  позволяя тем самым почувствовать важность их работы. Описание взаимодействия процессов в утвержденных обязательных документа позволяет работникам осознавать конкретную ответственность за выполнение своих рабочих функций.

4. Обеспечение взаимопонимания  между персоналом и руководством.

5. Обеспечение базы для  достижения ожидаемых результатов.  Документы, описывающие процессы (стандарты, методики, регламенты) содержат описание действий, которые запланированы с точки зрений рациональности, оптимальности и направлены на достижение результативности и эффективности деятельности. Результаты каждого процесса определены в описывающей его документации.

6. Установление порядка  проведения работ для выполнения  разрабатываемых планов и их  реализации.

7. Обеспечение объективных свидетельств выполнения установленных требований к выполнению работ участниками всех процессов.

8. Обеспечение четкого  и эффективного выполнения сотрудниками  своих операций. Документы, описывающие  процессы, являются основными  нормативными документами, регламентирующими выполнение каждого процесса.

9. Организация и проведение  обучения вновь нанимаемых работников  и их периодической переподготовки; обеспечение возможности повышения  квалификации сотрудников. 

10. Осуществление мер по  установлению порядка и сбалансированности всех процессов, проводимых в организации. В ходе описания и планирования процессов выявляются не приносящие ценности, дублирующие и иные «лишние» действия, которые негативно влияют на конкретную деятельность и на деятельность организации в целом.

11. Обеспечение базы объективных  и достоверных оперативных данных  для принятия профессиональных  управленческих решений по постоянному  улучшению деятельности организации.  Основным условием функционирования  процессного подхода является сбор объективных и достоверных данных.

12. Обеспечение возможности  гарантировать заказчикам (потребителям) высокое качество продукции. 

13.Предоставление заинтересованным сторонам информации о возможностях организации. Предприятия и организации характеризуются открытостью для своих потребителей и заинтересованных сторон в информировании о положении дел в вопросах качества выпускаемой продукции.

14. Обеспечение ясной для  потребителя структуры требований.

15. Создание основ для  проведения аудита системы менеджмента качества. По требованиям стандарта предприятие (организация) должна организовать у себя процесс проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества.

16. Обеспечение условий  для оценивания результативности  и эффективности СМК, и соответствия  деятельности организации требованиям  международных стандартов и действующему  законодательству РФ.

 

Основные требования, предъявляемые к документации СМК

Системность – документация должна быть структурированной с указанием четких взаимосвязей между документами.

Функциональная полнота  – документация должна отражать все  аспекты деятельности в СМК и содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах.

Адекватность – соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000.

Идентифицируемость –  каждый лист документации должен быть однозначно отнесен к определенному  документу, а документ к определенной части системы.

Адресность – каждый документ должен быть адресован конкретным исполнителям.

Простота – текст документа должен быть краток и точен, однозначен и понятен для исполнителя.

Актуализированность – все  изменения должны своевременно отражаться в каждом документе /5/.

 

Управление  качеством на стадии закупок

Неотъемлемым  процессом жизненного цикла продукции  в СМК являются закупки. От качества исходных сырья, материалов, комплектующих изделий во многом зависит качество конечного продукта деятельности организации.

Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 организация должна обеспечивать соответствие приобретаемой продукции установленным требованиям к закупкам. Управление  взаимоотношениями с поставщиками должно зависеть от степени воздействия закупаемой продукции на все последующие стадии жизненного цикла или готовую продукцию /3/.

Понятие «качество  закупок» достаточно емкое и может  определяться с учетом интересов  как внутренних, так и внешних  потребителей.

С точки зрения внутреннего потребителя (производственных подразделений) качество закупок может  определяться:

- своевременной поставкой требуемого объема изделий;

- соответствием поставленных изделий техническим условиям,

стандартам, чертежам;

          - возможностью сборки поставленных изделий в более сложные узлы.

С точки зрения внешнего потребителя (организации) под качеством

закупок могут  пониматься следующие ожидания:

          - поставки должны быть своевременными и равномерными

(ритмичными);

         - закупки должны производиться по экономически целесообразным ценам;

Затраты по претензиям потребителей, предъявляемым к организации из-за отказа покупных изделий, не должны подрывать экономическое благосостояние и имидж предприятия на рынке.

В том случае, если речь идет о позиции внешнего потребителя,  управление качеством в процессе закупок предполагает реализацию ряда последовательных этапов, включающих деятельность организации перед заключением контракта, при его заключении и исполнении. Перед заключением контракта организация должна, во- первых, выбрать тот уровень качества поставляемых ресурсов, который ей необходим; во- вторых, выбрать поставщика, который мог бы обеспечить

требуемый уровень  качества.

При заключении контракта организация должна обратить особое внимание на  изложение в этом документе требований к качеству поставляемой продукции, условий, способствующих его обеспечению, а

также отразить последствия их нарушений. При исполнении контракта организация контролирует соблюдение требований к качеству поставляемой продукции, развивает и поддерживает партнерские отношения с поставщиками.

В соответствии с названными этапами важнейшими элементами

управления  качеством в процессе закупок  являются:

- определение требований к качеству поставляемых материально технических ресурсов, комплектующих изделий, продукции; оформление этих требований в соответствующей  нормативно технической

документации;

- определение требований к процессам деятельности поставщиков, а также критериев оценки и выбора поставщиков;

- оценка и выбор квалифицированных поставщиков и заключение с ними соглашений по качеству;

- формирование системы партнерских отношений с поставщиками;

- осуществление входного контроля качества.

Требования  к качеству материалов и комплектующих изделий, закупаемых организацией, определяются документацией на закупку, а также нормативно - технической документацией на необходимые материалы и комплектующие изделия. Естественно, что эти требования различаются в зависимости от специфики конечного продукта деятельности организации. В общих чертах они включают:

- точное определение типа и сортности материала;

- точное описание химического состава и физических свойств

материала;

- требования к упаковке;

- требования к транспортировке материала;

- требования к срокам поставки;

- технические условия на лабораторные методы оценки качества материально- технических ресурсов и инструкции по проведению анализов;

- требование заблаговременно извещать о внесении поставщиком изменений в состав материалов или изделий.

При закупке  машин или оборудования необходимо точно оговаривать их технологические  возможности. Документы на материально- техническое обеспечение должны быть проверены на точность и полноту до их отправки поставщику.

Требования к качеству материально-технических ресурсов установлены обширным фондом нормативно - технических документов по стандартизации, которые регулярно пересматриваются. Естественно, что в различных отраслях упор делается на различные требования. Например, в химической промышленности основные требования связаны с химическим составом материалов, условиями их упаковки, транспортировки и хранения; в цветной металлургии  - с использованием марочного состава металлов и сплавов, содержанием в них вредных примесей, повышенными механическими свойствами и т.д.

Требования  к материальным ресурсам, необходимым для сервисных организаций, в соответствии со спецификой их деятельности

включают требования:

         - к оборудованию и имуществу, обеспечивающему предоставление услуги;

         - ресурсам, необходимым для удовлетворения  производственных потребностей, т.е. требующимся складской, транспортной

и информационной системам;

          - средствам оценки качества, приборам и программному обеспечению;

         - рабочей и технической документации.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001: 2005 организация должна оценивать и

выбирать поставщиков  с учетом их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. При этом должны быть разработаны критерии отбора и оценки возможностей поставщиков.  Получение доказательств соответствия качества предлагаемой продукции требованиям покупателя основывается на изучении предъявляемых поставщиком документов, удостоверяющих качество продукции. Но этого может быть недостаточно, особенно если поставщик мало известен или продукция новая /3/.

После оценки возможностей и выбора поставщиков необходимо заключить с ними соответствующие договоры, в которых должны быть установлены требования  по обеспечению качества поставляемой продукции

Закон РФ от 9 января 1996 г. № 2300 «О защите прав потребителей», которому необходимо следовать и при составлении контракта, устанавливает, что товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинять вреда имуществу потребителя. Тем не менее, следует четко и однозначно сформулировать требования к качеству в контракте. Наиболее простой и надежный способ установления требований к качеству — ссылка на стандарт или иной доступный и поставщику, и покупателю нормативный документ /1/.

Наряду с  требованиями к качеству поставляемой продукции в контракте необходимо установить также требования к таре, упаковке, хранению и транспортировке продукции. В контракте целесообразно оговорить и порядок проверки качества, а именно:

- место и время проверки (перед отправкой или при получении, перед погрузкой или при погрузке, после выгрузки, у изготовителя или в месте погрузки, в процессе строительства или после его окончания и т.д.);

- метод испытаний, измерений, анализа, осмотра, органолептического тестирования и др.;

- объем проверки (сплошная, выборочная);

Информация о работе Принципы менеджмента качества, связанные с человеческим фактором