Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:14, контрольная работа
Рациональное создание систем управления качеством требует обязательного учета комплекса основных принципов построения и функционирования такого рода систем. Под принципами менеджмента качества при этом понимаются базовые руководящие правила, формирующие общую основу и определяющие характер оптимального осуществления процессов управления качеством функционирования соответствующей системы.
- исполнителя проверки;
- состав документов, удостоверяющих по результатам проверки соответствие продукции требованиям контракта.
По соглашению
между поставщиком и
выполнить поставщик (первая сторона), покупатель (вторая сторона) или независимая организация — инспекционная (экспертная) компания (третья сторона) по поручению продавца или покупателя. Кроме случаев, связанных с обменом, возвратом или ремонтом продукции ненадлежащего качества, следует особо оговорить порядок обращения с продукцией, ненадлежащее качество которой обусловлено несоответствием обязательным требованиям по безопасности и которая требует уничтожения или утилизации.
Гражданский кодекс РФ предусматривает ответственность продавца за поставку товара ненадлежащего качества, правила определения сроков обнаружения недостатков переданного товара, права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, порядок возмещения разницы в цене при замене товара, уменьшение покупной цены и возврат товара ненадлежащего качества. Аналогичные нормы содержатся в Законе РФ «О защите прав потребителей» в части прав покупателя при приобретении товара в розничной торговле. Эти положения с учетом норм Гражданского кодекса РФ, относящихся к обеспечению комплектности товара, требований к таре и упаковке, срокам извещения о получении товара ненадлежащего качества, применительно к конкретной сделке также следует детально изложить в контракте /1/.
Элементы управления качеством в процессе закупок
Страхование продукции при перевозках — одно из главных условий контракта, способствующих получению покупателем продукции надлежащего качества. Условия страхования согласуются между поставщиком и покупателем /9/.
Методы оценки возможностей поставщиков
К элементам управления качеством в процессе закупок относятся также оценка и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Во многих отношениях оценка и выбор поставщиков происходит с учетом тех же факторов, что и при любой крупной покупке (например, музыкального центра или автомобиля). Организация - потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.
В ГОСТ Р ИСО 9004: 2005 отмечено, что организации следует разработать результативные и эффективные процессы определения потенциальных источников для закупки материалов с целью развития взаимоотношений с поставщиками и оценки их способности поставлять требуемую продукцию /2/.
В процессе оценки и выбора поставщика организация - потребитель должна убедиться в том, что:
-поставщик знаком с основными принципами, которыми руководствуется потребитель, и активно на постоянной основе поддерживает с ним взаимоотношения;
- поставщик располагает стабильной системой управления и
пользуется хорошей репутацией у других потребителей;
- поставщик располагает производственными мощностями высокого технического уровня и готов внедрять технические новшества в будущем;
- поставщик способен поставить сырье и детали, отвечающие
требованиям потребителя к качеству продукции, и располагает необходимыми технологическими возможностями;
- поставщик способен контролировать объем производства и может вложить средства, обеспечивающие выпуск необходимого количества продукции;
- разглашение конфиденциальной информации со стороны поставщика исключается;
- поставщик устанавливает приемлемую для потребителя стоимость поставляемой продукции и осуществляет поставки в заданный
срок;
- взаимоотношения с поставщиком исключают возникновение
проблем при транспортировке продукции и предусматривают четко
отлаженную связь;
- поставщик будет придерживаться контрактных обязательств и
выполнять их /2/.
Примерами входа для процесса управления взаимоотношениями с поставщиками могут быть:
- оценка соответствующего опыта;
- деятельность поставщиков в сравнении с деятельностью конкурентов; -анализ качества закупаемой продукции, цены, осуществления поставки и реагирования на проблемы;
- аудит СМК;
-контроль сведений и имеющихся данных поставщика об удовлетворенности потребителей;
- финансовая оценка обеспечения жизнеспособности поставщиков в течение периода сотрудничества;
- реагирование поставщиков на запросы, котировки и участие
в тендерах;
- возможности обслуживания, монтажа оборудования и поддержки со стороны поставщиков;
- осведомленность поставщиков;
-возможности материально-технического обеспечения со стороны поставщиков;
- положение и роль поставщиков в сообществе, а также их восприятие обществом /8/.
В качестве основных методов оценки возможностей поставщиков
можно выделить следующие:
- оценку отдельных образцов поставляемой продукции;
-оценку на основе опыта аналогичных поставок и опыта других потребителей;
- оценку возможностей поставщика (метод А. Робертсона);
- исследование репутации поставщика;
- аудит СМК;
- комплексный анализ информации, относящейся к процессам
деятельности поставщика.
Методы оценки возможностей поставщиков
Оценка отдельных образцов продукции считается достаточно распространенным методом. Его использование предполагает обоюдное стремление поставщика и потребителя к сотрудничеству. Организация-поставщик поставляет образцы своей продукции, которая подвергается тщательному контролю, анализу, и на их основе делаются соответствующие
выводы о всей продукции /8/.
Для оценки отдельных образцов продукции, а также партий изделий могут использоваться различные приемы. Одним из них является методика оценки поставщика путем выделения и классификации дефектов поступающих изделий. Данная методика предусматривает использование штрафных баллов, назначаемых в зависимости от значимости дефекта. Для каждой партии ведется учет, регистрирующий номера деталей, полученное и проверенное количество деталей, общее число штрафных баллов. Этот показатель рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от характера поставок следующим образом:
- определяется общее число фактически поставленных изделий;
- суммируются штрафные баллы по всей партии;
- число штрафных баллов делится на число фактически проверенных изделий и умножается на 100.
В результате получается шкала поставщика, выраженная в штрафных баллах на 100 штук изделий. Она может быть преобразована в какую- либо производственную шкалу, отражающую оценку поставщика. Например:
100 баллов и менее — отлично;
101—300 баллов — хорошо;
301—600 баллов
— на поставщика нужно
свыше 600 — плохо, на поставщика требуется немедленно обратить внимание или исключить его из списка своих поставщиков.
Следующий метод базируется на исследовании характеристик, отражающих репутацию поставщика.
В примерный перечень характеристик, отражающих репутацию
поставщика, входит следующее.
1. Организованность:
- расширение рынков сбыта продукции;
- формирование круга постоянных потребителей;
- обеспечение экологической безопасности;
- ресурсосбережение при производстве и утилизации;
- защита интеллектуальной собственности и безопасность бизнеса;
- соблюдение контрактов, договоров, графиков поставок по принципу «точно в срок».
2. Партнерство:
- корпоративные цепочки поставок;
- открытость для общества;
- активизация внешних связей;
- поддержка социальных программ;
- деятельное участие в ассоциации, холдинге, советах;
- кооперация с другими поставщиками и (или) потребителями.
3. Перспективность:
- лидирующая роль в отрасли;
- освоение новых технологий;
- внедрение информационных технологий;
-использование современных методов маркетинга, финансового менеджмента;
- поставки на рынок новых изделий;
- подготовка элементов логистической системы товародвижения;
- совершенствование организационной структуры предприятия.
Аудит СМК поставщика проводится для достижения следующих целей:
- понимания поставщиком роли гарантий качества продукции
в своем звене цепочки поставок и принятия на себя ответственности;
- проведения поставщиком эффективных корректирующих действий, запрошенных потребителем в отношении его системы
управления или качества продукции;
- получения поставщиком стабильной обратной связи от системы управления потребителя /10/.
Аудит СМК поставщика позволяет потребителю получить достаточно подробную информацию о наличии и уровне зрелости такой системы, сделать выводы о способности организации поставлять качественную продукцию. Однако применения только этого метода также недостаточно для получения целостного представления о деятельности поставщика.
Информация, получаемая при проведении аудита СМК поставщика позволяет сделать комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика. При этом организация может применять самый разнообразный набор показателей, отражающий важнейшие аспекты его работы. Условно все эти характеристики можно отнести к двум группам: отражающие ресурсы поставщика и относящиеся к его деятельности в области качества.
Рассмотрим перечень характеристик, отражающих ресурсы поставщика.
1. Производственно-технологическа
- знания и опыт освоения технологий;
- обеспечение инженерных сооружений;
- возможности технологического оборудования;
- оснащенность метрологической службы.
2. Потенциал менеджеров высшего уровня:
- лидерство;
- профессионализм;
- способность к стратегическому прогнозированию развития;
- навыки в планировании качества;
- знания и навыки управления ресурсами;
- умение укреплять корпоративные связи.
3. Финансовая стабильность:
- платежеспособность, финансовая устойчивость;
- партнерские отношения с банками;
- фондовая деятельность;
- динамика инвестиций;
- развитие инновационного потенциала.
4. Возможности персонала:
- структура кадрового состава (менеджеры, специалисты, исполнители в основном, подготовительном и обслуживающих производствах);
- характеристики персонала (образование, квалификация, повышение квалификации, переподготовка, ротации) /9/.
Перечень характеристик, отражающих деятельность организации
в области качества, включает следующее.
1. Новые проекты (изделия и технологии):
- сокращение сроков проектирования и внедрения разработок
в производство;
- освоение новых технологических процессов, маршрутов, операций;
-расширение ассортимента разработок качественных конкурентоспособных изделий;
- сокращение числа корректирующих действий.
2. Комплектующие изделия:
- снижение дефектности серийных изделий;
- сокращение цикла изготовления;
- снижение процента потерь;
- снижение процента засоренности продукции;
- повышение устойчивости к сборке;
- обеспечение требований к условиям производства.
3. Традиционная готовая продукция:
- стабильность уровня качества;
- повышение эксплуатационной надежности изделий;
- снижение цикла изготовления изделия;
- повышение стабильности критичных технологических параметров;
- снижение группового брака;
- стабилизация уровня качества изготавливаемого материала.
4. Услуги поставщика:
- сокращение времени обслуживания;
- создание максимальных удобств клиентам;
- внимание к потребителям;
- расширение ассортимента услуг по выпускаемой продукции.
5. Экономические аспекты деятельности:
Информация о работе Принципы менеджмента качества, связанные с человеческим фактором