Принципы менеджмента качества, связанные с человеческим фактором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание

Рациональное создание систем управления качеством требует обязательного учета комплекса основных принципов построения и функционирования такого рода систем. Под принципами менеджмента качества при этом понимаются базовые руководящие правила, формирующие общую основу и определяющие характер оптимального осуществления процессов управления качеством функционирования соответствующей системы.

Работа состоит из  1 файл

управление качеством.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

- исполнителя проверки;

- состав документов, удостоверяющих по результатам проверки соответствие продукции требованиям контракта.

По соглашению между поставщиком и покупателем  проверку могут

выполнить поставщик (первая сторона), покупатель (вторая сторона) или независимая организация — инспекционная (экспертная) компания (третья сторона) по поручению продавца или покупателя. Кроме случаев, связанных с обменом, возвратом или ремонтом продукции ненадлежащего качества, следует особо оговорить порядок обращения с продукцией, ненадлежащее качество которой обусловлено несоответствием обязательным требованиям по безопасности и которая требует уничтожения или утилизации.

Гражданский кодекс РФ предусматривает ответственность продавца за поставку товара ненадлежащего качества, правила определения сроков обнаружения  недостатков переданного товара, права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, порядок возмещения разницы в цене при замене товара, уменьшение покупной цены и возврат товара ненадлежащего качества. Аналогичные нормы содержатся в Законе РФ «О защите прав потребителей» в части прав покупателя при приобретении товара в розничной торговле. Эти положения с учетом норм Гражданского кодекса РФ, относящихся к обеспечению комплектности товара, требований к таре и упаковке, срокам извещения о получении товара ненадлежащего качества, применительно к конкретной сделке также следует детально изложить в контракте /1/.

 

Элементы управления качеством в процессе закупок

Страхование продукции при перевозках — одно из главных условий контракта, способствующих получению покупателем продукции надлежащего качества. Условия страхования согласуются между поставщиком и покупателем /9/.

 

Методы оценки возможностей поставщиков

К элементам  управления качеством в процессе закупок относятся также оценка и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Во многих отношениях оценка и выбор поставщиков происходит с учетом тех же факторов, что и при любой крупной покупке (например, музыкального центра или автомобиля). Организация - потребитель принимает во внимание цену, качество, репутацию поставщика, предыдущий опыт работы с ним, послепродажное обслуживание, расположение, готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса.

В ГОСТ Р ИСО 9004: 2005 отмечено, что организации следует разработать результативные и эффективные процессы определения потенциальных источников для закупки материалов с целью развития взаимоотношений с поставщиками и оценки их способности поставлять требуемую продукцию /2/.

В процессе оценки и выбора поставщика организация - потребитель должна убедиться в том, что:

-поставщик знаком с основными принципами, которыми руководствуется потребитель, и активно на постоянной основе поддерживает с ним взаимоотношения;

- поставщик  располагает стабильной системой управления и

пользуется  хорошей репутацией у других потребителей;

- поставщик располагает производственными мощностями высокого технического уровня и готов внедрять технические новшества в будущем;

- поставщик способен поставить сырье  и детали, отвечающие

требованиям потребителя  к качеству продукции, и располагает  необходимыми технологическими возможностями;

- поставщик способен контролировать объем производства и может вложить средства, обеспечивающие выпуск необходимого количества продукции;

- разглашение конфиденциальной информации со стороны поставщика исключается;

- поставщик устанавливает приемлемую для потребителя стоимость поставляемой продукции и осуществляет поставки в заданный

срок;

- взаимоотношения с поставщиком исключают возникновение

проблем при  транспортировке продукции и  предусматривают четко

отлаженную  связь;

- поставщик будет придерживаться контрактных обязательств и

выполнять их /2/.

Примерами входа для процесса управления взаимоотношениями с поставщиками могут быть:

- оценка соответствующего опыта;

- деятельность поставщиков в сравнении с деятельностью конкурентов; -анализ качества закупаемой продукции, цены, осуществления поставки и реагирования на проблемы;

- аудит СМК;

-контроль сведений и имеющихся данных поставщика об удовлетворенности потребителей;

- финансовая оценка обеспечения жизнеспособности поставщиков в течение периода сотрудничества;

- реагирование поставщиков на запросы, котировки и участие

в тендерах;

- возможности обслуживания, монтажа оборудования и поддержки со стороны поставщиков;

- осведомленность поставщиков;

-возможности  материально-технического обеспечения со стороны поставщиков;

- положение и роль поставщиков в сообществе, а также их восприятие обществом /8/.

В качестве основных методов оценки возможностей поставщиков

можно выделить следующие:

- оценку отдельных образцов поставляемой продукции;

-оценку на основе опыта аналогичных поставок и опыта других потребителей;

- оценку возможностей поставщика (метод А. Робертсона);

- исследование репутации поставщика;

- аудит СМК;

- комплексный анализ информации, относящейся к процессам

деятельности  поставщика.

 

Методы оценки возможностей поставщиков

         Оценка отдельных образцов продукции считается достаточно распространенным методом. Его использование предполагает обоюдное стремление поставщика и потребителя к сотрудничеству. Организация-поставщик поставляет образцы своей продукции, которая подвергается тщательному контролю, анализу, и на их основе делаются соответствующие

выводы о  всей продукции /8/.

Для оценки отдельных  образцов продукции, а также партий изделий могут использоваться различные приемы. Одним из них является методика оценки поставщика путем выделения и классификации дефектов поступающих изделий. Данная методика предусматривает использование штрафных баллов, назначаемых в зависимости от значимости дефекта. Для каждой партии ведется учет, регистрирующий номера деталей, полученное и проверенное количество деталей, общее число штрафных баллов. Этот показатель рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от характера поставок следующим образом:

- определяется общее число фактически поставленных изделий;

- суммируются штрафные баллы по всей партии;

- число штрафных баллов делится на число фактически проверенных изделий и умножается на 100.

В результате получается шкала поставщика, выраженная в штрафных баллах на 100 штук изделий. Она может быть преобразована в какую- либо производственную шкалу, отражающую оценку поставщика. Например:

100 баллов и  менее — отлично;

101—300 баллов  — хорошо;

301—600 баллов  — на поставщика нужно обратить  внимание;

свыше 600 — плохо, на поставщика требуется немедленно обратить внимание или исключить его из списка своих поставщиков.

Следующий метод базируется на исследовании характеристик, отражающих репутацию поставщика.

В примерный  перечень характеристик, отражающих репутацию

поставщика, входит следующее.

1. Организованность:

- расширение рынков сбыта продукции;

- формирование круга постоянных потребителей;

- обеспечение экологической безопасности;

- ресурсосбережение при производстве и утилизации;

- защита интеллектуальной собственности и безопасность бизнеса;

- соблюдение контрактов, договоров, графиков поставок по принципу «точно в срок».

2. Партнерство:

- корпоративные цепочки поставок;

- открытость для общества;

- активизация внешних связей;

- поддержка социальных программ;

- деятельное участие в ассоциации, холдинге, советах;

- кооперация с другими поставщиками и (или) потребителями.

3. Перспективность:

- лидирующая роль в отрасли;

- освоение новых технологий;

- внедрение информационных технологий;

-использование современных методов маркетинга, финансового менеджмента;

- поставки на рынок новых изделий;

- подготовка элементов логистической системы товародвижения;

- совершенствование организационной структуры предприятия.

Аудит СМК поставщика проводится для достижения следующих целей:

- понимания поставщиком роли гарантий качества продукции

в своем звене  цепочки поставок и принятия на себя ответственности;

- проведения поставщиком эффективных корректирующих действий, запрошенных потребителем в отношении его системы

управления  или качества продукции;

- получения поставщиком стабильной обратной связи от системы управления потребителя /10/.

Аудит СМК поставщика позволяет потребителю получить достаточно подробную информацию о наличии и уровне зрелости такой системы, сделать выводы о способности организации поставлять качественную продукцию. Однако применения только этого метода также недостаточно для получения целостного представления о деятельности поставщика.

Информация, получаемая при проведении аудита СМК поставщика позволяет сделать комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика. При этом организация может применять самый разнообразный набор показателей, отражающий важнейшие аспекты его работы. Условно все эти характеристики можно отнести к двум группам: отражающие ресурсы поставщика и относящиеся к его деятельности в области качества.

Рассмотрим  перечень характеристик, отражающих ресурсы поставщика.

1. Производственно-технологическая база:

- знания и опыт освоения технологий;

- обеспечение инженерных сооружений;

- возможности технологического оборудования;

- оснащенность метрологической службы.

2. Потенциал  менеджеров высшего уровня:

- лидерство;

- профессионализм;

- способность к стратегическому прогнозированию развития;

- навыки в планировании качества;

- знания и навыки управления ресурсами;

- умение укреплять корпоративные связи.

3. Финансовая  стабильность:

- платежеспособность, финансовая устойчивость;

- партнерские отношения с банками;

- фондовая деятельность;

- динамика инвестиций;

- развитие инновационного потенциала.

4. Возможности  персонала:

- структура кадрового состава (менеджеры, специалисты, исполнители в основном, подготовительном и обслуживающих производствах);

- характеристики персонала (образование, квалификация, повышение квалификации, переподготовка, ротации) /9/.

Перечень характеристик, отражающих деятельность организации

в области качества, включает следующее.

1. Новые проекты  (изделия и технологии):

- сокращение сроков проектирования и внедрения разработок

в производство;

- освоение новых технологических процессов, маршрутов, операций;

-расширение ассортимента разработок качественных конкурентоспособных изделий;

- сокращение числа корректирующих действий.

2. Комплектующие  изделия:

- снижение дефектности серийных изделий;

- сокращение цикла изготовления;

- снижение процента потерь;

- снижение процента засоренности продукции;

- повышение устойчивости к сборке;

- обеспечение требований к условиям производства.

3. Традиционная  готовая продукция:

- стабильность уровня качества;

- повышение эксплуатационной надежности изделий;

- снижение цикла изготовления изделия;

- повышение стабильности критичных технологических параметров;

- снижение группового брака;

- стабилизация уровня качества изготавливаемого материала.

4. Услуги поставщика:

- сокращение времени обслуживания;

- создание максимальных удобств клиентам;

- внимание к потребителям;

- расширение ассортимента услуг по выпускаемой продукции.

  5. Экономические аспекты деятельности:

Информация о работе Принципы менеджмента качества, связанные с человеческим фактором