Проблемы лидерства в менеджменте организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид "руководитель" или группа "руководящий состав", либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. 4
1.1. Сущность лидерства 4
1.2. Лидерские качества менеджера, имидж менеджера 5
1.3. Личностные черты руководителя 9
1.4. Менеджерские характеристики руководителя 10
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА 12
2.1. Концепция атрибутивного лидерства 12
2.2. Концепция харизматического лидерства 15
2.3. Концепция преобразующего лидерства 18
2.4. "Основы эффективного лидерства" 19
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ОАО "ДИНУР") 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

норм курсач.docx

— 64.95 Кб (Скачать документ)

 

 

Анализ таблицы 5 показывает, что для каждого уровня руководства существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для предпринимательской малой или средней организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.

Модель лидерства унифицирует  основные требования к руководителям  различных уровней. Это, в свою очередь, позволяет:

создавать систему отбора новых работников, ориентированную  на развитие требуемых качеств и  знаний;

проводить оценку персонала  в соответствии с выбранными стандартами.

Эта системная модель была увязана с ситуационной моделью деятельности руководителя, получившей название "Ядро квалификации руководителей". Она ориентирована на деятельность руководителей высшего звена. Модель, ставит в соответствие каждому направлению деятельности руководителя определенные деловые качества. Cвязь ситуаций и качеств в таблице 6 выделена темным цветом.

"Основы эффективного лидерства" и "Ядро квалификации руководителей"

 

Табл. 6

Направление деятельности

Качества  и сферы компетентности

Стратегическое  видение

Управление  человеческими ресурсами

Развитие  и оценка персонала

Планирование  и управление ресурсами

Представление интересов организации и взаимодействие

Управление  конфликтами

         

Творческое  мышление

         

Ориентация  на потребителя

         

Решительность

         

Осведомленность о внешней обстановке

         

Финансовое  управление

         

Гибкость

         

Управление  человеческими ресурсами

         

Влияние и ведение переговоров

         

Навыки  межличностных отношений

         

Лидерство

         

Управленческий  контроль и интеграция

         

Управление  многообразной рабочей силой

         

Устные  коммуникации

         

Планирование  и оценка

         

Решение проблем

         

Самоуправление

         

Формирование  команды

         

Техническая компетентность

         

Управление  технологиями

         

Общее видение

         

Письменные  коммуникации

         

 

Из таблицы 6 видно, что  в ядро квалификации высших руководителей  входят:

стратегическое видение;

управление человеческими  ресурсами;

развитие и оценка программ;

планирование и управление ресурсами;

представление интересов  организации и взаимодействие.

Рассмотрим содержание этих действий.

Стратегическое видение - это способ обеспечить реализацию организационных целей, приоритетов, ценностей и других задач, учитывать их при принятии решений и добиваться понимания предназначения организации и стратегического видения среди подчиненных. Эта сфера квалификации охватывает следующие ключевые характеристики:

определение и обобщение  основных проблем, влияющих на организацию, включая политические, экономические, социальные, технологические и административные факторы;

понимание роли и отношений  между различными элементами национальной политики в процессе реализации, включая президента, политических руководителей, законодателей, суд, государственные и местные власти, группы интересов;

руководство и мотивацию  управляющих для использования  стратегического планирования и  элементов управления качеством.

Управление человеческими  ресурсами понимается как способность  вырабатывать стратегию управления человеческими ресурсами для  осуществления миссии организации, реализации стратегического видения, а также обеспечения максимального  использования творческого потенциала всех служащих.

Развитие и оценка программ предполагает способность определять цели политики и программ, создавать  структуры и процессы, необходимые  для осуществления миссии, необходимые  для осуществления миссии и стратегического  видения в организации, формировать соответствующие предпосылки для выполнения программ и их регулирования, постоянно проверять качество программ.

Планирование и управление ресурсами требует наличия способностей изыскивать и управлять финансовыми, материальными, информационными ресурсами  с целью выполнения миссии организации, задач программ и реализации стратегического  видения.

Представление и интересов  организации и взаимодействие понимается как способность объяснить и  защищать интересы организации, вести  переговоры с отдельными индивидуумами  и группами как внутри, так и  выше, развивать широкие информационные сети с другими подразделениями и организациями.

Каждый кандидат претендующий на высокую должность, обязан соответствовать  модели "Ядро квалификации высших руководителей" либо предоставить план по достижению уровня квалификации, заложенному в эти требования. При конкурсе кандидат заполняет документ специальной формы, где отражает свою деятельность, контекст в котором она протекала и ее результаты. При этом он обязательно должен привести пример из своего профессионального опыта, подтверждающего самооценку по каждому из 22 качеств, составляющих основу лидерства. Затем специальный совет проверяет компетентность кандидата и дает заключение в соответствии с требованиями ядра квалификации высших руководителей. Отметим, что в модель не включены технические и профессиональные знания и навыки.

 

Глава III. Особенности поведения лидера (на примере ОАО "Динур")

Моя практическая работа осуществлялась на предприятии: Первоуральский динасовый завод (ОАО "Динур"). Россия, Свердловская область, г. Первоуральск.

Нами были проведены тесты (интернет опрос), с помощью которых был опрошен лидер: начальник ОТК, Светлана В.

Тест №1 "Способны ли вы влиять на других? "1

Каждый из нас, как известно, подвержен влиянию других людей, нередко и сам старается повлиять на них в желаемом направлении. Предлагаем проверить, какой силой внушения наделены вы. Каждый, в силу своей профессии, должен обладать этим качеством. Если вы хотите узнать, способны ли вы оказывать влияние на других, убеждать их, примите участие в этом психологическом тесте.

Отвечайте на вопросы "да" или "нет".

Выбрали бы вы профессию актёра или политика?

Раздражают ли вас люди, которые экстравагантно одеваются  или ведут себя?

Способны ли вы поделиться с другим человеком своими личными  переживаниями?

Реагируете ли вы немедленно на малейшее проявление неподобающего  к вам отношения?

Задевают ли вас успехи других в той области, в какой  хотелось бы достичь успехов вам?

Готовы ли вы взять на себя очень трудное дело только для  того, чтобы показать, что оно  вам под силу?

Могли бы вы пожертвовать всем ради совершения чего-то исключительного?

Хотите ли вы, чтобы вас  всегда окружал один и тот же круг друзей?

Придерживаетесь ли вы в своей  жизни строго расписанного по часам  распорядка?

Любите ли вы переставлять мебель в квартире?

Нравится ли вам делать привычное дело каждый раз по-новому?

Любите ли вы подтрунивать над теми, у кого слишком большое  самомнение?

Можете ли вы сказать своему начальнику или тому, кто считается  общепризнанным авторитетом, что он не прав?

 

Теперь подсчитайте балы.

 

да

нет

1.

5

0

2.

0

5

3.

5

0

4.

5

0

5.

5

0

6.

5

0

7.

5

0

8.

0

5

9.

0

5

10.

5

0

11.

5

0

12.

5

0

13.

5

0


 

Если вы набрали от 65 до 35 балов, то:

у вас есть все способности  для того, чтобы подчинять своему влиянию других, перевоспитывать  их, поучать, наставлять. Вы превосходно чувствуете себя в такой роли. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать других, держаться в стороне и думать только о себе.

Напротив он должен стремится  сделать что-то для других, руководить ими, указывать на ошибки, научить  их видеть светлые стороны окружающей действительности. Вы способны убеждать и оказывать влияние на других, но при этом постарайтесь не дойти в своём наставничестве до крайности, ибо это угрожает, вам превратится в фанатика или тирана.

Если вы набрали от 30 до 0 балов, то:

увы, вы не обладаете силой  внушения, способной убедить других, хотя зачастую во многом правы. Идеальной для себя (и других) вам представляется жизнь строго упорядоченная, подчинённая законам здравого смысла и благонравия, а будущее – предсказуемым. Вы нечего не любите делать через силу. Иногда слишком сдержаны, что подчас мешает в достижении цели, выставляет в несколько превратном свете ваше поведение.

 

Результаты теста:

№ вопроса

Ответ

Балы  за ответ

1

Да

5

2

Нет

5

3

Да

5

4

Да

5

5

Нет

0

6

Да

5

7

Да

5

8

Да

0

9

Нет

5

10

Нет

0

11

Да

5

№ вопроса

Ответ

Балы  за ответ

12

Да

5

13

Да

5

Всего балов

 

50


 

Характеристика опрашиваемого  лидера по результатам данного теста:

Опрашиваемый лидер набрал высокий бал, следовательно, у него есть все способности для того, чтобы подчинять своему влиянию других, что немаловажно в работе руководителя. Он может перевоспитывать их, поучать, наставлять. Он превосходно чувствует себя в такой роли и убеждён, что человек не должен замыкаться в себе, избегать других, держаться в стороне и думать только о себе, напротив он должен стремится сделать что-то для других, руководить ими, указывать на ошибки, научить их видеть светлые стороны окружающей действительности.

Совет этому лидеру: "Вы способны убеждать и оказывать влияние на других, но при этом постарайтесь не дойти в своём наставничестве до крайности, ибо это угрожает, вам превратится в фанатика или тирана".

Тест № 2. "Тест на выявление степени риска". 2

Данный тест выявляет степень  риска у людей.

Что бы выбрали вы? Поставьте палочку на одной стороне прямоугольника.

 

 

Будите стабильно получать 5 долларов ежемесячно.

Обещают 15 долларов, но иногда может быть и меньше.

Будите получать 50 долларов, но каждый день на вас будут выливать ведро холодной воды.

Будите получать 250 долларов, но вас обольёт мочой животного.

Ключ.

У человека минимальная степень  риска (практически нет).

Может рисковать минимально, зная о том, что риск оправдан.

Высокая степень риска.

Очень высокая степень  риска.

Результаты теста.

Опрашивался лидер: Светлана В.

У опрашиваемого лидера высокая  степень риска, это рекомендуемый  результат для предпринимателей и менеджеров.

От степени риска у  людей, чья профессия связана  с управленческой деятельностью, многое зависит, также как от имеющегося стиля руководства. Например, человек со всем не рискующий не достигнет больших результатов, но зато он не сделает очень серьёзных ошибок, которые могут привести к нежелательным последствиям. А человек, у которого очень высокая степень риска, может достигнуть очень больших результатов, но также "пролететь" так, что будет жалеть об этом всю жизнь.

 

Заключение

 

Подобрав и проанализировав  литературу по теме: лидерство в менеджменте, нами было изучено влияние личностных качеств лидера на успех его работы, а, следовательно, и успех организации. Лидер может повысить эффективность работы подчинённых, не прибегая к общепринятым мерам, а используя свои лидерские качества и способности. Также было изучено влияние стилей руководства на поведение подчинённых, им лучше работать с общительным, не авторитарным и привлекательным руководителем, с которым можно поделиться своими мыслями и идеями.

В практической работе нами были проведены тесты на ОАО "Динур", в результате которых было выявлено, что лидер не может применить свои качества и навыки без способности влиять на людей, по этому важно определить уровень своего влияния на других. Также не маловажен и риск в работе лидера. Степень риска у всех разная, и по-разному сказывается на результаты работы.

Мне понравилось изучать  данную тему, она очень интересна  и в наше время стала актуальной, когда выросшие, как грибы после  дождя, фирмы столкнулись с проблемой  эффективного руководства. Только умения и качества лидера могут помочь руководителю более эффективно работать с подчинёнными.

 

Список  использованой литературы

 

  1. Алексеев А, Пигалов В, "Деловое администрирование на практике", М., 1993.
  2. Блейк Р. Р, Мутон Дж. С., "Научные методы управления", Киев, 1990.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И., "Менеджмент", М., МГУ, 1995.
  4. Веснин В., "Основы менеджмента", М., 1996.
  5. Кабушкин Н.И., "Основы менеджмента", Мн: БГЭУ, 1996
  6. Казелецкий Ю., "Человек многомерный. ", Киев, 1991.
  7. Лобанов В. США: "модели компетентности руководителей государственных учреждений. Проблемы теории и практики управления.", N1, 1996. с.73-77.
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента", М., 1992.
  9. Русиянов Ф., Никулин Л., Фаткин Л., "Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений.", М., 1996.

Информация о работе Проблемы лидерства в менеджменте организации