Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:25, реферат
Тема данного реферата, по моему мнению, является актуальной и важной для нашей страны с рыночным типом экономики. Именно в данном типе экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию.
Введение…………………………………………………………………………………2
1.Проблемы освоения и внедрения систем качества………………………………...4
2.Система качества как необходимость………………………………………………..6
3. Какова же должна быть стратегия внедрения качества для выхода как на отечественный, так и на мировой рынки………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Проблемы освоения и внедрения систем качества………………………………...4
2.Система качества как необходимость……………………………………………
3. Какова же должна быть стратегия внедрения качества для выхода как на отечественный, так и на мировой рынки………………………………………………10
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Тема данного реферата, по моему мнению, является актуальной и важной для нашей страны с рыночным типом экономики. Именно в данном типе экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. Украинские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако освоение систем качества, то есть повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.
По мере рыночного реформирования украинской экономики отечественные компании начинают проявлять все более очевидный интерес к проблеме качества, к освоению систем качества. Об этом можно судить по увеличению числа компаний, способных конкурировать на отечественном и зарубежных рынках не только путем снижения себестоимости и цены, но и повышения качества производимых продуктов или оказываемых услуг. Эту тенденцию подтверждает и рост числа отечественных компаний, стремящихся получить сертификат, подтверждающий наличие у них функционирующей системы качества (СК), соответствующей требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, а также попытки освоения новых систем качества. Однако число таковых производителей мало, поэтому необходимо показать необходимость освоения систем качества фирмами, которые принесут пользу как для самих производителей, так и для экономики страны.
Проблемы, возникающие при внедрении систем качества
Для того, чтобы понять, почему же внедрения систем качества имеют такой низкий уровень в нашей стране рассмотрим причины, способствующие этому явлению:
Во-первых, отсутствие традиций стратегического управления ведет к тому, что даже руководители высшего уровня не готовы планировать будущее, опираясь на потенциал компании и на прогнозы развития среды. И поэтому серьезные усилия и инвестиции, необходимые для освоения и развития системы качества в компаниях, экономически обосновывать достаточно сложно: они, как правило, не могут дать краткосрочного результата, а ориентация на более отдаленную перспективу должным образом еще не используется.
Во-вторых, отсутствие традиции практического использования регулярного менеджмента, характерного для компаний, действующих в условиях рынка, ведет к необходимости сопровождать формирование современной СК налаживанием такого менеджмента в украинских компаниях. Различные элементы регулярного менеджмента начали внедряться в деятельность отечественных компаний в начале 90-х годов. Однако до сих пор большинство из них только подходят к созданию современного управленческого учета, регулярного маркетинга и организации продаж, управления персоналом и т.д. Налаживание же в украинских компаниях системы менеджмента по принципам TQM предполагает активную опору на многие элементы менеджмента, которые были обычны для западных компаний 80-х годов.
В-третьих, наличие в компаниях так называемого тройного стандарта, когда думаем одно, пишем другое, а делаем третье. Ведь в нашей стране до рыночного реформирования экономики общие цели задавались предприятиям централизованно, т.е. вносились извне. Существовал некоторый более или менее официальный "ритуал" оценки степени достижения этих целей. При этом в большинстве случаев никто на предприятии не ориентировался на достижение этих целей. Вместо этого конкретные действия и мероприятия были нацелены на реализацию представления руководителей об интересах предприятия, коллективных и собственных выгодах, к которым официально зафиксированные цели имели, как правило, отдаленное отношение. Исполнители обычно действовали исходя из принципа минимизации собственных усилий (издержки производства и конкурентоспособность продукции их не очень волновали), которые необходимы для формальной сдачи продукции в установленные сроки. При этом они опирались на неписаные нормы, упрощенные технологии и мало заботились как о реальных потребителях, так и о том, как будут выполняться следующие технологические операции.
Отмеченные
особенности глубоко
Система качества как необходимость
Нестабильность и еще не окрепший механизм функционирования экономики нашей страны способствовали очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, что выражается в самых разных формах:
– сосредоточение усилий широкого круга компаний и предприятий на налаживании производства продукции, конкурентоспособной по своим характеристикам;
изучение с целью возможного использования опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную;
– активизация деятельности по разработке и внедрению СК, отвечающих требованиям стандартов ИСО серии 9000. В экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда;
– постепенное осознание украинскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формирование в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.
Очевидно,
что проблема качества
Для большинства украинских производителей создание СК сейчас ассоциируется с ее сертификацией по стандартам ИСО серии 9000. Непосредственные мотивы к сертификации СК при этом могут быть разными. Например:
– требования потребителей при заключении контрактов (договоров);
– стремление повысить конкурентоспособность продукции;
– необходимость соответствовать условиям участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и служат рекламой предприятию;
– условие получения
– осознанное желание высшего
руководства предприятия
– стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условием которой является сертификация СК, и др.
Обобщая накопленный в Украине опыт решения проблемы качества, можно выделить несколько групп предприятий, которые тратят значительные деньги и усилия на внедрение СК и получение сертификатов их соответствия требованиям стандартов ИСО серии 9000. Их классификация, не претендуя на полноту и непротиворечивость, охватывает только те предприятия, которые реально пытаются что-то делать в этой области, а не имитируют соответствующую активность.
К первой
группе относятся крупные
Ко второй группе относятся компании, которые принимают решения о внедрении СК "впрок" или для выхода на зарубежные рынки, но не имеют реального опыта работы там и поэтому не очень четко понимают, что такое принципы TQM и зачем нужен сертификат на СК по стандартам ИСО серии 9000. Для таких компаний характерны формальное отношение к внедрению СК и неспособность подготовить работников к предстоящим изменениям. Поэтому, если сертификат на СК и будет формально получен, то наладить необходимую работу им, как правило, не удается. Все это исключает достижение необходимого результата и ведет к неэффективному расходованию денег.
Третья группа компаний, которые реально существуют в Украине, но их еще мало, - это компании, которые не только хотят, но и могут внедрять СК и обеспечивать ее эффективное функционирование. Сертификат на эту систему является для них одним из важных, но не главным результатом одного из промежуточных этапов работы по решению проблемы качества с целью обеспечения конкурентоспособности компании на отечественном и зарубежных рынках. Эта группа компаний, конечно же, является наиболее перспективной. Их идеологию и передовой опыт системного подхода к решению проблем эффективного производства продукции, конкурентоспособной по качеству и цене, необходимо распространять на другие предприятия России.
Поскольку большинство украинских менеджеров имеют весьма туманные представления о системном управлении качеством и стандартах ИСО серии 9000 и они привыкли, что главное - обеспечение формального соответствия внешним требованиям, то первое, что в этой ситуации приходит им в голову, - найти покладистого сертификатора и быстро получить соответствующий сертификат. К сожалению, спрос находит предложение. Однако стремление не столько "быть", сколько "казаться" играет с такими менеджерами злую шутку. Можно привести многочисленные примеры, когда компании, вложив значительные деньги в формальное внедрение СК и получив формальный сертификат, долго не могут понять, что же они в результате выиграли. Практика свидетельствует, что формальное применение стандартов ИСО серии 9000, не давая заметного выигрыша, может подорвать возможность реальных улучшений менеджмента качества и его результатов.
Какова же должна быть стратегия внедрения качества для выхода как на отечественный, так и на мировой рынки
Решение
проблемы качества является
Информация о работе Проблемы освоения и внедрения систем качества