Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:06, контрольная работа
Цель исследования состоит в обосновании теоретических и методических условий формирования системы управления качеством гостиничных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить основные подходы к управлению качеством гостиничных услуг предприятий гостиничного хозяйства;
-провести анализ системы управления качеством услуг гостиницы «Университетская»;
- разработать методические рекомендации по совершенствованию системы управления качеством гостиничных услуг «Университетская».
Введение 4
1 Теоретические аспекты разработки проекта по созданию системы управления качеством гостиничных услуг 6
1.1 Система управления качеством как важнейший фактор повышения конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Особенности разработки проекта по улучшению качества гостиничных услуг 8
1.3 Методика оценки результативности проекта по созданию системы управления качеством гостиничных услуг 11
2 Анализ системы управления качеством услуг гостиницы «Университетская» 14
2.1 Общая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 16
2.3 Анализ эффективности системы управления качеством услуг гостиницы «Университетская» 18
3 Совершенствование системы управления качеством услуг гостиницы «Университетская» 20
3. 1 Рекомендации по созданию в гостинице эффективной системы управления качеством услуг 20
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Повышение уровня качества гостиничных услуг в рамках системы управления при помощи мер, описанных выше, приводит к увеличению конкурентоспособности как предприятия, так и его услуг.
Для принятия управленческих решений необходимо проводить анализ и оценку рынка услуг. Одной из трудностей, возникающих при организации оценок качества и конкурентоспособности услуг, а также системы управления качеством, является недостаток информации о продукции конкурентов.
Конкурентоспособность гостиничных услуг тесно взаимосвязана с конкурентоспособностью предприятия и ее следует рассматривать как характеристику, отражающую возможность приспособления гостиницы во времени к изменяющимся условиям конкуренции на рынке, степени удовлетворения потребностей и спроса потребителей в его продукции и услугах. В рамках данного исследования предлагается методика, раскрывающая эти недостатки. Кроме того, методика основана на выборе показателей качества услуг для оценки конкурентоспособности предприятий (услуг) и показывает имеющуюся связь между показателями качества услуг и их конкурентоспособностью на рынке услуг и состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Определение стратегических факторов и расчет оценки конкурентоспособности гостиничного предприятия и его конкурентов.
1.1 Расчет комплексного показателя
конкурентоспособности
где Кi – бальная оценка направлений деятельности организации, факторы внутренней среды (финансы, маркетинг, производство и т.д.),
N - их общее число.
1.2 Оценка уровня конкурентоспособности гостиницы7:
Кy = К o/ K k, (2)
где Кo, Kk,- соответственно комплексные показатели конкурентоспособности организации и конкурента. При Кy >1 оцениваемая организация считается конкурентоспособной.
Этап 2. Установление основных конкурентов
гостиничного предприятия путем
построения позиционной карты
2.1. Выбор весомых характеристик
для дифференциации
Уровень качества обслуживания является
одним из наиболее важных составляющих
общей конкурентоспособности
Этап 3. Установление основных конкурирующих услуг гостиницы.
Этап 4. Определение занимаемой рыночной доли гостиничных предприятий.
Определение занимаемой рыночной доли
даст возможность решить ряд взаимосвязанных
задач: определить особенности развития
конкурентной ситуации; выявить степень
доминирования предприятий на рынке
гостиничных услуг; установить основных
гостиниц-конкурентов; выделить относительную
позицию предприятия среди
Этап 5. Определение уровня качества обслуживания при помощи шкалы оценок уровня удовлетворенности или разочарования потребителей гостиничных услуг.
Данный показатель определяется на основе метода экспертных оценок.
На основе фактических данных определяется список показателей, характеризующих уровень качества обслуживания гостиниц, где каждому показателю должна соответствовать оценка по выбранной шкале.
5.1. Составление перечня
Этап 6. Сегментирование рынка
Основными параметрами по разделению на сегменты являются высокое качество обслуживания и стоимость предлагаемых услуг. Например, данные параметры можно разбить на четыре сектора:
I — повышенной комфортности, II — высокой комфортности, III — средней комфортности, IV— умеренной комфортности.
Этап 7. Оценка финансовой деятельности гостиничных предприятий.
Далее проводится оценка динамики развития
системы управления качеством гостиничных
услуг организаций и ее эффективность.
Для того чтобы достаточно объективно
рассчитывать экономические показатели
и эффективность системы
Оценка эффективности системы управления определяется при помощи показателя эффективности8:
Э = В1-В.0 / I, (3)
где Э - показатель эффективности системы управления качеством,
В1-В.0 годовая выручка от продажи предприятия до и после внедрения системы управления качеством,
I -сумма затрат на внедрение системы управления качеством.
Таким образом, разработанные
методика и подход к
Гостиница «Университетская», построенная в 70-е годы ХХ века, в течение 20 лет служила гостиницей для иногородних студентов и аспирантов Московского Государственного Университета. Это современное 15-этажное здание, расположенное в престижном районе – на юго-западе Москвы.
Адрес гостиницы «Университетская»: Москва, Мичуринский проспект, 8/29.
Гостиница «Университетская» относится к категории эконом-класса, её доступные цены, отличный сервис и удобное расположение привлекают многочисленных туристов, в том числе, студентов и школьников.
Гостиница, номерной фонд которой включает 300 номеров различного класса, предлагает своим гостям размещение в одно-, двух-, трёх- и четырёхместных номерах (эконом-класса, стандартных, стандартных улучшенных,1-й категории) и в полулюксах (возможен вариант полулюкса с компьютером). В номерах – телефон, холодильник, телевизор, принимающий 18 эфирных и 10 спутниковых каналов (на русском, английском, немецком, французском, китайском и итальянском языках).
Завтрак в стоимость номеров
не включен. По желанию клиентов, гостиница
предоставляет комплексные
Гостиница «Университетская»
В гостинице работает служба паломнических и туристских услуг, где можно заказать паломническую поездку по святым местам Москвы, Подмосковья, России и зарубежья, также к услугам гостей магазины парикмахерская, переговорный пункт, бесплатный Wi-Fi.
Есть банкетные залы для проведения
торжественных мероприятий, конференц-залы
– для семинаров, переговоров, вместимостью
от 8 до 500 человек, где проводятся различные
церковно-общественные мероприятия
международного и общероссийского
значения. Здесь проходили – пленарное
заседание Комиссии «Церковь и общество»
Конференции Европейских
Проведем анализ основных технико-экономических показателей деятельности гостиницы «Университетская» в таблице 1.
Таблица 1
Анализ технико-экономических
Показатели |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста |
Темпы прироста |
Количественные показатели | ||||||
Объем реализации услуг |
Тыс. руб. |
74 500 |
85 036 |
+10 536 |
114,14% |
14,14% |
Себестоимость услуг (полная) |
Тыс. руб. |
67 300 |
75 376 |
+8 076 |
112% |
12% |
Прибыль от реализации услуг (валовая прибыль) |
Тыс. руб. |
7 200 |
9 660 |
+2 460 |
134,17% |
34,17% |
Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
5 472 |
7 341,60 |
+1 869,60 |
134,17% |
34,17% |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
Тыс. руб. |
4 470 |
4 597 |
+127 |
102,84% |
2,84% |
Среднегодовой остаток оборотных средств |
Тыс. руб. |
9 834 |
11 604,12 |
+1 770,12 |
118% |
18% |
Качественные показатели | ||||||
Затраты на 1 рубль объема реализации услуг |
Руб. |
0,90 |
0,88 |
-0,02 |
97,78% |
-2,22% |
Рентабельность общая Рентабельность расчетная |
% |
10,70 8,13 |
12,82 9,74 |
+2,12 +1,61 |
- - |
- - |
Фондоотдача |
Руб. |
16,67 |
18,50 |
+1,83 |
110,98% |
10,98% |
Фондоемкость |
Руб. |
0,06 |
0,05 |
+0,01 |
116,67% |
16,67% |
Фондорентабельность |
% |
161,07 |
210,14 |
+49,07 |
- |
- |
Фондовооруженность |
Тыс.руб./ чел. |
638,57 |
510,78 |
-127,79 |
79,99% |
-20,01 |
Коэффициент оборачиваемости |
Оборот |
7,58 |
7,33 |
-0,25 |
- |
- |
Коэффициент загрузки |
Руб. |
0,13 |
0,14 |
+0,01 |
- |
- |
Длительность оборота |
Дни |
46,80 |
50,40 |
+3,60 |
- |
- |
В 2010 году произошло увеличение объема реализации услуг на 10 536 тыс.руб. (14,14%), а также увеличение полной себестоимости услуг на 8 076 тыс.руб. (12%). Однако темпы роста объема реализации услуг превышают темпы роста полной себестоимости услуг. Об этом свидетельствует и увеличение прибыли от реализации услуг в 2010 году на 2 460 тыс. руб. (34,17%) по сравнению с 2009 годом.
Показатель затрат на 1 руб. реализации снизился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 2 копейки, что говорит о снижении себестоимости и увеличении прибыли в 2010 году.
Уровень общей рентабельности в 2010 году достиг 12,82% по сравнению с 10,70% в 2009 году, это показывает, предприятие по-прежнему находится на уровне самоокупаемости.
Анализ использования основных производственных фондов на предприятии показал недостаточно эффективное использование ОПФ, так как в 2009 году увеличились фондоотдача (на 1,83 руб. (10,98%)) и фондорентабельность (на 49,07%), а фондоемкость – на 0,01 руб. (16,67%). Снижение фондовооруженности в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 127,79 тыс.руб. в расчете на одного работающего, что может говорить о недостаточном уровне технического обеспечения предприятия.
Снижение фондовооруженности в динамике сопровождается ростом фондоотдачи, следовательно, на предприятии наблюдается недостаточность оборудования. Анализ использования оборотных средств на предприятии показал неудовлетворительные результаты. Коэффициент оборачиваемости снизился в 2010 году на 0,25 оборота, увеличились коэффициент загрузки и длительность оборота оборотных средств (на 3,6 дня).
Таким образом, результаты анализа показывают, что в пересчете на объем реализации услуг 2010 года прибыль в 2009 году составила 8218 тыс. руб., а в 2010 – 9660 тыс. руб., следовательно, эффективность хозяйственной деятельности предприятия повысилась, что позволяет говорить о грамотной организации работы предприятия и повышении рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.
По результатам анализа можно сделать вывод о повышении хозяйственной рентабельности и эффективности деятельности предприятия в 2010 году на 2460 тыс. руб. или на 0,02% по сравнению с 2009 годом.
Компания, развивающая свою систему
управления качеством, главным образом
ориентируется на принятый ею запас
конкурентоспособности. Ввиду этого
анализ эффективности системы
Проведем оценку микрофакторов конкурентоспособности гостиницы с использованием методов SWOT-анализа. Информация получена методом коллективной работы в «фокус-группе», в работе участвовали руководители высшего звена «Университетская». Результаты анализа приведены в таблице 2.