Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:35, реферат
Сущность стандартизации и ее роль роль в международном разделении труда, преодолении так называемых технических барьеров во внешней торговле, в осуществлении международного научно-технического сотрудничества. Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности (государственных органов и производителей продукции и услуг. Основная цель международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации.
Введение.
1.Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов Российской Федерации.
1.2. Роль стандартизации в повышении эффективности производства
2. Международная стандартизация
2.1Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000
2.2Системы экологического менеджмента
Заключение
1. Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.
2. Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.
3. Международный - через улучшение условий международной торговли. Система стандартов ISO 14000
Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);
2.2Системы экологического менеджмента
Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации(предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента". Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:
1. Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.
2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).
3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).
4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.
5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.
6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к внештатным ситуациям.
7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.
8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.
9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".
Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.
Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.
Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям.
Стандарты ISO 14000 ведут к:
По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.
Поскольку
требования ISO 14000 во многом пересекаются
с ISO 9000, возможна облегченная сертификация
предприятий, которые уже имеют ISO
9000. В дальнейшем предполагается возможность
"двойная" сертификация для уменьшения
общей стоимости."Сертификация в
рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации
в рамках ISO 14000", утверждает одна из
консультационных фирм.
Заключение.
Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов – неплохая предпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
Хотя
международные рекомендации по стандартизации
не являются обязательными для всех
государств, однако соответствие продукции
нормам международных стандартов определяет
ее стоимость и
Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.
Стандартизация,
совмещаемая с
Международная
стандартизация позволяет сэкономить
время и средства необходимые
для разработки национальных стандартов.
Таким образом, развитие международной
стандартизации предопределяет развитие
мировой торговли.
Список
литературы:
1.
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии:
Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.
– 479с.
2.
Киреев А.Н. Стандартизация в США: экономические
аспекты и проблемы организации. – М.:
Изд-во стандартов, 2007. – 120с.
3.
Нестеров П.В. Информационные аспекты
стандартизации и управления качеством
продукции. – М.: Изд-во стандартов, 2007.
– 152с.
4.
Е.И.Лихачева Метрология, стандартизация
и сертификация. Екатеринбург: Издательство
Уральского государственного экономического
университета, 2000 – 69с.
5.
О стандартизации, о сертификации продукции
и услуг. – М.:Народный центр финансово-экономического
развития, 1997 – 286 с.
6.
Шишкин И.Ф. Основы метрологии стандартизации
и качества продукции – М.: Стандартим,
2004г.
7.
И.М. Лифиц “Основы Стандартизации Метрологии
и сертификации”, М.,“Юрайт”, 2000.
8.
Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация:
Учебное пособие для студентов вузов.
М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
248 с.
9.
Красных Б.А, Сахарова Г.К. Об общественных
правилах и процедурах сертификации //
Стандарты и качество. 1996 № 12 С.51-55.
10.
Басаков М.И. Основы стандаритзации, метрологии,
сертификации. Р н/Д: Феникс, 2002. - 192с.
11.
Бадиров Д.Т., Байков А.В. Основы стандартизации
и контроля качества продукции. М.: Транспорт,
2006. - 222с.
12.
Бриль М.С., Накул Э.И. Основы стандартизации.
Контроль и управление качеством продукции.
К.: В.ш., 1980. - 272с.
Информация о работе Стандартизация - основа совместимости и международного сотрудничества