Стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:59, контрольная работа

Описание

Стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной деятельности предприятий. Овладение методами обеспечения качества в настоящее время является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность и теоретические основы стандартизации на современном этапе. Роль стандартизации в развитии современной технологии производства продукции
1.1 История возникновения стандартизации……………………………………4
1.2Сущность стандартизации…………………………………………………….6
1.3 Роль стандартизации в развитии современной технологии производства продукции…………………………………………………………………………….9
2 Органы по сертификации, система аккредитации и порядок работ по аккредитации
2.1 Органы по сертификации……………………………………………………10
2.2 Система аккредитации и порядок работ по аккредитации……………..….11
3 Основные термины, понятия по сертификации, способы информирования. Испытательные лаборатории
3.1 Основные термины, понятия по сертификации………………………….…16
3.2 Способы информирования о соответствии…………………………………21
3.3 Испытательные лаборатории………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………....26
Приложения………………………………

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 265.85 Кб (Скачать документ)

Контролирующий  орган (для сертификации) - орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность.

Критерий  достаточной обработки / переработки - один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Для оценки критерия достаточной обработки/переработки может применяться кумулятивный принцип, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара. Термин широко используется при сертификации (сертификат происхождения).

Международная организация по стандартизации - организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны.

Метод испытания - установленные технические правила проведения испытаний.

Надежность - собирательный термин используемый для описания характеристики готовности и влияющих на нее факторов: безотказности ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.

Надзор  за качеством - непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью установленные того, что установленные требования выполняются.

Нормативные документы на продукцию, представляемую к обязательной сертификации - Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают требования по безопасности продукции и услуг.

Нормативный документ - документ, в котором изложены установленные в процессе стандартизации правила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.

Обеспечение качества - совокупность планируемых и систематических осуществляемых процессов, процедур, операций и отдельных мероприятий необходимых для создания в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Орган по аккредитации (лабораторий) - орган, который управляет системой аккредитации лабораторий и проводит аккредитацию.

Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия.

Оценка  соответствия - любая процедура, прямо или косвенно используемая для определения соответствия продукции требованиям технических регламентов или стандартов Чаще соответствие подтверждается сертификацией. К процедуре оценки соответствия могут быть отнесены: отбор проб, испытания, контроль, регистрация, аккредитация, утверждение (принятие).

Поставщик - сторона, несущая ответственность за продукцию, процесс или услугу, и способная продемонстрировать спои возможности по обеспечению качества. Это определение применимо к изготовителям, оптовикам, импортерам, монтажным организациям, службам сервиса и т. д.

Потребитель - получатель продукции "предоставляемой" поставщиком.

Проверка (лаборатории) на качество проведения испытаний -установление способности данной лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных сравнительных испытаний.

Программа качества - документа, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции.

Протокол  испытаний - документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям.

Региональная  организация по стандартизации - организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны только одного географического, политического или экономического региона.

Сертификат  о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом государства - экспортера, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.

Сертификат  соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация - деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация  персонала - установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям отечественных и/или международных стандартов.

Сертификационный  центр - юридическое лицо, уполномоченное одновременно выполнять функции органа по сертификации и испытательной лаборатории.

Система сертификации однородной продукции - система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

Система управления качеством окружающей среды - часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.

Стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Страна  происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

Схема сертификации (форма, способ) - определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

Требования  к маркировке - касаются места ее нанесения (на продукцию, ярлыки, упаковку и тару); способа нанесения (гравировка, штамповка и др.) и содержания. В случае необходимости используют предупредительную маркировку, касающуюся условий применения, транспортировки, хранения, пожаро- и взрывоопасности продукции, сроков периодического осмотра (контроля состояния) и т.п.

Требования  по эксплуатации (ремонту, утилизации)- касаются правил подготовки и ввода в эксплуатацию, порядка монтажа (для соответствующих изделий), технического обслуживания основных условий использования. Выполнение этих требований обеспечит работоспособность и безопасность продукта в соответствии с его качественными характеристиками.

Управление  качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Услуга  как объект стандартизации - включает как услуги и условия для обслуживания населения, так и производственные услуга для предприятий и организаций.

Центр по сертификации (сертификационный центр) - юридическое лицо, выполняющее одновременно функции испытательной лаборатории и органа по сертификации.

Центральный орган системы сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

Экологический аспект деятельности - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, связанный взаимодействием с окружающей средой.

Эксперт по аккредитации - лицо, осуществляющее все или отдельные функции по аккредитации и аттестации организаций, компетентность которого признана аккредитующим органом.

Эталон  единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (кратных либо дольных ее значений) с целью передач ее размера другим средствам измерений данной величины. [4, с.102]

 

    1.  Способы информирования о соответствии

 

Любая система сертификации использует стандарты (международные, региональные, национальные), на соответствие требованиям которых проводятся испытания. Информация о соответствии стандартам необходима покупателю, конечному потребителю, инспектирующим и контролирующим органам, страховым компаниям, правительственным органам и др. для самых различных ситуаций, связанных с продуктом. В системах сертификация третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые и являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре.

Сертификат соответствия - это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, а  также отдельным разделам или  конкретным характеристикам продукта, что четко оговаривается в  самом документе. Информация, представляемая в сертификате, должна обеспечить возможность  сравнения ее с результатами испытаний, на основе которых он выдан.

Информацию о сертификации неупакованных пищевых продуктов проставляют в сопроводительных документах и вывешивают в торговом зале.

Информация может содержать  специфические сведения. Например, рыбные и морские продукты должны содержать сведения о принадлежности к району промысла, виде разделки (обезглавленные, потрошенные, пластом, ломтиками и пр.), степени солености (малосоленые, слабосоленые, среднесоленые, крепкосоленые). Информация о меде должна сопровождаться указанием подлинности (натуральный или искусственный), ботанического происхождения продукта (липовый, гречишный и пр.), годом сбора.

Если пищевые продукты прошли специальную обработку (например, ионизирующее облучение сырья, полуфабрикатов или самого продукта), то информация о такой обработке должна располагаться  на этикетке в непосредственной близости от наименования продукта, а в случае использования облученного основного ингридиента - рядом с его наименованием в списке ингридиентов.

Знак соответствия - это защищенный в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Некоторые знаки соответствия стандартам приведены в приложении Б.

Знак соответствия ограничен  определенной системой сертификации, что указывает на обязанность  этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту  продукции, маркированной этим знаком. Знаком соответствия маркируется товар  и в том случае, если он соответствует всем требованиям стандарта.

 

 

3.3 Испытательные лаборатории

 

Системы сертификации пользуются услугами испытательных лабораторий. Испытательная лаборатория может  быть самостоятельной организацией или составной частью органа по сертификации или другой организации. Лабораторные испытания оборудования и продукции в обязательном порядке проводятся в отношении устройств, функционирующих на химически, взрыво- и пожароопасных производствах, объектах атомной энергетики и других предприятиях, включенных в реестр Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Испытания оборудования и  продукции этих производств выполняют  специализированные испытательные  лаборатории по сертификации, которые  сами проходят аккредитацию и регулярно  подвергаются инспекторским проверкам. Постоянный контроль гарантирует, что  испытания для сертификации будут проведены точно и в полном соответствии с действующими правилами.

Испытательная лаборатория - лаборатория, которая проводит испытания [3, с.214].

На сегодняшний день каждая крупная испытательная лаборатория  работает в соответствии со стандартом ISO/ IEC 17025, который формулирует общие  требования к компетентности экспертных учреждений.

Испытательная лаборатория  выполняет следующие основные функции:

- проводит сертификационные испытания в своей области аккредитации;

- постоянно поддерживает соответствие требованиям аккредитации, установленным настоящим документом;

- обеспечивает достоверность, объективность и требуемую точность результатов испытаний;

- принимает на испытания для целей сертификации только образцы, четко идентифицированные как типовые представители сертифицируемой продукции изготовителя (поставщика);

- заявляет об аккредитации только по тем испытаниям, по которым лаборатория соответствует требованиям настоящего документа и другим требованиям, установленным аккредитующим органом;

- ведет учет всех предъявляемых претензий по результатам испытаний;

- предоставляет заказчику возможность наблюдения за проводимыми для него испытаниями;

- уведомляет заказчика о намерении поручить проведение части испытаний другой аккредитованной лаборатории и проводить их только с его согласия.

При проведении испытаний  для целей сертификации лабораторией, аккредитованной только на техническую  компетентность, протоколы испытаний  подписываются уполномоченными  лицами испытательной лаборатории  и органа по сертификации, поручившим лаборатории эти испытания.

 

Заключение

 

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую  силу.

В 1992 соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» была введена обязательная сертификация товаров (работ, услуг). Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям. При положительном решении по результатам сертификации заявителю выдается сертификат соответствия и предоставляется право на использование

Информация о работе Стандартизация