Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:58, контрольная работа
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек - человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства организацией. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Стили руководства организацией……………………………………………5
Практическая часть………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.
Все вышеописанные
стили руководства можно
Таким образом, исследования
Левина основывались, прежде всего, на
изучении влияния личностных качеств
руководителя на выбор стиля руководства.
В каждом конкретном случае между
авторитарным, демократическим и
либеральным стилями существует
определенный баланс, и увеличение
доли элементов одного из них будет
приводить к уменьшению других. [12,
с. 308].
Модель Лайкерта
Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке.
Руководитель, сосредоточенный
на работе (или руководитель, ориентированный
на задачу) заботится о проектировании
задачи и разработки системы вознаграждений
для повышения
В противоположность
первому типу руководителя Лайкерт
ставит руководителя, сосредоточенного
на человеке, главной заботой которого
являются люди. Он сосредотачивает
внимание на повышении производительности
труда, используя совершенствование
человеческих отношений. Данный тип
руководителя позволяет работникам
максимально участвовать в
Таким образом, Лайкерт
сделал вывод, что стиль руководства
будет ориентированным либо на работу,
либо на человека. Стиль руководства,
сосредоточенный на человеке способствует
повышению производительности труда.
Но этот стиль управления не всегда
является оптимальным поведением руководителя.
Как продолжение своих
Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта
Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт в результате исследований пришли к выводу, что менеджеры с трудом решают проблемы в рамках различных стилей управления. Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть три серии вопросов.
1. Вопросы личного характера.
Руководитель должен оценивать свои собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе со стороны подчиненных, степень своей решительности.
2. Вопросы, касающиеся подчиненных.
Руководитель должен оценить склонность членов своего коллектива к независимости, ответственности, интересы подчиненных, уровень знаний, стремление быть вовлеченным в процесс принятия решений.
3. Вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации.
Наиболее важной особенностью, которую необходимо учитывать при выборе стиля поведения, является причина возникшей проблемы. Необходимо обратить внимание на компетенцию группы по данному вопросу, временные рамки, отведенные на принятие решения, тип и историю развития организации.
Исследователи скомбинировали
эти вопросы и создали свод
стилей руководства. Он помогает менеджеру
рассмотреть все возможные
Авторитарный режим – это когда, менеджер: имеет полную власть и никаких преград для ее использования; сохраняет за собой право на любые чрезвычайные полномочия; имеет определенный набор уникальных знаний и навыков; руководит формально, не является действительным лидером, не имеет поддержку и понимание.
Подчиненные: зависимы от своего руководителя; не имеют возможности высказывать свое мнение; имеют невысокую квалификацию; могут подвергнуться применению чрезвычайных полномочий; не обладают независимостью; становятся последователями авторитарного режима.
Ситуация на рабочих
местах: царит строгая дисциплина,
посредством строгого контроля. Уровень
прибыли не высок. Осуществляется жесткий
контроль объема затрат на производство.
Существует постоянная опасность травматизма.
Работа не требует высоких
Демократический режим – это когда, менеджер: имеет ограниченную власть, может сам устанавливать рамки ее применения либо принимает условия; группа может снять его с должности и заменить членами коллектива; является зависимым от временных рамок в своей деятельности; может применять ограниченное число санкций по отношению к подчиненным.
Подчиненные: осуществляют контроль над методами управления; чаще всего имеют такие профессии, как ученые, инженеры, менеджеры и т.д.; имеют высокие профессиональные навыки; любят строгий порядок, но не авторитарный; имеют высокие социальные потребности.
Ситуация на рабочих
местах: цели деятельности доступны и
понятны всем. Ответственность и
контроль разделены между руководителями
разных уровней. Всегда существуют временные
границы для выполнения задания.
Преобразования носят поступательный,
прогрессивный характер. Реальный риск
здоровья низок. Используется коллективный
труд. Возможные последствия
Режим слабого, безынициативного руководства – это когда менеджер: не обладает реальной властью; не ограничен временными рамками; не сменяем на должности, так как всех такое положение устраивает; не может применять никаких санкций; не обладает знаниями по специфике производства.
Подчиненные: имеют больше власти, чем руководитель; не принимают порядок; легко поднимают мятеж, забастовку; слабо организованы; это обычно ученые или другие рабочие с редкими знаниями, осознающими сою необходимость.
Ситуация на рабочих местах: нет четко определенных целей организации. Нет структуры в организации. Существует только система самоконтроля. Не ограничено время на выполнение заданий. Преобразований и изменений в системе труда практически не происходит. Атмосфера на рабочих местах мягкая, благоприятная. Для выполнения профессиональных функций требуются высокие навыки и особые знания. Возможные последствия от использования данного стиля: дробление коллектива, изоляция личности, непонимание, хаос. Отсутствие взаимопонимания, взаимопомощи, единого руководства. Это может привести к тому, что усилия в профессиональной деятельности будут направлены на бесполезную борьбу и отстаивание своих интересов и взглядов. [19, с. 126]
Ситуационный стиль управления – стиль XXI века (ситуационное управление). В зависимости от характера конкретной ситуации должны выбираться и различные способы руководства. Это означает, что руководитель должен уметь вест себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать. При изменении ситуации меняется и стиль руководства. Речь в этом случае идет об адаптивном руководстве. А сам выбор стиля и его воплощение в определенной мере являются искусством.
При данном стиле руководства менеджер использует все методы воздействия в процессе управления. Управление формируется на основе обширных знаний, развития умений на основе личных качеств, кроме этого необходимо стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
Задача такого руководителя
заключается в том, чтобы довести
до сотрудников общие и
Такой менеджер ищет
золотую середину между максимальной
заботой о людях и
Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
1. Отношения между
руководителем и членами
2. Структура задачи
подразумевает привычность
3. Должностные полномочия
– это объем законной власти,
связанной с должностью
Подход «путь-цель» Митчела и Хауса. Модель лидерства во многом аналогичная модели Фидлера. Их подход указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
2. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
3. Направление усилий
подчиненных на достижение
4. Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.
5. Удовлетворение
потребностей подчиненных,
Теория жизненного цикла. Херси и Бланшар разработали модель, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. [12, с. 309]
Основные факторы,
характеризующие стиль
Таким образом, каждая
организация представляет собой
уникальную комбинацию индивидов, целей
и задач. Каждый управляющий - это
уникальная личность, обладающая рядом
способностей. Каждый руководитель является
творцом того стиля управления, который
он применяет на практике. Стиль
представляет собой социальное явление,
так как в нем отражены мировоззрение
и убеждения руководителя, а так
же он во многом определяет результаты
деятельности всей системы.
Задание
прикладного характера. Верите ли
вы в успех тех дел, которые начинаете?
Можно ли вас считать успешным человеком?