Технология управления персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание

Управление персоналом – жизненно обусловленная стратегическая функция, в течение 20 века сформировавшаяся в самостоятельную структуру в ходе эволюции многообразных форм управления.
Как оказалось, основной мерой прогресса и развития деятельности является человек с его потребностями, мотивациями и конкретными интересами.
Управление персоналом, как социальная функция, т.о. явилась объективным продолжением человеческой потребности и способности к самосохранению, но уже на более высоком уровне – уровне человеческих организаций.

Содержание

Введение
Основная часть.
Наем, отбор и прием персонала
Подбор и расстановка персонала
Деловая оценка персонала
Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала
Высвобождение персонала
Автоматизированные информационные технологии управления персоналом.
Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

Перечень  тестов для отбора работников при приеме на работу

 
Наименование  тестов
Категории тестируемых работников
Линейные руководители Функциональные  руководители специалисты
  1. На определение творческого потенциала работника
  2. На определение трудностей во взаимоотношениях
  3. На определение авторитета работника
  4. На наличие организаторских способностей молодого руководителя
  5. На определение пригодности к работе руководителем
  6. На определение способности быть предпринимателем
  7. На конфликтность характера
+ 

+

+ 

+

+

+

+

+

+ 
 
 
 

+

+

+ 
 
 
 
 

+

 Проверка рекомендаций и послужного списка. При подаче заявления о приеме на работу  кандидата можно попросить представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Если есть необходимость проверки биографических данных, более приемлемой альтернативной письму может быть телефонный звонок предыдущему начальнику, с тем чтобы обменяться мнениями или выяснить какие-либо интересующие вопросы. Наиболее часто проверяемые пунктами являются последнее место работы и образование.

Медицинский осмотр. Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр. Причины для такого требования следующие: в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсации необходимо знание физического состояния заявителя в момент найма; необходимо предотвратить наем переносчика заразных болезней.

Принятие  предложения о  приеме. Прием на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового контракта. 

      2. Подбор и расстановка  персонала. 

Подбор и расстановка  кадров – одна из важнейших функций  управленческого цикла. Выполняемых  руководящими составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители -  от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества выполнения этой функции во многом зависит эффективность работы организации.

Под подбором и  расстановкой персонала понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда. С  одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, - с другой.

Подбор и расстановка  кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.

Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.

Принцип перспективности  основывается на учете следующих условий:

  • установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
  • определение продолжительности периода работы в одной должности и на одном и том же участке работы;
  • возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;
  • состояние здоровья.

Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми принимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров. Связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.

Исходными данными  для подбора и расстановки  персонала являются: модели служебной  карьеры; философия и кадровая политика организации; Кодекс законов о труде; материалы аттестационных комиссий; контракт сотрудника; штатное расписание; должностные инструкции; личные дела сотрудников; Положение об оплате и стимулирование труда; Положение о подборе и расстановке кадров. В итоге все вакантные места на предприятии должны быть заняты с учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.

Подбор и расстановка  персонала должна обеспечивать слаженную  деятельность коллектива с учетом объема, характера и сложности выполняемых работ на основе соблюдения следующих условий:

  • равномерная и полная загрузка работников всех служб и подразделений;
  • использование персонала в соответствии с его профессией и квалификацией (конкретизация функций исполнителей. С тем чтобы работник ясно представлял круг своих обязанностей, хорошо знал выполнить порученную ему работу);
  • обеспечение необходимой взаимозаменяемости работников на основе овладения ими смежными профессиями;
  • обеспечение полной ответственности каждого за выполнение своей работы, т.е. точные учет ее количественных и качественных результатов. Закрепление за исполнителем работы, которая соответствует уровню знаний и практических навыков.

Основная  задача подбора и  расстановки персонала  заключается в решении проблемы оптимального разрешения персонала в зависимости от выполняемой работы. Целью рациональной расстановки кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личностными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальными без чрезмерной или недостаточной загруженности.

Для решения  проблемы подбора и расстановки  работников в организации, их продвижения  можно рекомендовать профильный метод.

Основу профильного  метода составляет каталог характеристик  -  требований, предъявляемых к человеку в зависимости от выполняемой им работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест. Показатели должны быть описаны и разделены на определенное количество категорий. Каждый уровень требований относится к какому-либо показателю и должен быть также охарактеризован. Каждому уровню требований соответствует определенный уровень качеств работника. Каталог характеристик дает возможность учесть, требования обусловленные особенностями работы на конкретном рабочем месте, а также качества работников и изобразить их графически.

Сравнение уровня требований, обусловленных конкретной работой, и уровня качеств работника, выполняющего эту работу, позволяет  сделать вывод о пригодности  того или иного человека к данной работе или о необходимости привести их соответствие друг с другом.

В результате анализа  данных отбираются основные показатели, влияющие на подбор и расстановку  кадров. При заполнении таблицы необходимо использовать такие показатели как: показатели уровня квалификации; показатели деловых качеств; показатели работоспособности; показатели качества выполняемой работы; показатели стиля и методов работы; показатели, характеризующие аналитические способности; показатели участия в инновационной деятельности; показатели дисциплинированности; показатели психологической совместимости с коллективом.

Важным  условием формированием трудового коллектива является соблюдение соотношения кадровых и молодых работников. Формирование коллектива из людей одного возраста способствует проявлению тенденции замыкания его в интересах своего возраста. Коллектив же, состоящий из разных возрастов, дает разные типы увлечений. Становится более жизнеспособным. Младшие поддаются влиянию старших. Подражают им. Старшие помогают младшим  в овладении профессиональным мастерством.

Подбор и расстановка  персонала в рамках коллектива –  одно из действенных средств роста  производительности труда, улучшения  использования трудовых, материальных и денежных ресурсов. 
 
 

      3. Деловая оценка  персонала. 

Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

На основании  степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:

  • выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;
  • разработка программы его развития;
  • определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;
  • определение способов внешней мотивации работника.

Для того чтобы  не допустить ошибок (нереалистичность деловой оценки персонала, вызванная  объективными или субъективными  несоответствием оценщика, такие как ошибка экстремальности, пристрастия и т.д.) деловой оценки персонала необходимо выполнять следующие обязательные мероприятия:

  • разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка к конкретным условиям организации;
  • формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или  специализированных оценочных центров;
  • определение времени и места проведения деловой оценки;
  • установление процедуры подведения итогов оценивания;
  • проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки;
  • консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.

При разработке методики деловой оценки особое внимание следует уделить описанию этапов проведения оценки. Можно выделить несколько этапов деловой оценки:

  1. сбор предварительной информации по индивидуальной, необобщенной оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;
  2. обобщение информации, полученной на предыдущем этапе;
  3. подготовка руководителя к оценочной беседе с подчиненными сотрудниками;
  4. проведение оценочной беседы и подведение ее результатов;
  5. формирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию;
  6. принятии решений экспертной комиссии по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях.

Главным действующем  лицом в оценке персонала является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником.

При формировании текущей  периодической оценки обобщаются мнения: коллег и работников, имеющие  структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками; подчиненных; специалистов в области деловой оценки, а также результаты самооценки работника.

Центральным вопросом любой деловой  оценки является установление ее показателей. При все многообразие показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: результативность труда; условия достижения результативности труда; профессионально поведение; личностные качества.

В оценке результативности труда следует различить “жесткие” и “мягкие” показатели. К “жесткие” показателям можно отнести производственную систему организации, подразделения систему управления, имеющие взаимосвязь с внешним окружением: маркетинг, материально-техническое снабжение, торговые агент, ремонтные службы. Эти показатели легко измеримы и охватываются информационной системой организации.

“Мягкие” показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика и используются в подразделениях с ограниченной возможностью измерения конкретного результата (исследовательских подразделениях).

Под условиями достижения результатов труда понимаются способности или желание к выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, учет и контроль хода работы и др.

Информация о работе Технология управления персоналом организации