Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:07, реферат
Основными направлениями на пути повышения качества продукции являются:
- персональная ответственность каждого сотрудника, и прежде всего руководства, за качество продукции;
- выполнение всех работ в соответствии с отработанными регламентами и технологическими процессами;
- обеспечение специальной подготовки персонала по программам, связанными с актуальными для фирмы задачами;
- проведение сертификации фирмы по основным направлениям деятельности;
- обеспечение всего спектра поставляемого оборудования соответствующим набором сервисного обслуживания, как в период гарантийной эксплуатации, так и пост гарантийный период;
РЕФЕРАТ
по дисциплине УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
на тему Управление качеством продукции на
МОСКВА 2012 Г.
Управление качеством продукции на производстве ОАО «СТРОЙМАРКЕТ»
ОАО «СТРОЙМАРКЕТ» определило для себя основное направление развития - стать «компанией европейского класса». Это может быть достигнуто только за счет высоких требований к качеству, которое для ОАО «СТРОЙМАРКЕТ» является основной ключевой целью. Под высоким качеством понимается в первую очередь удовлетворение требований и желаний потребителей, удовлетворение работников и акционеров, положительное влияние на общество.
Так как эти требования постоянно растут, качество должно непрерывно совершенствоваться. Это является важным условием технического обеспечения и фактором укрепления позиций предприятия на рынке.
Отдел системы качества разработал следующие цели в области качества:
1) сертификация системы качества по модели ИСО 9000, что позволит предприятию:
- минимизировать риск отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшения экономических показателей деятельности предприятия;
- повысить конкурентоспособность ОАО «СТРОЙМАРКЕТ» и, как следствие, расширить внутренний рынок и увеличить экспортные возможности;
- повысить престиж предприятия в глазах потребителей и общества, укрепить доверие к фирменной марке. Следствием сертификации, таким образом, станет рост заказов, поступающих как от отечественных, так и от зарубежных потребителей и увеличение объемов сбыта продукции;
- повысить эффективность менеджмента качества за счет использование недвусмысленных процедур и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества;
- улучшить отношение исполнителей к работе вследствие наличия необходимых инструкций, обучения, более простого представления информации о проблемах качества, ощущения надежности работы;
- получить возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне;
2) сертификация системы управления окружающей средой по ИСО 14000;
3) совершенствование системы качества предприятия с целью продвижения ее к TQM;
4) Постоянное повышение квалификации персонала в области качества [19].
Для повышения качества продукции предприятие ОАО «СТРОЙМАРКЕТ» придерживается стандартов ISO версии 2000 г., в основу которых положены 8 принципов управления качеством:
1) организация, ориентированная на потребителя. Это более полное выполнение требований потребителя к продукции завода по техническим характеристикам, надежному транспортированию, упаковке, соответствие продукции и производства нормам и законам. Организация должна понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их пожелания и стремиться превзойти их ожидания. Это значит, что сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех определяет не то, что предприятие думает о своей продукции или услуге, а то, что потребитель думает о своей покупке. Только потребитель может оценить качество продукции. Задача ОАО «СТРОЙМАРКЕТ» - немедленно реагировать на его замечания, предложения и предлагать продукцию по приемлемым ценам. Преимуществами реализации этого принципа являются:
- рост прибылей производителей и их доли на рынках за счет гибкости и быстрой реакции на желания потребителей;
- повышение престижа организации;
2) роль руководства в системе менеджмента качества. Руководители достигают цель организации путем создания внутренней среды, в которой работники полностью вовлекаются в решение задач организации. То есть управление качеством связано с перестройкой сознания руководителей. По мнению профессора К. Исикавы, «если случаются ошибки, то от двух третьих до четырех пятых ответственности лежит на руководителе».
К преимуществам реализации этого принципа относятся:
- определение целей и планирование;
- выделение приоритетных целей и задач;
- повышение ответственности руководства за результаты деятельности;
- ориентация и мотивация персонала на выполнение единых целей и задач;
3) вовлечение работников в функционирование системы менеджмента качества. Работники всех уровней составляют основу организации, причем полное их вовлечение в деятельность по качеству позволяет использовать способности каждого с максимальной выгодой. Управление качеством – коллективная деятельность, требующая совместных усилий. Это означает, что те, кто занимается маркетингом, планированием, исследованиями, проектированием, постановкой продукции на производство, и те, кто непосредственно занят на производстве, а также отдел сбыта, экономические службы, отдел кадров и т.д. – все без исключения должны быть причастны к подобной деятельности. При этом во всех службах и на всех организационных уровнях должны быть определены обязанности и полномочия в отношении как общих, так и конкретных работ по качеству: их объем и технология (методы, правила) реализации программы действий, а также степень свободы действий персонала в рамках его должностной компетенции. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, так как является предпосылкой для творчества и активного участия работников в процессах управления качеством.
К преимуществам реализации принципа относятся:
- стремление персонала к участию в постоянном улучшении деятельности фирмы;
- повышение ответственности персонала за результаты своей деятельности;
- рост заинтересованности персонала в успехах организации и своей причастности к решению общих задач.
4) процессный подход. Желаемый результат достигается быстрее, если управлять всеми ресурсами и видами деятельности как процессами, т.е. как совокупностью последовательных действий. При этом качество должно быть заложено в каждый процесс. Такой подход позволяет:
- выявлять приоритетные направления развития организации;
- прогнозировать результаты деятельности;
- оценивать возможности ее улучшения;
- более эффективно использовать ресурсы, снижать затраты на производство и сокращать время производственного цикла;
5) системный подход к менеджменту. Сюда входят определение, понимание и менеджмент системы взаимосвязанных процессов в целях достижения большей результативности и эффективности организации.
К преимуществам данного принципа относятся:
- установление взаимосвязей между процессами системы;
- выявление процессов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;
- концентрация усилий на наиболее важных процессах;
- непрерывное улучшение процессов посредством измерений, оценок и последующих модернизаций;
6) постоянное улучшение. Постоянное улучшение – неизменная цель организации. Использование этого принципа позволяет:
- повышать конкурентоспособность;
- быстро реагировать на появление прогрессивных разработок, методов и технологий и внедрять их в соответствии с возможностями организации;
- повышать профессионализм персонала, обучая его методам и средствам постоянного улучшения;
7) принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения базируются на логическом или интуитивном анализе фактических данных и информации.
Преимущества:
- возможность получать достоверные данные и информацию;
- принятие решений, основанных на достоверной информации;
- обеспечение доступности информации для персонала;
- подготовка персонала, способного анализировать факты и принимать решения на их основе;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками. Способность организации создавать ценности повышается при взаимовыгодных отношениях с поставщиками.
Выполнение этого принципа способствует:
- оптимизации ресурсов и затрат;
- гибкость и быстрота совместных согласованных откликов на изменяющиеся потребности рынка;
- возросшая возможность для обеих сторон создавать ценности в результате согласованных действий и взаимовыгодных расчетах [19].
Основное направление развития стандартов ISO 9000 – полное воплощение подходов Всеобщего управления качеством (TQM) в системах управления качеством.
Единого толкования концепции TQM на современном этапе ее развития не существует ввиду того, что оно варьируется в зависимости от особенностей применяющих ее стран. Вместе с тем существуют фундаментальные принципы, на которых базируется Всеобщее управление качеством, и которые признаны всеми специалистами, независимо от страны. Это следующие принципы:
- ориентация всей деятельности предприятия на потребителя;
- взгляд на производственные отношения между работниками как на отношения потребителя с поставщиком;
- непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;
- комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;
- смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов;
- участие всего без исключения персонала в решении проблем качества;
- непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия;
- концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;
- отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу;
- оптимизация соотношения в триаде «качество – затраты – время»;
- обеспечение достоверности данных о качестве за счет применения статистических методов;
- непрерывное улучшение качества[18].
Если концепция управления качеством в производстве позволила снять противоречия между эффективностью деятельности фирмы и качеством продукции, то на этапе TQM, на наш взгляд, они становятся взаимообуславливающими явлениями. Эффективная деятельность предприятия немыслима без выпуска качественной продукции, удовлетворяющей потребителя, в то же время выпуск высококачественной продукции возможен только при условии применения эффективных приемов и методов управления во всей организации.
На вопрос «Что важнее для мира сегодня: применение стандартов ISO серии 9000 или внедрение на предприятии методологии TQM?» А. Фейгенбаум ответил – «Я думаю, нам необходимо признать, что TQM ориентирован на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, то есть TQM предопределяет конкурентоспособность фирмы. Внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее ориентировано на снижение вероятности сделать что-нибудь неверно. Таким образом, это два вида деятельности как бы являются партнерами в достижении единой цели, но на разных стадиях движения предприятия к качеству. При этом основой являются стандарты ИСО серии 9000, а эволюционным развитием – TQM».
Можно однозначно утверждать, что дальнейшее развитие управления качеством связано с внедрением принципов Всеобщего управления качеством (TQM) в систему управления организации ОАО «СТРОЙМАРКЕТ».
Нужно усовершенствовать систему качества предприятия с целью продвижения ее к TQM. Внедрение концепции TQM, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и увеличение доходов.
Обобщая основные проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях, нужно иметь ввиду, что главные сложности обусловлены доминированием организационной культуры, сложившейся в советское время, и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка. Исходя из этого, переход к менеджменту по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM требует параллельного формирования основных функциональных стратегий и общей стратегии фирмы.
Заключение
Качество продукции определяет степень развития экономики, ее научно-технический потенциал, престиж страны на мировом рынке. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранения качества объединены в систему управления качеством, важными элементами которой являются стандартизация и сертификация.
Создание на предприятии систем управления привело к существенному расширению задач по повышению качества выпускаемой продукции и перераспределению функций между их подразделениями и службами.
В нынешних условиях, учитывая стремление России как можно быстрее войти во Всемирную Торговую Организацию, требуется особо пристальное внимание уделять проблеме качества как на уровне отдельно взятой организации, так и на общегосударственном уровне.
На мой взгляд, каждая организация должна подойти к совершенствованию своей системы качества исходя из исторических особенностей развития и предшествующего опыта.
Основными направлениями на пути повышения качества продукции являются:
- персональная ответственность каждого сотрудника, и прежде всего руководства, за качество продукции;
- выполнение всех работ в соответствии с отработанными регламентами и технологическими процессами;
- обеспечение специальной подготовки персонала по программам, связанными с актуальными для фирмы задачами;
- проведение сертификации фирмы по основным направлениям деятельности;
- обеспечение всего спектра поставляемого оборудования соответствующим набором сервисного обслуживания, как в период гарантийной эксплуатации, так и пост гарантийный период;
- постоянное проведение самооценки по критериям премии по качеству, совершенствование системы в стремлении сократить или ликвидировать отставание конкурентов
- постоянное совершенствование существующих на фирме регламентов и технологических процессов.
Проблема обеспечения стабильно высокого качества производимой продукции – комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.
Информация о работе Управление качеством продукции на производстве ОАО "Cтроймаркет"