Управление качеством продукции в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 06:29, реферат

Описание

Качество продукции - совокупность свойств (в т. ч. мера полезности) продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности. Для оценки качества продукции и степени ее пригодности используют установленные показатели качества, приведенные в нормативных документах.

Содержание

Введение 3
Сущность японского подхода к управлению качеством. 4
Особенности системы «пожизненного найма» в Японии. 8
Деятельность кружков качества 10
Программа «Пяти нулей» 12
Концепция «канбан» 13
Заключение 15
Список используемой литературы. 16

Работа состоит из  1 файл

Реферат сдать.docx

— 49.28 Кб (Скачать документ)

Министерство науки и  образования РФ

Байкальский государственный  университет

экономики и права

Читинский институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Управление качеством  продукции в Японии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Сущность японского подхода к управлению качеством. 4

Особенности системы «пожизненного найма» в Японии. 8

Деятельность кружков качества 10

Программа «Пяти нулей» 12

Концепция «канбан» 13

Заключение 15

Список используемой литературы. 16

 

 

 

Введение

Качество продукции - совокупность свойств (в т. ч. мера полезности) продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности. Для оценки качества продукции и степени ее пригодности используют установленные показатели качества, приведенные в нормативных документах.

Опыт Японии убедительно  показывает, что повышение качества - работа, которая никогда не кончается. Японский управленческий опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира, и, возможно, наиболее активно его изучают в промышленно развитых странах Запада: предприниматели именно этих стран, столкнувшись с возрастающей конкурентоспособностью японских товаров и с необходимостью прилагать все большие усилия, чтобы удержать свои позиции, столкнулись с необходимостью найти ответы на вопросы: как удалось достичь того, что сегодня называется "японским чудом"; благодаря каким подходам японские компании обеспечивают производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им делать это быстро и дешево; что и как делают японские фирмы для того, чтобы захватить все новые и новые рынки сбыта. По мнению многих исследователей, эффективность деятельности японских фирм во многом обусловлена особенностями японского менеджмента, который основывается на философии «Мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров — установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры — одна семья.

 

 

 

Сущность  японского подхода к управлению качеством.

Ключевой задачей менеджмента  компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный  термин, заменивший ранее использовавшийся термин «системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного  периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного  вида и т.д.).

Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей  признанным международным требованиям.

Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы  управления предприятием (компанией), аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это  положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся  в основе современных систем менеджмента  качества:

- качество - неотъемлемый  элемент любого производственного  или иного процесса (а не некая  самостоятельная функция управления);

- качество - это то, что  говорит потребитель, а не изготовитель;

- ответственность за качество  должна быть адресной;

- для реального повышения  качества нужны новые технологии;

- повысить качество можно  только усилиями всех работников  предприятия;

- контролировать процесс  всегда эффективнее, чем результат;

- политика в области  качества должна быть частью  общей политики предприятия.

Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически  сильного направления в управлении качеством - Всеобщего управления качеством - Total Qua1ity Management (TQM). Этот тип управления успешно стартовал в Японии.

ТQМ включает в себя:

- контроль в процессе  разработки новой продукции; 

- оценку качества опытного  образца, планирование качества  продукции и производственного  процесса, контроль, оценку и планирование  качества поставляемого материала;

- входной контроль материалов;

- контроль готовой продукции; 

- оценку качества продукции; 

- оценку качества производственного  процесса;

- контроль качества продукции  и производственного процесса;

- анализ специальных процессов  (специальные исследования в области  качества);

- использование информации  о качестве продукции;

- контроль аппаратуры, дающей  информацию о качестве продукции; 

- обучение методам обеспечения  качества, повышение квалификации  персонала; 

- гарантийное обслуживание;

- координацию работ в  области качества;

- совместную работу по  качеству с поставщиками;

- использование цикла  РDСА ("р1ап-dо-сheck-асtion");

- работу кружков качества;

- управление человеческим  фактором путем создания атмосферы  удовлетворенности, заинтересованного  участия, благополучия и процветания  на фирме, фирмах-поставщиках,  в сбытовых и обслуживающих  организациях, у акционеров и  потребителей;

- работу в области качества  по методу межфункционального управления;

- участие в национальных  кампаниях по качеству;

- выработку политики в  области качества (согласование  политики в области качества  с общей стратегией экономической  деятельности, привнесение целей  качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание в фирме политики в области качества);

- участие служащих в  финансовой деятельности (в прибыли,  акционерном капитале), воспитание  сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование  социальной атмосферы и информированность  служащих;

- проведение мер по  формированию культуры качества;

- подготовку управленческих  кадров для руководства деятельностью  в области качества;

- возложение ответственности  за деятельность в области  качеств на высшее руководство.

Главная идея TQM состоит в  том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации  в целом, включая работу персонала. Постоянное одновременное усовершенствование этих трех составляющих - продукции, организации, персонала - позволяет достичь более  быстрого эффективного развития бизнеса. Качество определяется достижением  удовлетворенности клиентов, улучшением финансовых результатов и ростом удовлетворенности служащих своей  работой в компании.

Целью всеобщего управления качеством является достижение более  высокого качества продукции и услуг.

Японская концепция "более высокого качества" предусматривает четыре уровня:

- соответствие стандарту; 

- соответствие использованию; 

- соответствие фактическим  требованиям рынка; 

- соответствие скрытым  потребностям;

Первый уровень - "соответствие стандарту". Здесь качество продукции оценивается как соответствующее или несоответствующее требованиям стандарта. Необходимо выяснить требования, утвердить стандарт, инструкции и процедуры проверки качества продукции. Инструментами при этом служат статистический контроль качества и организационная структура производства. Недостатками этой концепции являются необходимость проведения обязательного контроля качества и отсутствие учета требований потребителя (рынка).

Второй уровень - "соответствие использованию". На этом уровне продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям. Тогда она будет пользоваться спросом на рынке. Из-за незнания возможного использования продукции одна из фирм Японии получила много рекламаций на свою новую стиральную машину, которую жители сельской местности использовали для мытья картофеля вместо стирки белья.

Чтобы соответствовать всем вариантам использования продукции, о ее качестве должны заботиться не только производственные подразделения  фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса. Все  подразделения должны функционировать  как единое целое. Но при этом требуется  учитывать, что более высокое  качество приводит к более высоким  затратам, а значит, и к повышению  цены на продукцию.

Методы анализа рынка  и межфункциональное управление были освоены в Японии в конце 60-х - начале 70-х годов, когда произошла подлинная потребительская революция.

Третий уровень - "соответствие фактическим требованиям рынка". В идеале это означает высокое качество при низкой цене. Но для достижения таких результатов необходимо изменить всю систему работы. Единственным путем достижения низкой стоимости при высоком качестве является бездефектное производство. А это, прежде всего, зависит от сознательности рабочих и их постоянных усилий по обеспечению качества. 
Продукцию производит не инженер, не управленец, а рабочий. Поэтому все рабочие должны постоянно определять дефекты или ошибки и сами их исправлять. Качество создается не инспекцией или высококачественным оборудованием, а скорее постоянным стремлением к повышению качества со стороны рабочих, занятых в процессе производства. Если подобное быстрое исправление и стремление к улучшению качества организованы на каждой ступени производства, то дефекты или отходы, а также переделки сведутся до минимума. Это и есть "контроль процесса", в котором должен участвовать весь персонал фирмы.

Четвертый уровень - "соответствие скрытым (неочевидным) потребностям". В богатых странах, таких как Великобритания, США и Япония, рынок наводнен продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет все явные, очевидные требования покупателя. Поэтому преимущество при сбыте получает продукция, учитывающая скрытые потребности. Потребитель не подозревает, что ему хочется. И только тогда, когда ему предложили купить что-то оригинальное, неожиданное, он поймет, что именно это ему нравится и подходит. 
Система управления качеством имеет многие преимущества:

- она дает истинную  гарантию качества. Качество можно  закладывать на каждом этапе,  в каждом процессе и добиться  полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления  технологическим процессом. Недостаточно  просто обнаружить дефекты и  устранять их. Необходимо определить  причины, которые вызывают эти  дефекты. Комплексное управление  качеством может помочь рабочим  выявить, а затем и устранить  эти причины;

- комплексное управление  качеством вскрывает каналы связи  внутри фирмы, давая приток  свежего воздуха. Комплексное  управление качеством позволяет  обнаружить отказ, прежде чем  он приведет к катастрофе, поскольку  все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу;

- комплексное управление  качеством дает возможность отделу  проектирования продукции и производственному  отделу умело и точно следовать  меняющимся вкусам и позициям  заказчика, с тем, чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам;

- комплексное управление  качеством проникает в сознание  людей и помогает выявить ложную  информацию. Которое помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством.

Таким образом, ТQМ позволяет представить широкое понимание качества. Как следует из философии ТQМ, качество включает в себя осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с характеристиками продукции, качеством услуг (включая информацию, сроки поставки, условия обслуживания и т.д.), а также обусловленные качеством процессов и другими обстоятельствами.

 

Особенности системы «пожизненного найма» в  Японии.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, сегодня продолжает применять морально-психологические рычаги воздействия на личность. Специалист по менеджменту Хидеки Йосихара выделил ряд особенностей, характеризующих японский менеджмент.

Гарантия занятости и  создание доверительной обстановки. Это приводит к стабильности трудовых ресурсов и уменьшению текучести  кадров. Гарантию занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма — явление уникальное и  во многом непонятное для европейского мышления.

Гласность и открытость корпоративных  ценностей. Когда все рабочие  имеют доступ к информации о политике и деятельности фирмы, развивается  атмосфера участия и общей  ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.

Сбор данных и их систематическое  использование для повышения  экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции. Этому придается особое значение.

Управление, ориентированное  на качество. Руководитель должен направлять максимум усилий за контролем качества.

Постоянное присутствие  руководства на производстве.

Поддержание чистоты и  порядка.

Японский менеджмент можно  охарактеризовать как стремление к  улучшению человеческих взаимоотношений, которое включает в себя: согласованность, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений  между рабочими и управляющими.

Информация о работе Управление качеством продукции в Японии