Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:26, контрольная работа
Управление качеством было американским изобретением, теперь оно распространилось по всему миру. Управление качеством- это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Сам термин «управление качеством» введен стандартом ИСО 8402.
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество- комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
Введение
Особенности японского подхода к управлению качеством.
Использование комплексных показателей качества.
Задача.
Заключение.
Список литературы.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление качеством»
Студент Моисеенко Л.Н.
Факультет Менеджмент и маркетинг
курс 4 группа 1
зач. книжка № 09ММб01192
Преподаватель: к.э.н., доцент кафедры теории и истории экономики Белых Г.А.
Волгоград – 2012.
Содержание.
Управление качеством было американским изобретением, теперь оно распространилось по всему миру. Управление качеством- это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Сам термин «управление качеством» введен стандартом ИСО 8402.
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество- комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
Однако в японском варианте управление качеством оказалось более перспективным. Это объясняется прежде всего тем, что японцы потребовали участия в этом процессе всех: от директора-распорядителя до производственных рабочих.
Качество объекта не
сводится к отдельным его
В данной контрольной работе будут рассмотрены особенности подхода к управлению качеством в Японии и комплексные показатели качества.
До конца 60-х годов ХХ века продукция японских фирм на мировом рынке не отличалась высоким качеством. Низкое качество японской продукции сказывалось на ее конкурентоспособности, а, следовательно, на прибылях.
Поэтому, начиная с этого времени, японская промышленность самым активным образом начала внедрять два направления в области управления качеством. Оба эти направления оказались весьма плодотворны и очень хорошо дополняли друг друга.
Первое направление
связано с именем американского специалиста по управлению
качеством - Э.Деминга. Был успешно внедрен
так называемый цикл Деминга, связанный
с проектированием, производством, сбытом
продукции, анализом и вытекающими из
его результатов изменениями для повышения
уровня качества - цикл PDCA "планирование
- выполнение - проверка - корректирующее
воздействие" (plan - do - check - action).
Второе направление связано с разработкой
функции качества (РФК) и было введено
в конце 60-х годов профессором Йоджи Акао.
Применено большинством из 135 японских
производителей к концу 80-х годов двадцатого
столетия. РФК представляет собой включение
качества, надежности, технологии и издержек
таким образом, что бы конструктивные
параметры изделия предоставляли пользователям
искомые выгоды и удовлетворение. В то
же время РФК предполагает использование
определения положения продукта в своем
секторе рынка и преобразует ее в конечный
товар или услугу, имеющие конкурентные
преимущества по сравнению с аналогичными
товарами и услугами. Естественно, что
РФК также предполагает объединение качественных
характеристик продукции со спецификациями
соответствующего производственного
процесса. То есть, на основании требований
к качественным характеристикам продукции
определяются требования к конструкции
и технологии изготовления этой продукции.
Здесь необходимо добавить,
что существенные элементы этих двух
направлений управления качеством
на производстве вошли в основные
положения Международных
Результаты планомерного и настойчивого
внедрения этих двух направлений не замедлили
сказаться на конкурентоспособности японских
товаров.
В 50 - е годы и в начале 60 - х годов большая
часть японского экспорта в США состояла
из дешевых низкокачественных товаров.
Они были плохо сделаны и быстро выходили
из строя. Однако в 60 - е годы американские
предприниматели и просто потребители
начали замечать, что электронные товары
из Японии (транзисторные приемники) оказались
более высокого качества, чем американские
(батарейки большей емкости, шире принимаемый
диапазон частот, прекрасный звук, привлекательный
внешний вид и прекрасная сборка). Таким
образом: японские радиоприемники оказались
сконструированы лучше, чем американские
и обладали превосходными функциональными
качествами. Такого результата удалось
достигнуть заботой о конструктивных
особенностях и контроле за качеством
сборки.
Тот же самый имидж сформировался и в отношении
других японских товаров - автомобилей,
мотоциклов, станков, электронного и электрического
оборудования, а также многих других товаров.
Отличительными элементами японского
подхода к управлению качеством, вытекающими
из вышеупомянутых подходов, являются:
а) ориентация на постоянное совершенствование
процессов и улучшение результатов труда
во всех подразделениях;
б) ориентация (в первую очередь) на контроль
качества процессов производства, а не
качества продукции;
в) ориентация на предотвращение возможности
допущения дефектов;
г) тщательное исследование и анализ возникающих
проблем по принципу восходящего потока,
т.е. от последующей операции к предыдущей;
д) культивирование принципа: "Твой
потребитель - исполнитель следующей производственной
операции";
е) полное закрепление ответственности
за качество результатов труда за непосредственным
исполнителем;
ж) активное использование человеческого
фактора, развитие творческого потенциала
рабочих и служащих.
В Японии была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:
В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь инструментов»:
В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.
Наиболее известные японские модели управления качеством:
Профессор Каору Исикава, один из коллег знаменитого Деминга, предложил идею создания знаменитых Кружков качества (QС). Первоначальной целью таких кружков было обучение персонала японских компаний статистическим методам контроля. Такое обучение стало проводиться в японских компаниях в 60х годах для вовлечения сотрудников в работу по совершенствованию качества.
Сегодняшние Кружки качества в Японии — это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки имеют свои девизы («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т. п.) и действуют на основе следующих принципов:
Кружки качества очень популярны в Японии: первый кружок был зарегистрирован в 1962 г., к началу 1965 г. в Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч .
Кружки качества являются методом обучения и поощрения персонала, интересы которого, в свою очередь, учитываются в процессе деятельности организации. Используя простые статистические инструменты, люди работают в группах, обсуждая, анализируя и решая различные проблемы, нацеленные чаще всего на стоимость, безопасность и продуктивность.
Японская система управления качеством на производстве ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов.
На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее:
Программу «пяти нулей»
невозможно было реализовать без
максимального использования
Система JIT ведет к эффективным действиям по доставке только требуемых товаров или услуг в «правильном» количестве, в «правильное» время и место. При этом под «правильными» понимаются характеристики, которые ожидают как внутренние, так и внешние потребители. Каждая фаза производства в системе JIT заканчивается изготовлением нужной («правильной») детали именно в тот момент, когда она требуется для последующей операции. Если изготавливаемая деталь будет нужна через час, то она и должна быть изготовлена не раньше, чем через час. Все неиспользуемые какое-то время запасы являются непроизводительными расходами и составляют издержки производителя. Складирование впрок — это выброшенные деньги, время и нерациональное использование площади: таков принцип «Тойоты».
В этом суть концепции JIT, означающей все делать только в том количестве, с тем качеством и в то время, которое требуется непосредственно Вашим потребителям (внутренним и внешним).
Практически все перечисленные выше принципы управления качеством были воплощены в микрологистической системе корпоративного управления производством и снабжением КАНБАН (KANBAN), внедренной в корпорации Тоуоtа Моtоrs и позволившей сократить производственные запасы на 50 % , а товарные — на 8%.
Система КАНБАН начинает изготавливать конкретный образец продукции только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель). Эта система базируется на следующих принципах:
Начиная с 1970-х г.г. опыт Японии в области управления качеством постоянно изучается во всем мире. Однако необходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обусловлена национальными традициями и социально-экономическими особенностями развития японской промышленности в послевоенный период.
3.Использование комплексных показателей качества.
Показатели качества — количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Комплексный показатель – показатель, характеризующий несколько свойств продукции.
Комплексные показатели могут быть:
При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость: