Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:15, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации «Торговый Дом Библио-Глобус».
Задачи:
изучить теоретические основы управления мотивацией персонала;
рассмотреть общую характеристику деятельности «Торговый Дом Библио-Глобус»
рассмотреть систему мотивации персонала в «Торговый Дом Библио-Глобус»
разработать способы совершенствования системы мотивации в «Торговый Дом Библио-Глобус»
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ 9
2 СИСТЕМА МОТИВАЦИИ В «ТОРГОВЫЙ ДОМ БИБЛИО-ГЛОБУС» 13
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТОРГОВЫЙ ДОМ БИБЛИО-ГЛОБУС» 13
2.2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ «ТОРГОВЫЙ ДОМ БИБЛИО-ГЛОБУС» 17
2.3 СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ «ТОРГОВЙ ДОМ БИБЛИОГЛОБУС» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее. Внешнее мотивирование представляет собой своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю надо знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения. Внутреннее мотивирование является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае следует найти психологический способ усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, например снижения монотонности труда и др. Второй тип мотивации требует от самого менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей.
Следует иметь в виду, что в жизни нет четких различий между "внешней" и "внутренней" мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях порождены "внутренней" мотивацией, а в других - "внешней". Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Общеизвестно, что мотивация оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет худшие результаты, чем не мотивированный работник. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последнее оказывает влияние множество других факторов, в частности квалификация и способности человека, правильное понимание выполняемой задачи и многое другое.
Наиболее
часто встречающаяся
модель мотивации
имеет три элемента:
1. Потребности, которые представляют собой
желания, стремления к определенным результатам.
Люди испытывают потребность в таких вещах
как одежда, дом, личная машина и т.д. Но
также в таких "неосязаемых" вещах
как чувство уважения, возможность профессионального
роста и т.д.
2. Целенаправленное поведение - стремясь
удовлетворить свои потребности, люди
выбирают свою линию целенаправленного
поведения. Работа в компании - один из
способов целенаправленного поведения.
Попытки продвинуться на руководящую
должность - еще один тип целенаправленного
поведения, устремленного на удовлетворение
потребностей в признании.
3. Удовлетворение потребностей - понятие
"удовлетворение потребностей" отражает
позитивное чувство облегчения и комфортного
состояния, которое ощущает человек, когда
его желание реализуется.
Управление мотивацией - это создание мотивации, поддержание мотивации и удержание ее на нужном, оптимальном уровне. В управлении мотивацией необходимо учитывать и личностные особенности [2].
Методы мотивации персонала - совокупность приемов и способов мотивирующих, персонал на результативный труд [3].
Методы управления мотивацией – это совокупность приемов, связанных с формированием и развитием системы мотивирования и стимулирования персонала организации [4].
Методы
мотивации персонала могут быть
самыми разнообразными и зависят
от проработанности системы
Существуют следующие методы мотивирования
эффективного трудового поведения: материальное
поощрение; организационные методы; морально-психологические.
Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка (по Ф. Тейлору), при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.
Эффективность
премирования во многом определяется
правильностью выбора показателей,
их дифференциацией в зависимости
от роли и характера подразделений, уровня
должностей, ориентацией на реальный вклад
и конечные результаты, гибкость критериев
оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением,
его справедливым уровнем мотивирует
инициативу людей, формирует у них приверженность
организации, привлекает к ней новых работников.
Конечно,
ни одна система материального
Как отмечалось, кроме экономических (материальных)
способов мотивации существуют не экономические,
а именно: организационные и морально-психологические.
Организационные
способы мотивации (мотивирования)
включают в себя: участие в делах организации
(как правило, социальных);
перспектива приобрести новые знания
и навыки;
обогащение содержания труда (предоставление
более интересной работы с перспективами
должностного и профессионального роста).
Морально-психологические
методы мотивирования включают в
себя:
создание условий, способствующих формированию
профессиональной гордости, личной ответственности
за работу (наличие известной доли риска,
возможность добиться успеха); присутствие
вызова, обеспечение возможностей выразить
себя в труде; признание (личное и публичное)
(ценные подарки, почетные грамоты, Доска
почета и т.п.). За особые заслуги: награждение
орденами и медалями, нагрудными знаками,
присвоение почетных званий и др.); высокие
цели, воодушевляющие людей на эффективный
труд (любое задание должно содержать
в себе элемент вызова);
атмосфера взаимного уважения, доверия.
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Приведенная
схема классификации методов
мотивирования является классической.
В современном менеджменте
1. Экономические мотивы всех типов (зарплата
во всех ее разновидностях, включая контрактную,
премии, льготы, страховки, беспроцентные
кредиты и т.п.). Успешность их воздействия
определяется тем, насколько коллектив
понимает принципы системы, признает их
справедливыми, в какой мере соблюдается
неотвратимость поощрения (наказания)
и результатов работы, их тесная связь
во времени.
2. Управление
по целям. Эта система широко
используется в США и предусматривает
установление для личности или группы
цепи целей, способствующих решению главной
задачи организации (достижение определенных
количественных или качественных уровней,
повышение квалификации персонала и т.п.).
Достижение каждой цели автоматически
означает повышение уровня зарплаты или
другую форму поощрения.
3. Обогащение труда - эта система в большей
степени относится к неэкономическим
методам и означает предоставление людям
более содержательной, перспективной
работы, значительной самостоятельности
в определении режима труда, использовании
ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется
и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном
статусе.
4. Система участия в настоящее время существует
в многообразных формах: от широкого привлечения
коллектива к принятию решений по важнейшим
проблемам производства и управления
(Япония) до соучастия в собственности
путем приобретения акций собственного
предприятия на льготных условиях (США,
Англия).
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы мотивирования персонала.
Система мотивирования всегда зависит от политики компании в области управления персоналом.
Система мотивирования персонала — это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их [5].
Другими словами:
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии.
« Торговый Дом Библио-Глобус» – основан в 1957 году. «Библио-Глобус» – преемник лучших просветительских традиций в книготорговле XIX и XX века; это не просто магазин, а настоящий клуб любителей книги, который объединяет в своем культурном пространстве людей самых разных интересов, профессий, национальностей. Внесен в Российскую «Книгу рекордов и достижений» в номинации «Самое большое количество издательской продукции, проданное в розницу за один день», удостоен звания «Супербренд». За большой вклад в развитие отечественной книжной торговли ТД «Библио-Глобус» был награжден Благодарностью Президента РФ.
Просветительство является Миссией «Библио-Глобуса»: Торговый Дом стремится способствовать тому, чтобы следующие поколения унаследовали любовь и уважение к книге, знаниям, культурному наследию нашей страны и всего мира.
Богатый своей
историей и традициями, в то же время
ТД «Библио-Глобус» известен инновациями
в области книжного дела и высоким
профессионализмом своих
«Библио-Глобус» известен не только москвичам и жителям России, но и зарубежным гостям. Он считается одной из достопримечательностей Москвы, носителем культурно-исторических традиций. «Библио-Глобус» по праву называют Главным книжным магазином.
«Библио-Глобус» ежедневно принимает у себя более 10 000 посетителей, а общее количество посетителей за годы его работы - более 180 миллионов человек. Богатый ассортимент, клубная программа делают покупки в магазине доступными представителям самых различных слоев населения.
Сегодня «Библио-Глобус»
- это трехуровневый книжный
«Библио-Глобус» предлагает широкий выбор медиапродукции, офисных и канцелярских товаров, букинистической и антикварной литературы, товаров для коллекционирования, сувениры, подарки. Для удобства покупателей «Библио-Глобус» предлагает целый комплекс услуг: здесь Вы можете приобрести билеты в театры и кино, посидеть с книгой в литературном кафе, воспользоваться услугой Wi-Fi, приобрести путевку в туристическом агентстве, сделать предварительный заказ на книги. Vip-менеджеры магазина помогут сформировать частную или офисную библиотеку, скомплектовать подарки, сделать корпоративный заказ.
Сегодня «Библио-Глобус»
предлагает самую лояльную дисконто-клубную
программу. «Библио-Глобус» - это книжный
магазин-клуб. В рамках литературной
гостиной имени И.Д.Сытина ежедневно
проводят встречи тематические читательские
клубы.
Благодаря удобной системе сенсорных информационных киосков-навигаторов, расположенных в торговых залах, нужное издание можно быстро и легко найти на книжных полках. Интернет-магазин и развивающаяся сеть информационных терминалов делают уникальный ассортимент «Библио-Глобуса» доступным для жителя любого региона России и мира.
Традиции более
чем полувековой истории фирмы
передаются из поколения в поколение
– динамично развивающийся, известный
своими инновациями «Библио-Глобус»
стремится быть верным хранителем книжной
культуры и информации.
Можно сделать вывод, что структура «Торгового Дома Библио-Глобус» включает дивизиональный элемент. Но все дивизионы подчинены единому управлению, то есть органично вписываются в линейно-функциональную структуру фирмы, представленную на рисунке 1.