Японские программы повышения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 20:16, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение программ повышения качества продукции в передовых капиталистических странах, на примере Японии.
Для успешного достижения цели в ходе выполнения курсовой работы решены следующие задачи:
o Раскрыть сущность понятия качество - основной критерий жизни;
o Рассмотреть принципы обеспечения качества Э. Деминга;
o Ознакомиться с японским опытом управления качеством.

Содержание

Введение....……...………………………………………………………………3
1. Качество - основной критерий жизни………..………………………….....5
2. Принципы обеспечения качества Э. Деминга……………….…………….7
3. Японский опыт управления качеством…………….....…….….…….…...12
Заключение………...……………………………………….…………………20
Библиография………...……………………….………………………………21
Глоссарий………….…………………………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

управление качеством контрольная.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение....……...………………………………………………………………3

1. Качество - основной критерий жизни………..………………………….....5

2. Принципы обеспечения качества Э. Деминга……………….…………….7

3. Японский опыт управления качеством…………….....…….….…….…...12

Заключение………...……………………………………….…………………20

Библиография………...……………………….………………………………21

Глоссарий………….…………………………………………………………..22 

 

Введение 

     В рыночной экономике  огромное внимание уделяется проблемам  качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления, конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя.

     Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах  с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных  исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

     В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта  на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю  является главным источником существования  любого предприятия.  

     Тема  данной контрольной работы «японские  программы повышения качества»  актуальна, т. к. в современных условиях качество продукции охватывает потребительские, технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность, долговечность, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов в конструкции. Создание качественной конкурентоспособной продукции, отвечающей мировым стандартам, является обязательным условием производителей для выхода на международный рынок.

     Целью контрольной работы является изучение программ повышения качества продукции  в передовых капиталистических  странах, на примере Японии.

     Для успешного достижения цели в ходе выполнения курсовой работы решены следующие  задачи:

    • Раскрыть сущность понятия качество - основной критерий жизни;
    • Рассмотреть принципы обеспечения качества Э. Деминга;
    • Ознакомиться с японским опытом управления качеством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Качество - основной критерий жизни 

     В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

     Исторически понятие «качество» прошло путь от примитивной дифференциации предметов на «хороший - плохой» через философский подход – тождественной с бытием определенности, когда нечто перестает быть тем, что оно есть, если теряет свое качество, до маркетинговой концепции, которая рассматривает качество как средство индивидуального удовлетворения фактических и скрытых потребностей. 

     Международная организация по стандартизации ввела  стандарт ИСО 8462, включающий такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества.

     В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные  методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management ) – всеобщим (все  охватывающим, тотальным) менеджментом качества.

     Стандарты ИСО 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. [2, с.14]

     В соответствии со стандартами ИСО 9000 «Качество» - это совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные и  предполагаемые потребности».

     Качество  тесно связано с надежностью, определяемой как свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплутационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования. Другими словами, надежность – это качество во времени.

     Важнейшим постулатом современной философии  качества является тезис о том, что  качество определяется потребителем. С этим положением обязана считаться  каждая фирма - производитель товаров  или услуг. Задача фирмы – удовлетворить интересы всех заинтересованных сторон – потребителя, владельца бизнеса, работников фирмы, поставщиков и общества.

     Показатели  качества устанавливаются объективными методами, а также экспертным путем  и классифицируются по характеризуемым  свойствам, способу выражения, по оценке уровня качества и по стадии (фазе) жизненного цикла.

     В условиях конкуренции высокое качество является стратегическим императивом  и наиболее значимым источником национального  богатства. Оно служит также материальной базой для формирования уровня качества жизни. [1, с. 44]  
 
 

2. Принципы обеспечения  качества Э. Деминга 

     Обеспечение качества - это гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя. Это относится и к товарам народного потребления, и промышленного назначения. Ответственность за обеспечение качества несет изготовитель. Качество его изделий должно удовлетворять требованиям заказчиков. 

     Проблема  обеспечения качества продукции  успешно решена в передовых капиталистических  странах, в первую очередь США, Японии, Германии, где она стала национальной идеей. Ученые и специалисты этих стран, занимающиеся проблемой обеспечения качества продукции и услуг, в 80-е годы прошлого века приравнивались к национальным героям. Президент американского общества по управлению качеством Дж. Харрингтон сказал о них: "В 40-е годы Америка имела своих военных героев, а в 60-е годы образцами для подражания стали космонавты. В 80-е годы героями следует считать лидеров в области качества, поскольку их вклад в будущее Америки может быть даже больше, чем вклад выдающихся личностей прошлого". 

     Такое большое внимание к этой проблеме объясняется следующими причинами:

    • качество дает возможность выдержать конкуренцию;
    • качество позволяет получить прибыль, необходимую для подъема уровня жизни человека и развития самих предприятий и организаций;
    • решение проблемы качества потребовало подъема общего уровня культуры населения и его знаний.

     Несмотря  на то, что решение этой проблемы было начато американскими учеными  и специалистами, наибольшее практическое применение принципы и методы управления качеством получили в Японии. 

     Эдварда Деминга называют революционером капитализма, отцом революции качества в Японии. Результаты его работы, выполненной в течение примерно 65 лет положены в основу деятельности различных промышленных предприятий и организаций многих стран мира. 

     Несмотря  на большую эффективность своих методов Деминг, был известен в США лишь небольшому кругу специалистов. Однако в конце 40-х годов был замечен японцами, прежде всего благодаря результатам обучения специалистов на оборонных заводах и был приглашен в Японию для чтения лекций и консультирования. Известно, что Япония не имеет природных ресурсов. Нет даже в достаточном размере площадей для выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому Япония закупала сырье для промышленного производства и производства продовольственных товаров только на те средства, которые получала в результате продажи своих изделий низкого уровня качества. Но так как эта продукция стоила дешево, то ее покупали, и Япония имела необходимые доходы. После войны экономика была разрушена, возникла реальная возможность голода населения. Японское правительство искало пути выхода из кризиса, стало изучать опыт стран-победительниц и, прежде всего, США. Тогда то и был приглашен Э. Деминг в Японию. Он прочитал 8 лекций, каждая продолжительностью в полный рабочий день, для 230 руководителей крупных компаний. Тема лекций — “Элементарные принципы статистического контроля качества”. Безусловно, что лекции касались не только статистических методов контроля. Вспоминая эти лекции, Деминг писал: “Я думаю, что в 1950 году я был единственным человеком в мире, который верил, что через пять лет японцы захватят мировые рынки”. Это предсказание, высказанное Демингом в Японии, сбылось. Япония выбрала свой путь достижения успехов за счет, в первую очередь, повышения качества продукции. Первостепенное значение качества стало национальной идей, а к воплощению ее в жизнь было привлечено все население страны. 

14 принципов  Деминга: 

  1. Сделайте  так, чтобы задача совершенствования товара или услуги стало постоянной. Ваша главная цель — стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.
 
  1. Усвойте новую  философию. Мы живем в новую экономическую эпоху, которую создала Япония. Западные управляющие должны осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен.
 
  1. Устраните зависимость от массового контроля при достижении качества. Устраните необходимость в массовом контроле, в первую очередь, сделав качество неотъемлемой характеристикой товара.
 
  1. Прекратите  практику предоставления заказов на основании ценовых показателей.
 
  1. Постоянно и неизменно совершенствуйте  систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно  снижать затраты.
 
  1. Создайте  систему подготовки кадров на рабочих  местах.
 
  1. Создайте  систему эффективного руководства. Целью инспектирования должна быть помощь людям, станкам и устройствам работать лучше.
 
  1. Уничтожьте  страх, чтобы дать возможность эффективно работать на компанию.
 
  1. Разрушайте  барьеры между отделами.
 
  1. Откажитесь  от лозунгов, проповедей и заданий для рабочих, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности. Подобные проповеди вызывают только противодействие, поскольку в большинстве случаев низкое качество и низкая производительность вызваны системой, и, следовательно, вне власти рабочих.
 
  1. Откажитесь  от управления, ориентирующегося на количественные показатели.
 
  1. Устраните препятствия, которые не позволяют  кадровому рабочему, администрации  и инженерным работникам гордиться  своим мастерством. Должна быть ответственность  не за голые цифры, а за качество.
 
  1. Внедрите  обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования.
 

Информация о работе Японские программы повышения качества