Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 20:16, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение программ повышения качества продукции в передовых капиталистических странах, на примере Японии.
Для успешного достижения цели в ходе выполнения курсовой работы решены следующие задачи:
o Раскрыть сущность понятия качество - основной критерий жизни;
o Рассмотреть принципы обеспечения качества Э. Деминга;
o Ознакомиться с японским опытом управления качеством.
Введение....……...………………………………………………………………3
1. Качество - основной критерий жизни………..………………………….....5
2. Принципы обеспечения качества Э. Деминга……………….…………….7
3. Японский опыт управления качеством…………….....…….….…….…...12
Заключение………...……………………………………….…………………20
Библиография………...……………………….………………………………21
Глоссарий………….…………………………………………………………..22
Кроме
14 принципов, на которых Деминг предлагал
строить всю корпоративную стратегию
любой фирмы, он выявил пять “смертельных
болезней”, которыми, по его мнению, в
начале 80-х годов были «больны» большинство
корпораций Америки. Вот некоторые из
них:
3.
Японский опыт управления
качеством
В
Японии, как практически и во всех
других странах мира, работы в области
повышения качества продукции развертывались
сначала в направлении более
широкого применения методов контроля
качества. Особое место при этом в начальный
период отводилось статистическим методам
контроля и «Закону о промышленной стандартизации»,
принятому в 1949 г. К середине 50-х годов
в сфере внедрения статистических методов
контроля и во всей сфере контроля были
достигнуты существенные успехи, но при
этом выявились недостатки: принципы стандартизации
в производстве реализовывались формально;
существовало сильное противодействие
в сфере производства внедрению передовых
методов контроля и статистических методов,
в частности руководители фирм крайне
мало уделяли внимания вопросам контроля
качества продукции.
Конец
50-х годов XX в. в Японии ознаменовался
повсеместным проникновением в промышленность
всестороннего внутрифирменного контроля
качества, который предусматривал проведение
контроля со стороны всех сотрудников
фирмы, начиная от рабочих, мастеров и
кончая руководством. Именно с этого периода
стало проводиться систематическое обучение
всех работников методам контроля качества.
В дальнейшем оно превратилось, по существу,
в непрерывную и постоянную систему воспитания
у трудящихся уважительного отношения
к потребителю и стремление к качественным
результатам своего труда. При реализации
всех мероприятий по обучению, воспитанию
и внедрению систем контроля качества
японскими специалистами в полной мере
учитывались специфика продукции, традиции
фирм, культуры и быта, уровень образования,
трудовые взаимоотношения и т. п. В начале
60 х годов в Японии были созданы льготные
условия для внешней торговли, возникли
необходимость и возможность повышения
качества продукции до мирового уровня.
Многие фирмы значительно усилили работу
по эффективному управлению качеством
и добились больших результатов.
Обобщая японский опыт по управлению качеством, к основным его особенностям можно отнести:
Характерной чертой управления качеством в фирмах Японии можно признать сбор и использование данных о качестве эксплуатируемой продукции у потребителей («прослеживаемость» продукции). Сбор информации проводится не только о качестве своей продукции, но и продукции конкурентов. Эти данные предоставляют возможность оцепить качество продукции фирмы и определить контрольные показатели для улучшения собственной продукции по сравнению с конкурирующими фирмами.
Еще
одной важной особенностью систем управления
качеством фирм Японии является оперативность
управляющих воздействии и деле
внедрения новых и
В
практике обеспечения качества
известны методы Тагути, широко
используемые сначала в японской промышленности,
а затем и в западных странах. Эти методы
предполагают всеобщий (тотальный) контроль
качества на всех стадиях жизненного цикла
продукции. При этом предусматривается
применение гибких технологий контроля
с его жестким регламентированным планированием
исходя из минимума потерь как у изготовителя,
так и у потребителя. Однако анализ этой
системы показывает, что реально она имеет
довольно значимые недостатки: цели
и задачи не в полной мере охватывают деятельность
предприятия в отношении удовлетворения
потребностей потребителей, т.е. имеет
место ограниченность целей; слабая взаимосвязь
целей предприятия по получению прибыли
с мерой удовлетворения требований
потребителей и функциональными
возможностями системы; недостаточное
внимание к повышению
роли производственных и управленческих
кадров в деле удовлетворения требований
потребителей в области качества продукции,
а также их квалификации и повышению
ее; низкая организация коммуникативных
связей на предприятии.
Теоретический
и практический опыт комплексного управления
качеством на предприятиях Японии успешно
сочетался с известной системой «Канбан»,
что в переводе на русский язык означает
«карточкам, а по существу - «точно в срок».
Эта система или ее элементы стали широко
использоваться не только в Японии, но
и в других странах.
На промышленных предприятиях Японии был введен цикл PDCA “планирование - выполнение - проверка - корректирующее воздействие” (Plan-Do-Study-Act.), т.е. так называемый цикл Деминга, который охватывал проектирование, производство, сбыт продукции, анализ и корректирующие действия, направленные на повышение уровня качества. Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей (см. рисунок 1).
Рисунок
1. Цикл Деминга
Для управления технологическим процессом широко использовались контрольные карты. Стали проводиться общеяпонские конференции по вопросам качества, а также общенациональный “месяц качества”. Создана благоприятная атмосфера, в которой с наибольшей последовательностью реализованы комплексный подход и принципы системного управления качеством.
В 1950-е годы в Японии стали активно функционировать кружки качества (Quality Circles, QC), явившиеся логическим продолжением японских концепций и практики управления персоналом и качеством. На начальном этапе создание кружков качества в промышленных компаниях встретилось со значительными трудностями и потребовало серьезных организационных усилий и немалых затрат. Кружки стали одной из тех практических форм, в которых стали реализовываться управленческие подходы и концепции повышения эффективности.
Важнейшей формой деятельности кружков качества было обучение рабочих и мастеров. Программы обучения возникли в ведущих компаниях: программа обучения бригадиров статистическим методам контроля качества — в металлургической компании «Фудзи Сэйтэцу» (1951); выпуск учебных материалов по контролю качества — в компании «Тэкко кекам» (1952); программа по обучению в компании «Мицубиси дэн-ки» (1952). В январе 1956 г. журнал «Контроль качества» провел круглый стол и дискуссию «Цеховые мастера рассказывают о своем опыте в области контроля качества». Отцом кружков качества по праву считается профессор Исикава Каору. В апреле 1962 г. вышел первый номер журнала «Контроль качества для мастера», одним из основных авторов которого был Исикава. В журнале прозвучал призыв создать на предприятиях кружки контроля качества, были обоснованы принципы работы этих кружков и выдвинуты три главные цели:
Призыв
журнала был услышан и
Концепция контроля качества была не нова, но японцы выдвинули концепцию полного контроля качества, более широкую по масштабу, которая предполагала движение за улучшение качества на уровне компании. В движении должен участвовать каждый - от директора до уборщицы. Иными словами, разработанная американскими учеными концепция отсутствия недостатков была трансформирована в Японии в общенациональное движение. Движение за отсутствие недостатков имело целью достижение определенных стандартов качество QC – постепенное улучшение качества сверх определенных стандартов. Программы QC в действительности были связаны как с качеством продукции, так и имели целью всеобщую революцию в работе организации на уровне цехов.
Принято считать, что японский подход к управлению качеством имеет свою специфику. Однако сравнительный анализ показал, что отличия заключаются, прежде всего, в стиле, методах реализации подхода, а не в его теоретических положениях, которые носят универсальный характер.
Можно
перечислить следующие
Для каждого работника японских компаний ясно, четко и очень кратко сформулированы принципы участия в программе обеспечения качества:
Таким
образом, внедрение новейших технологий
не только в области производства и обслуживания,
но и в области управления, в том числе
управления качеством позволило Японии
выйти на передовые рубежи мировой экономики,
говорить о “японском чуде”.
Заключение
Значение обеспечения качества возрастает под влиянием развития технологий производства и человеческих потребностей, изменения ценностей, нарастающих проблем экономических затрат и обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики.