Законодательное обеспечение управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:32, контрольная работа

Описание

Качество продукции формируется под воздействием сложного механизма различных факторов: экономических, организационных, технических, правовых. Поэтому необходимо обеспечить их взаимоувязанное воздействие на качество. Качество продукции – категория политическая, экономическая, техническая, нравственная, правовая. Правовая является важным средством в решении задачи коренного улучшения качество продукции. Сложившийся в экономике «правовой нигилизм», преувеличение роли правовых запретов и соответственно недооценка роли права как конструктивного, регулирующего фактора стали тормозом развития народного хозяйства.

Содержание

1 Введение
2 Принципы управления качеством
3 Понятие качества, безопасности, субъективное право на качество и безопасность
4 Законодательно-правовое и нормативное обеспечение безопасности и качества
5 Защита прав потребителей
5.1 Общая характеристика законодательства РФ о защите
прав потребителей
6 Заключение
7 Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

     Несовершенство  законодательной  базы в условиях масштабного реформирования экономики, увеличения объемов импорта, либерализации производства и реализации товаров значительно осложняют ситуацию в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг в нашей стране.

     Цель  государства - поддержка отечественных товаропроизводителей через создание равных возможностей конкуренции с зарубежными предпринимателями. Это предполагает формирование для отечественных товаропроизводителей сертифицированных систем обеспечения и управления качеством, а также развитие добровольной сертификации; стимулирование их перехода на работу по международным стандартам. Думается, Правительству КР целесообразно предусмотреть особые премии и знаки отличия для производителей, работающих по международным стандартам качества.

     Необходимо  также формировать  щадящую налоговую  политику и систему  льгот для предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, предоставлять  им возможность рекламировать  свою продукцию в  государственных  СМИ по льготным тарифам. Кроме того, важна  поддержка СМИ, публикующих информацию о некачественных товарах, рейтингах отечественной и зарубежной продукции, составленных в результате независимой потребительской экспертизы. А по отношению к субъектам хозяйственной деятельности, поставляющим на потребительский рынок некачественную продукцию, государству следует, применять эффективные экономические санкции. Кроме того, обычный потребитель тоже может внести свой вклад, стараясь все-таки покупать качественный товар, тем самым, поощряя производителей, стремящихся к производству безопасной и качественной продукции.

     В последнее время  во всех странах мира проблема повышения  качества промышленной продукции приобрела  чрезвычайное значение. В ряде стран она  стала разрабатываться  на государственном  уровне и составила  основу национальных экономических программ.

     Уже давно и небезуспешно ведутся работы в  области теории и  практики управления качеством продукции.

     В последнее время  проблема качества резко  обострилась.

     Есть  несколько объективных  причин, которые потребовали  особого внимания к проблеме качества продукции, особых усилий для её разрешения. Основными причинами являются следующие:

     1. Прежде всего,  высокие темпы  научно-технического  прогресса привели  к появлению принципиально  новых видов изделий,  резкому усложнению  их конструкций, созданию и широкому освоению сложных технических систем. Усложняются технологические процессы, появляются новые методы и способы переработки исходных материалов. Создаются новые, раннее не известные материалы.

     2. На международном  рынке обострилась конкуренция, которая, как известно, зависит от уровня цен и качества предлагаемых товаров. На первом месте по этой причине в конкурентной борьбе вышло качество продукции. Побеждает тот, кто предлагает продукцию высокого качества по умеренным ценам. Из этого правила нет исключения, и с этим надо считаться. Чтобы торговать, иметь валюту и покупать за рубежом товары, свою продукцию нужно делать лучше, чем конкуренты.

     Проблема  качества продукции  является в настоящее  время одной из наиболее важных и  сложных проблем экономического и технического развития. Управление качеством продукции является составной частью любого производственного процесса, в каких бы формах и масштабах он не осуществлялся. Проблема качества сложна и многогранна и решить её можно только при осуществлении комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку на научно-организационных основах технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров, и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д.

     Механизм  управления качеством  продукции заключается  в следующем. В  результате изучения характера и объема потребности, технических, экономических и организационных возможностей конкретного предприятия устанавливают плановые задания по качеству продукции. На этой основе начинается конструкторская и технологическая подготовка производства и изготовление продукции в необходимых количествах. При изготовлении постоянно или с определенной периодичностью сравнивается информация о фактическом качестве с плановым, нормативным значением. При возникновении разницы между ними вырабатывают и реализуют мероприятия по устранению причин, вызывающих эти отклонения, т. е. влияют на факторы и условия, обеспечивающие качество продукции. За исходную характеристику качества промышленной продукции принято её свойство. Свойство продукции - это объективная её особенность, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении. Так, например, важным свойством материалов металлургического производства являются: химическое, физическое, механическое и другие. Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить на простые и сложные. Сложные свойства представляют собой сочетание простых. Например, прочность металла включает способность его к сопротивлению разрыву, сжатию, кручению, срезу, удару. Многообразие свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически исключает другие. Например, высокая твердость ряда металлов и сплавов существенно снижает их ударную вязкость.

     Поскольку требования к продукции  могут быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной и той же продукции будет по-разному оцениваться. Степень проявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается с помощью количественных показателей качества. Итак, первый элемент государственного механизма управления качеством - стандарты, концентрирующие в себе накопленный опыт и новейшую научно-техническую информацию. Их созданию предшествует изучение патентов, требований рынка и данных о качестве продукции, выпускаемой разными странами и фирмами, но главное - в них включены итоги научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Поэтому стандарты можно рассматривать как зафиксированную на государственном уровне цель, которую необходимо достигнуть в производстве. Чтобы стандарты стимулировали прогресс, их надо регулярно пересматривать, постоянно включать в них наивысшие на данный момент прогрессивные показатели. Однако совершенно очевидно, что при современных темпах обновления продукции этого уже недостаточно. Вот почему в нашей стране ведется разработка государственных стандартов с перспективными требованиями на группу однородной продукции. В свою очередь, для того, чтобы достичь качества продукции, регламентирующее качество материалов, сырья, комплектующих узлов и деталей, оборудования. Решению этой задачи помогают программы комплексной стандартизации, предусматривающие жесткое нормирование требований к качеству продукции смежников. Второй элемент механизма управления качеством - планирование, которое в последние годы осуществляется в виде программ “Качество”. В этих программах планируется комплекс работ по достижению качества, обеспечивается взаимодействие всех участников процесса создания продукции. Разработчики этих программ ориентированы на необходимость охвата программными мероприятиями всех фактов, влияющих на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. Третий элемент государственного механизма управления качеством продукции - оценка качества продукции методами контроля, испытаний и сертификации. В новых условиях хозяйственная роль этих методов управления качеством возрастает, поскольку лишь при достоверности и объективной оценке может правильно действовать сам экономический механизм.

     Под сертификацией продукции  понимают установление соответствия отечественной продукции требованиям международных, национальных стандартов или иных документов, взаимно согласованных между изготовителем и потребителем продукции. Соответствие требованиям подтверждается выдачей специального документа (сертификата) или присвоение знака соответствия. Для потребителей сертификат - гарантия качества, для изготовителя - гарантия успеха. Вопросы сертификации продукции очень актуальны для западных фирм. Что касается отечественных предприятий, то в сертификации заинтересованы пока те из них, которые уже испытывают давление внешнего рынка. На этих предприятиях убедились, что без сертификации продукции их контакты с внешним рынком будут убыточными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Законодательно-правовое и нормативное обеспечение безопасности и качества 
 

     В настоящее время  политика в области  качества становится общенациональной идеей, так как проблема качества на современном  этапе – это  проблема выживания  в острейших условиях конкуренции. Важную роль в обеспечении  качества играет государство, прерогативу которого включается формирование механизмов и стимулов экономического развития, направленных на обеспечения качества продукции конкурентоспособности предприятий. С одной стороны, государство стремится не допустить на внутренний отечественный рынок товары низкого качества, которые могут нанести ущерб жизни, здоровью и безопасности членов общества; с другой – выпуск продукции низкого качества подрывает экономику страны, тем самым снижает ее экспортный потенциал, что не способствует укреплению авторитета на внешнем рынке. В современных условиях значительной проблемой для нашего рынка является высокий уровень контрафактной (фальсифицированной) продукции. Проблема увеличения оборота контрафактной продукции непосредственно связана с экономической составляющей. Так, например, в розничной торговле норма прибыли от продажи DVD может достигать 1378%, CD – 700% по реализуемым новинкам. Норма прибыли при продаже легальной продукции составляет соответственно 207 и 217%. При этом размер требуемых капиталов для «входа» на рынок у «пиратов» значительно ниже, чем у производителей лицензионного товара, а расчетная окупаемость инвестиций в два раза короче (5 лет – от 1,5 до 2,5 лет).

     Наиболее  высокий уровень  криминализации сферы  оборота фальсифицированных товаров отмечается в крупных промышленных городах, где проживает значительная часть населения страны, находятся международные и региональные транспортные узлы, морские порты, крупные рынки сбыта.

     Серьезная проблема – нахождения даже на территории режимных предприятий  коммерческих структур, которые, по существу, бесконтрольно производят и хранят оптические носители, лекарственные средства и другие товары.

     Проблема  контрафактной продукции  носит международный  характер. Производство подделок превратилось в масштабный и  очень привлекательный бизнес с разветвленными сетями поставщиков, реализаторов, построенный по принципу корпораций. По данным Всемирной таможенной организации, контрафактные товары составляют от 5 до 7% общего объема мировых товарных рынков, что наносит компаниям более $500 млрдежегодного ущерба.

     Так например, во Франции  ежегодные убытки от контрафактной  продукции составляют 6 млрд евро., потерия  рабочих мест – 30 тыс. Человек, каждое второе предприятие  сталкивается с проблемой  подделки. Законодательно-правовое обеспечение качества и безопасности в Кыргызской Республике определяется законом КР и нормативно-правовых актов, их развивающих. К ним прежде всего относятся:

  • Гражданский кодекс КР;
  • Закон «О защите прав потребителей»;
  • Закон КР «Об основах технического регулирования»;
  • Закон КР «Об обеспечении единства измерений».

     Среди вышеназванных законов  в системе государственного регулирования качества и безопасности Гражданский  кодекс КР и общество по защите прав потребителей главным образом  регулирует взаимоотношения  потребителей и изготовителей (продавцов, исполнителей) товаров (работ и услуг).

 

5 Защита прав потребителей 

     В условиях рыночной экономики  государство осуществляет защиту прав потребителей, формируя законодательно-правовую основы и организационный  механизм действий в  этом направлений. Развитие законодательства в странах с рыночной экономикой в области защиты прав потребителей приходится на 1960-1980-е гг., когда не качественные товары потребительского назначения (пищевые продукты, косметика, электроприборы и т. п.) все чаще становились причиной материального ущерба, болезни и смерти людей. В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», в котором сформулирована необходимость защиты потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также принципы защиты экономических интересов потребителей. В законодательстве стран с развитой рыночной экономикой можно выделить два вида законодательно-правовых актов в области защиты прав потребителя:

     1) гражданские и  торговые кодексы, регламентирующие вопросы обеспечения качества и защиты прав потребителя в общем контексте договорных отношений (например, гражданские кодексы Франции, Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Японии, Единый торговый кодекс США);

     2) специальные законодательные акты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, их экономических интересов, охрану окружающей среды (например, Закон США о безопасности потребительских товаров, Закон Японии о защите интересов потребителей, Закон ФРГ о безопасности оборудования); кроме общих законов о защите прав потребителей в ряде стран существуют многочисленные законодательные акты по вопросам качества и безопасности отраслевых видов продукции; так, в США действует более 150 таких законов (например, Закон о контроле качества мясных продуктов).

Информация о работе Законодательное обеспечение управления качеством