Законодательное обеспечение управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:32, контрольная работа

Описание

Качество продукции формируется под воздействием сложного механизма различных факторов: экономических, организационных, технических, правовых. Поэтому необходимо обеспечить их взаимоувязанное воздействие на качество. Качество продукции – категория политическая, экономическая, техническая, нравственная, правовая. Правовая является важным средством в решении задачи коренного улучшения качество продукции. Сложившийся в экономике «правовой нигилизм», преувеличение роли правовых запретов и соответственно недооценка роли права как конструктивного, регулирующего фактора стали тормозом развития народного хозяйства.

Содержание

1 Введение
2 Принципы управления качеством
3 Понятие качества, безопасности, субъективное право на качество и безопасность
4 Законодательно-правовое и нормативное обеспечение безопасности и качества
5 Защита прав потребителей
5.1 Общая характеристика законодательства РФ о защите
прав потребителей
6 Заключение
7 Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с этим законами национальные государственные  органы утверждают обязательные стандарты или  придают обязательную юридическую силу добровольным стандартам, содержащим требования в области безопасности продукции, и соответственно осуществляют контроль за их соблюдением. В настоящее время на международном уровне идет процесс гармонизации права в области защиты прав потребителей, т. е. развитие национального права в данной сфере в отдельных государствах в направлении его сближения с национальными системами права, существующими в других государствах. Развитие гармонизации права связано прежде всего с влиянием соглашений, принимаемых на межгосударственном уровне. Так римский договор 1957 г. обязал участников стран ЕС гармонизировать национальные законодательства. В развитие этого положения в 1985 г. принято унифицированное законодательство стран ЕС «Директивы по сближению законов государств – членов ЕС, касающихся ответственности за выпуск дефектной продукции». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5.1 Общая характеристика законодательства РФ о защите

прав  потребителей 

     Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских  странах еще в 70-е  годы. Монополизация  производства  торговли заставила правительства  прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

     Основным  нормативным актом  регулирующим отношения  по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон)1.

Закон регулирует отношения, возникающие между  потребителями и  предпринимателями (продавцами) по поводу продажи  товаров, осуществления  работ и оказания услуг, то есть в области  в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

Закон не содержит каких  либо общих критериев  разграничения компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.

     Закон не распространяется на потребителей –  юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.

     Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.

     Под предпринимателями  понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.

     Одним из важнейших  прав потребителя является право на получение  товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).

     Гражданский кодекс РФ (ГК) (ст. 245) устанавливает, что  качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре – обычно предъявляемым требованиям.

     Несмотря  на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.

     1. Закон в отличие  от ГК не первое  место поставил  не договор, а  обязательное требование стандартов.

     Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках  продукции и товаров  для государственных нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и «Закона о защите прав потребителей».

     В законе РФ «О поставках  продукции и товаров  для государственных  нужд» зафиксированы  два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия договора. Два других критерия (обычные требования, информация о товаре) также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.

     2. ГК отсылает обычно  предъявляемым требованиям  в тех случаях,  когда требования  о качестве договором  вообще не предусмотрены  (существенное условие).

     Закон предал обычно предъявляемым  требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.

     3. Закон дополнительно  ввел новый критерий  – информация  о продукции –  критерий качества.

     Специфическим правом потребителя  в сфере торгового  обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг.

     Согласно  Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные  товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.

     Обмен доброкачественного товара, в отличие  от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.

     Потребитель может осуществить  свое право на обмен  доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск. 

Законодательство  об экспертизах некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении 

      В целях охраны здоровья населения и предотвращения оборота некачественных пищевых продуктов на потребительском рынке Правительство РФ своим постановлением от 29 сентября 1997 г. N 1263 утвердило Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении.

      Этим  постановлением определена компетенция государственных органов по проведению экспертизы и определению дальнейшей судьбы некачественной продукции:

    • органы санитарно – эпидемиологического надзора проводят экспертизу продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
    • органы ветеринарного надзора ответственны за экспертизу продукции животноводства, птицеводства и рыбы, а также продуктов растениеводства, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил и норм;
    • органы надзора в области стандартизации и сертификации проводят экспертизу в отношении продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов и не прошедшей в установленном порядке государственной сертификации;
    • органы контроля за качеством зерна и продуктов его переработки – в отношении этих продуктов, не отвечающих требованиям государственных стандартов;
    • органы контроля в торговле – в отношении продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества, а также продукции с истекшим сроком годности.

      В соответствии с утвержденным Положением некачественной и опасной признается продукция:

    • не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно – санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией;
    • имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;
    • не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также надлежащих документов о сертификации продукции;
    • свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;
    • маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;
    • с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.

      Пищевая продукция, происхождение  которой ее владелец не может подтвердить, а также имеющая явные признаки недоброкачественности, подлежит утилизации и уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения она должна быть денатурирована ее владельцем в присутствии представителя соответствующего органа любым способом, исключающим возможность ее использования в пищу.

      В остальных случаях  обнаруженная некачественная пищевая продукция  подлежит экспертизе с целью определения  возможности ее дальнейшего  использования или уничтожения. На период экспертизы, принятия и исполнения решения эта продукция хранится в отдельных помещениях на складе или в изолированной камере холодильника с соблюдением условий, исключающих к ней доступ, и подлежит строгому учету. Отбор проб (образцов) продукции осуществляется представителем соответствующего органа в присутствии ее владельца.

      Экспертиза  включает оценку соответствия сопроводительной документации на продукцию требованиям нормативной и технической документации, оценку ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции. Выясняются также условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции. При необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.

      На  основании результатов  экспертизы оформляется  заключение о разрешении или постановление о запрещении ее использования по назначению.

      Ответственность за передачу продукции  для дальнейшего  использования или  уничтожения возлагается  на владельца продукции.

      Уничтожение проводится в присутствии  комиссии, образуемой владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение.

      Инфицированные  продукты, опасные  для людей и  животных, перед уничтожением или в его процессе подвергаются обеззараживанию.

      Уничтожение оформляется актом, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу, принявшему решение об уничтожении.

      Все расходы, связанные  с хранением, транспортировкой, экспертизой, использованием или уничтожением некачественной и  опасной пищевой  продукции, несет ее владелец. 

      Изменения в новом законодательстве о защите прав потребителей

      16 января 1996 г. вступил  в силу Закон  РФ  «О  внесении  изменений  и   дополнений  в   Закон  Российской  Федерации  «О  защите прав потребителей»  и Кодекс РСФСР  об  административных  правонарушениях».

      Изменения внесены практически в каждую  статью  Закона. Многие из них носят редакционный характер и  не  нуждаются  в дополнительных комментариях. Однако  ряд  изменений  довольно существенно затрагивает  интересы  как  потребителей,  так  и  производителей (продавцов).

      Если  раньше потребитель  имел право  потребовать  замены любого товара при возникновении  в  нем  даже  незначительных дефектов, то теперь Закон  установил  ограничения  на  замену сложно-технических товаров. Право на  их  замену  потребитель  имеет только в случае обнаружения существенного недостатка.

      Другой  новацией Закона  стало  установление  сроков,  в течение  которых   продавец   обязан   исполнить   требования потребителя о соразмерном  уменьшении  покупной  цены  товара  или  расторжении  договора. Продавец (изготовитель)  обязан выполнить такое требование не позднее семидневного срока с момента обращения потребителя.  За  каждый  день  просрочки возврата потребителю денег установлена неустойка.

Информация о работе Законодательное обеспечение управления качеством