Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 23:20, контрольная работа
Территориальная организация общества — взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения,административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития.
• Введение………………………………………………………………………………….….2
• Географическое положение……………………………………………………………….3
o Административно - территориальное деление
• История……………………………………………………………………………………..4
• Нижегородская Агломерация……………………………………………………………7
• Население Нижегородской области…………………………………………………….12
o Этнический состав
o Демографическая обстановка
• Природно-ресурсный потенциал………………………………………………………..13
o Климат
o Ресурсы
• Экономическо-Географическое положение……………………………………………16
o Промышленность
o АГП
o Транспорт
o Внешне-экономические связи
o Научный потенциал области
• Стратегия развития нижегородской области до 2020 г………………………….….28
• Источники…………………………………………………………..……….…………….35
В
целом по области в январе-декабре
2010 года всеми категориями
По основным показателям производства животноводческой продукции Нижегородская область в 2010 году среди регионов ПФО по сравнению с предыдущим годом сохранила свои позиции:
- по производству мяса – 8 место;
- по надою молока – 6 место;
- по производству яиц – 1 место.
В Нижнем Новгороде есть международный аэропорт "Стригино". Отсюда совершаются рейсы в Москву, Екатеринбург, Самару, Сочи, Сургут, Баку, Ереван, Вену, Франкфурт.
В Нижегородской области хорошо развито железнодорожное сообщение. Основных транспортных узлов два - Нижний Новгород (станция Горький) и Арзамас. Нижний Новгород имеет сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Астраханью, Волгоградом, Ижевском, Казанью, Кировым, Оренбургом, Тюменью, Челябинском и Ярославлем. Летом пускаются поезда и в другие города. В Арзамасе два вокзала - Арзамас-1 (поезда, следующие по направлению север-юг) и Арзамас-2 (поезда, следующие по направлению запад-восток). Через Арзамас проходят поезда из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Томска и других городов.
Также развита сеть пригородного железнодорожного сообщения.
Автобусное сообщение в регионе развито достаточно хорошо. Главный транспортный узел - город Нижний Новгород. С автовокзала города автобусы идут на юг и восток региона, с автостанции "Канавинская" - на север и запад. Также в Нижнем Новгороде существует автостанция "Сенная".
Нижегородская область имеет автобусную связь с 15 регионами. Отсюда можно доехать до Москвы, Владимира, Иванова, Йошкар-Олы, Кинешмы, Костромы, Казани, Мурома, Набережных Челнов, Новочебоксарска, Оренбурга, Пестякова, Пучужа, Рязани, Саранска, Темникова, Ульяновска, Уфы, Чебоксар, Шарьи, Юрьевца. Хорошо развито внутрирегиональное автобусное сообщение.
Основная автомобильная трасса Нижегородской области - М7. Она идет из Москвы до Нижнего Новгорода, а затем уходит за пределы региона - в Казань и дальше. Другие трассы региона - Р125, Р152, Р158, Р159, Р160.
Дорожная сеть достаточно густая, до всех главных достопримечательностей области можно доехать на своем автомобиле. Однако на север региона лучше добираться на поезде. Граница между Нижегородской и Владимирской областями проходит по реке Оке. На участке Муром-Навашино существует понтонный мост через реку. Он действует только в летнее время. Сейчас ведется строительство постоянного моста.
Через Нижегородскую область пролегает одна из главных судоходных артерий нашей страны - река Волга. Сейчас речной транспорт развит хуже, чем раньше, однако некоторые водные маршруты остались.
По воде Нижний Новгород сообщается с такими населенными пунктами как Соколинское, Пучеж, Чкаловск, Галанино, Городец, Юрьевец, Октябрьское, Работок, Татинца, Юркина, Великовского, Васильсурска и другие. Есть пригородное речное сообщение.
По Оке Нижний Новгород имеет сообщение с Муромом, но рейсы нерегулярные. Также по Оке налажено сообщение Дзержинска с населенными пунктами Оленино, Дуденево, Дудин Монастырь и Горботов.
Навигация сезонная, о наличии рейсов нужно узнавать дополнительно.
Кроме того, Нижний Новгород является важным пунктом круизных маршрутов по Волге.
Транспортом Нижегородской области в 2010 году было перевезено 47,7 млн тонн грузов, что больше, чем в 2009 году на 2,7%.
Грузооборот составил 26,1 млрд тонно-км, это выше уровня 2009 года на 2,4%.
Внешнеторговый оборот Нижегородской области за январь-декабрь 2010 года составил в фактических ценах 5075,9 млн долларов США и по сравнению с уровнем 2009 года вырос на 4,1%, в том числе:
- экспорт – 2543,3 млн долларов сократился на 3,1%,
- импорт – 2532,6 млн долларов вырос на 12,5%.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 10,6 млн долларов.
Наибольший
удельный вес во внешнеторговом обороте
области имели государства-
Германия (14,4%),
Украина (9,1%),
Финляндия (7,8%),
Швеция (6,2%),
США (4,3%).
В общем объеме экспорта товаров значительный удельный вес приходился на следующие виды продукции:
- продукты нефтепереработки (43,6 %),
- черные металлы и изделия из черных металлов (12,1%),
- транспортные средства, кроме железнодорожного (9,2%),
- бумага газетная (5,9%).
В общем объеме импорта наибольший удельный вес приходился на следующие виды продукции:
- оборудование и различные механические приспособления (28,7%),
- черные металлы и изделия из черных металлов (20,4%),
- пластмассы и изделия из них (9,1%),
- электрические машины и электрооборудование (4,7%),
- средства наземного транспорта (4,6%).
В январе-декабре 2010 года инвестиции из-за рубежа получили 47 предприятий области в объеме 432,7 млн долларов США, что превысило уровень 2009 года на 64,5 %.
В структуре поступивших средств удельный вес
- прямых инвестиций составил 91,6%,
- портфельных инвестиций – менее 0,1%,
- прочих инвестиций – 8,4%.
Наиболее
активными инвесторами
- Германии (39,5%),
- Нидерландов (30,1%),
- Австрии (18,3%),
- Люксембурга (3,1%),
- Франции (2,6%).
Приоритетным направлением иностранного инвестирования в области были обрабатывающие производства (94,4%), в том числе:
- производство машин и оборудования (35,8%),
- химическое производство (41,4%),
- производство резиновых и пластмассовых изделий (7,5%),
-
- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (3,6%),
- а также предприятия оптовой и розничной
торговли (3,7%).
За 2010 год из области за рубеж были направлены инвестиции в размере 21,4 млн долларов, что составило всего 11,5 % от объема 2009 года. Средства, отправленные за рубеж, в форме торговых кредитов были предоставлены партнерам в Нидерландах (87,9%), Кипре (8,3%), Германии (2,3%) и ряде других стран.
В Нижегородской области на
сегодняшний день
Кроме того, активно функционируют более 20 организации различных форм собственности, деятельность которых направлена на вовлечение научно-технического потенциала региона в хозяйственный оборот через развитие малых инновационных фирм. Наиболее яркие их них: Инновационно - технологический центр (ИТЦ) Нижегородского госуниверситета им.Н.И.Лобачевского, Технопарк ВНИИЭФ-Конверсия, Технопарк «Опора», созданные при участии РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове, Нижегородский научный центр РАН, Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, Региональный центр наноиндустрии, Региональный венчурный фонд, Нижегородский научно-информационный центр, и др.
Все эти организации уже длительное время работают на рынке, добились значительных успехов и достижений в создании благоприятных условий для наведения «моста» между научными разработками и промышленным производством.
Обозначенная структура
Правительство области в свою
очередь придает особое
Создание инновационной
- формирование правового поля для развития инновационной деятельности в Нижегородской области (закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области», Закон «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники» и механизмы их реализации, Программа развития промышленности Нижегородской области на 2009-2013 годы (раздел «Развитие инновационной региональной системы»));
- формирование
привлекательных условий для
инвестиций в инновационную
Российским фондом фундаментальных исследований, Грантов Нижегородской области в сфере науки и техники и др.);
- поддержка многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности (подготовка и переподготовка специалистов промышленности по программам «Технологический менеджмент», «Инновационный менеджмент», в сфере интеллектуальной собственности, проведение семинаров, конференций по вопросам охраны, защиты и использования прав на интеллектуальную собственность с привлечением организаций Роспатента);
- создание и
развитие инновационной
- информационное
обеспечение инновационного
Если говорить о результатах реализации этих направлений на сегодняшний день, следует отметить следующие моменты.
Информация о работе Анализ территориальной организации населения Нижегородской области