Жизнь
человека была неразрывно связана с
полисом. Поэтому каждый ощущал себя,
прежде всего гражданином, а уже потом
просто человеком. Отсюда проистекал культ
гражданской доблести, уважение к законам
своего города-государства. Личностное
начало было неразвито. Это не мешало активности,
но своей неповторимой уникальности античный
человек не ощущал.
1.4 Картина мира античной цивилизации
Картина
мира отражала сочетание высшей стабильности
с непрерывными переменами. Мир представлялся
вечным (его никто не создал). Он мыслился
состоящим из четырех элементов: земли,
воды, воздуха и огня. Эти элементы могли
соединяться в гармоническое целое, тогда
возникало мироздание таким, каким его
видят люди. Но затем элементы разъединялись
и наступал хаос. Идея сменяющих друг друга
циклов преобладала в античном восприятии
мира. То же самое и в общественной жизни.
Государства могли возникать и гибнуть,
сменять друг друга на исторической арене,
но это тоже были повторяющиеся циклы,
только с разными участниками. Идея прогресса
была чужда античности. Сочетание стабильности
и движения порождает гармонию. А она невозможна
без такого понятия как мера. Идея меры
играла важную роль к античной картине
мира, так как с ней было связано представление
о высшей справедливости: за нарушение
меры в чём бы то ни было, как в хорошем,
так и в плохом неизбежно покарают боги.
А боги - это воплощение высших космических
законов, которые неотвратимы. Поэтому
античному человеку был свойственен фатализм,
который, однако, также не препятствовал
активности.
Высшее
освящение полисным порядкам с их системой
ценностей и картине мира античного человека
давала языческая религия. Олимпийские
боги, как две капли воды похожие на людей,
имевшие все человеческие достоинства
и недостатки, непрерывно пировали на
небесном Олимпе, решали собственные проблемы,
а если вмешивались в дела людей, то самым
произвольным образом, считаясь, по преимуществу,
лишь со своими желаниями. Здесь, то же
самое сочетание вечной неизменности
и непрерывных беспорядочных изменений,
которое в целом образует гармонию.[6]
1.5 Кризис античных полисов
Античный
полис обеспечивал существование
и развитие греко-латинской цивилизации
лишь на определённом этапе истории.
Наступил момент, когда интересы дальнейшего
развития требовали преодоления
полиса как типа государства, подводили
к необходимости образования
значительно более крупных и
иначе устроенных государств. В Древней
Греции кризис полиса начинается в конце
V в. до н.э. и в какой-то мере разрешается
в середине IV в., когда греческие города-государства
оказались под властью Македонии и тем
самым насильственно объединились. В древнем
Риме кризис полиса сложнее локализовать
во времени. Здесь это значительно длительный
процесс, протекавший со времени превращения
Рима в Средиземноморскую державу и до
падения Западной Римской империи. Экономический
аспект кризиса полиса заключался в развитии
товарно-денежных отношений, которые нарушали
экономическую замкнутость и самодостаточность
города-государства. В социальной сфере
происходило размывание основы полиса-слоя
мелких и средних землевладельцев-общинников,
ремесленников и торговцев, живущих результатами
собственного труда. Резкая имущественная
дифференциация внутри этого слоя была
следствием развития товарно-денежных
отношений, а также широкого использования
труда рабов в крупных хозяйствах. Под
воздействием развития товарно-денежных
отношений мелкие и средние собственники
разорялись, а те, кто богател, захватывал
или скупал землю у бедных, создавал ремесленные
мастерские, в которых трудились рабы.
Как следствие этих процессов пришло в
упадок народное ополчение. Для Греции
это привело к подчинению Македонии, а
для Рима - к замене народного ополчения
профессиональной армией, а в результате
к падению республики и утверждению империи.
Греческие полисы сохраняли автономию
под властью Македонии, а затем Рима. На
территории Римской империи продолжали
существовать италийские города - государства,
а в тех провинциях, где раньше не было
полисов, в период римского владычества
они возникли. Постепенная утрата римлянами
своей исключительности в результате
всё более широкого представления римского
гражданства населению провинций и введение
нивелирующей системы управления империей
не меняло внутреннюю структуру государства,
состоящего как бы из множества автономных
образований государственного типа. В
условиях общего кризиса III в. н.э. в результате
натурализации хозяйства и свёртывания
товарно-денежных отношений (следствие
резкого сокращения притока рабов в связи
с прекращением войн) города стали приходить
в упадок и центрами хозяйственной, а затем
и политической жизни постепенно стали
крупные поместья. Империя распалась на
Восточную и Западную, усилились центробежные
тенденции в провинциях. Попытки римских
императоров остановить этот процесс
путём усиления бюрократического аппарата
и тотальной слежки за администрацией
провинций не могли принести успех. По
мере переноса центра тяжести общественной
жизни из города в поместье, складывания
новой социальной структуры (духовенство,
крупные землевладельцы, зависимые земледельцы,
владевшие участком земли), распространения
христианства в Западной Римской империи
складывались предпосылки перехода к
средневековью.
II. Древнегреческий
полис и его хозяйство
Появлению множества полисов
способствовали географические факторы
Античной Греции. Греция - страна, иссеченная
Балканскими горными хребтами, затрудняющими
соединение разных частей государства.
Что пресекало всякие возможности для
политического объединения и определило
отсутствие централизованного управления.
Так что естественные условия предопределили
возникновение и развития многочисленных,
небольших изолированных друг от друга
городов-государств - полисов. Полис представлял
собой закрытое государство со своими
священными для жителей формами политического
устройства, традициями обычаями, правом.
Ликвидация монархии привела к победе
в античном мире республиканского строя,
а также к окончательному утверждению
полисной системы организации государства.
«Возникновение полиса считается с того
момента, когда верховная власть переходит
в руки коллектива – общего собрания полиса».
Гибель дворцов и цитаделей
в конце XIII - начале XII в. сопровождалась
распадом группировавшихся вокруг них
больших ахейских государств. Отдельные
общины освобождались от своей прежней
зависимости от дворца и переходили на
путь совершенно самостоятельного экономического
и политического развития.
Гомеровский полис был в одно
и то же время и городом
и деревней, так как никаких
других соперничающих с ним
поселений на подвластной ему
территории не существовало. И
все же полис гомеровской эпохи
трудно признать настоящим городом
из-за того, что основную массу
его населения составляют крестьяне-земледельцы
и скотоводы. Как правило, владения
отдельной общины не простирались
слишком далеко. Чаще всего они
были ограничены или небольшой
горной долиной, или маленьким
островком в водах Эгейского
или Ионического моря. «Государственной»
границей служил обычно ближайший горный
кряж, господствующий над полисом и его
окрестностями. Между отдельными общинами
существовали весьма напряженные отношения.
Обычным явлением были ожесточенные распри
и пограничные конфликты между соседними
общинами, нередко перераставшие в кровопролитные
затяжные войны.
Типичная гомеровская
община ведет совершенно обособленное
существование, почти не вступая
в соприкосновение даже с ближайшими
к ней другими такими же
общинами. Хозяйство общины носило
по преимуществу натуральный
характер. Торговля и ремесло
играют в нем второстепенную
роль.
В
общественной жизни гомеровского
полиса немалую роль играют
все еще сильные традиции родового
строя. Объединения родов –
филы и фратрии – составляют
основу всей политической и
военной организации общины. Человек,
не принадлежащий ни к какой
фратрии, стоит вне общества. Гражданами
полиса являлись главы входящих
в него патриархальных семей.
Каждая семья представляла экономически
самостоятельную единицу, что
определяло и их политическое
равенство. Полис-община выполняла
две важные функции: защита
земли и населения от притязаний
соседей и регулирование внутриобщинных
отношений.
«Независимые
общины вследствие общих интересов
объединялись не в прежние
племенные организации, а в
небольшие группы соседских деревень.
Такая группа и становилась
примитивным полисом. По словам
Аристотеля «содружество нескольких
деревень образует полноценный
полис, который уже настолько
велик, что обладает практически
полной самодостаточностью».
Гомеровский
период занимает особое место
в греческой истории. На смену
централизованному государству
микенской эпохи пришла небольшая
самоуправляющаяся община свободных
земледельцев. Со временем из
таких общин выросли первые
города-государства, или полисы.
В недрах греческого общества
происходит в этот период упорная
борьба нового со старым, идет
ломка традиционных норм и
обычаев родового строя и не
менее интенсивный процесс образования
классов и государства. Все
эти важные сдвиги подготовили
переход греческих полисов на
совершенно новый путь исторического
развития.
В истории Греции
VIII-VI вв. до н.э. называют архаическим периодом.
Это время формирования социально-расчлененного
общества и государства в виде полисного
строя. Происходит интенсивное развитие
античного общества. Расширяется добыча
рудных ископаемых, железа и меди, совершенствуется
обработка металла и изготовляемые из
него орудия труда, значительный прогресс
наблюдается и в земледелии, ремесле, строительстве,
кораблестроении.[8]
Почти все греческие города, за
исключением колоний, выросли
из укрепленных поселков гомеровской
эпохи — полисов, сохранив
за собой это древнее название.
Между гомеровским полисом и
сменившим его полисом архаическим
имелось весьма существенное
различие. Архаический полис, представлял
собой столицу карликового государства,
в состав которого кроме него
самого входили также деревни
(комы), располагавшиеся по окраинам
территории полиса и политически
от него зависевшие. В сравнении
с гомеровским временем греческие
полисы архаического периода
стали крупнее. Это укрупнение
происходило как за счет естественного
прироста населения, так и за
счет искусственного слияния
нескольких поселков деревенского
типа в один новый город.
К этой мере, называвшейся по-гречески
синойкизм, т.е. «совместное поселение»,
прибегали многие общины для
того, чтобы укрепить свою обороноспособность
перед лицом враждебных соседей.
Но больших городов в современном
понимании этого слова в Греции
еще не было. Полисы с населением
в несколько тысяч человек
были исключением: в большинстве
городов численность жителей
не превышала, по-видимому, и тысячи
человек. Пример архаического
полиса — древняя Смирна, территорию
которой можно обойти из конца
в конец за один день, с небольшим
числом жителей, с одним центром,
где собиралось Народное собрание,
находились храмы наиболее чтимых
богов, ремесленные мастерские, проживало
основное население. Городской
центр полиса окружен кольцом
оборонительных стен, но в VI в.
до н. э. многие города крепостных сооружений
еще не имели. В городском центре была
сосредоточена большая часть населения
полиса. В городе на центральной площади
совершались торговые операции, проводились
общеполисные празднества и спортивные
состязания. Хотя на территории полиса
имелось несколько сельских поселений,
но городской центр был один. Вот почему
полис определяют еще как город-государство.
У каждого полиса
был свой особый покровитель
или покровительница. Храм бога
- «градодержателя» находился обычно в
городской цитадели, которую греки называли
акрополем, т. е. «верхним городом». Здесь
хранилась государственная казна полиса.
Сюда поступали Штрафы, взимавшиеся за
различные преступления, и все другие
виды доходов государства.
Среди множества
греческих городов-государств выделяются
два основных типа: полис аграрный,
со слабым развитием торговли
и ремесел, большой долей труда
зависимых работников и, как
правило, господством олигархии
(Лакедемон, Спарта). Другой тип представлял
собой общество и государство с большой
долей ремесленных производств и торговых
операций, товарно-денежных отношений,
внедрением труда рабов в производство
и повседневную жизнь, активным участием
граждан в общественной и политической
жизни, демократическим устройством (Афины).[4]
Архаическая эпоха
отмечена таким важнейшим достижением,
как Великая греческая колонизация.
Греческий полис
стал такой формой античного
общества и государства, в рамках
которого были созданы благоприятные
условия для развития экономики,
общественных отношений, политических
учреждений, культуры.
Классический
период в истории Древней Греции
( рубеж VI-V вв. до 338 г. до н.э.) время наивысшего
подъема Греции, полного расцвета всех
тех явлений, которые сформировались в
архаическую эпоху, время господства социально-экономической
и политической организации общества,
как полис.
Основной экономический
принцип полиса – идея автаркии,
т.е. самообеспеченности. Автаркия
выступала в качестве экономической
основы свободы. В полисе создавалась
особая система идеалов: свободные
граждане верили, что благополучие
каждого из них зависит, прежде
всего, от их родного полиса,
вне которого существовать невозможно.
С другой стороны, процветание
полиса во многом зависело
от его граждан. Они почитали
древние традиции. Но главное
– ощущали себя полноправными
и свободными людьми. [5]
2.1 Пути развития
Древнегреческого полиса
На протяжении всего своего
существования Древняя Греция не
знала единой централизованной власти,
хотя попытки установить ее были. Относительно
устойчивые и крупные объединения
полисов возникли во время войн с
Персией. Их возглавили два самых
могущественных полиса – Афины и
Спарта и каждый из них развивался
особым путем. Под знаком антагонизма
этих двух полисов развертывалась вся
последующая история государственности
Древней Греции. Соперничество этих
двух полисов привело к многолетним
гражданским войнам.
Общим у этих
двух государств было существовании
так называемой демократии для
избранных, так как в этих
государствах демократия существовала
при наличии рабовладельческой
формы общественного устройства.
Вместе с тем существовали
определенные различия. Спартанскую
демократию, говоря современным
языком, можно назвать аристократической
демократией, правлением верхушки
общества, тогда как в
Афинах сложилась форма
правления наиболее
близкая к современным демократическим
государствам.
История Афин в
архаическую эпоху – это история
становления демократического полиса.
Афины были главным городом
Аттики. Население постепенно объединялось
вокруг Афин. Эта область была
богата полезными ископаемыми,
но земледелием можно было
заниматься лишь в небольших
и немногочисленных долинах. Главным
источником силы и богатства этого
полиса были торговля и кораблестроение.
Афиняне активно вели торговлю с колониями,
перепродавали полученные товары другим
полисам.
Рождение полисного
строя в Аттике проходило через
постепенную трансформацию родовых
учреждений путем внутреннего
развития. Этот процесс завершился
возникновением самой развитой
социально-политической формы греческого
полиса, афинской демократии с
относительно сплоченным гражданским
коллективом.
Первым шагом к
созданию афинской демократии
были реформы Солона. Окончательно
афинская демократия сложилась
к середине V в. до н.э., когда Клисфен
усовершенствовал законы Солона: отныне
все граждане, независимо от своего имущественного
положения, обладали равными политическими
правами. Была изменена система территориального
деления. Кроме граждан, в афинском обществе
были метеки, многочисленные рабы. Однако
афинская полисная система опиралась
на гражданина и была создана, прежде всего,
для афинского гражданина. Полноправным
афинским гражданином мог быть житель
Аттики, оба родителя которого имели гражданские
права. Идеалом афинского полноправного
гражданина был свободный человек, имеющий
земельный участок и обладающий известным
достатком, физически развитый человек,
получивший определенное воспитание.
Народное собрание
стало верховным органом власти
и получило широкие полномочия:
принимало законы, решало вопросы
о войне и мире, заключало или
расторгало договоры с другими
полисами. Большую роль в системе
государственных органов имел
Совет 500 и Совет Ареопага. Городское
управление осуществлялось с
помощью выборных магистратур:
коллегии архонтов и стратегов.
Одним их важнейших органов
афинской демократии был Суд
присяжных – гелиея. В Афинах, как
и в любом другом демократическом полисе,
опасались чрезмерного усиления власти
отдельного магистрата. Соответственно
подчеркивалась основополагающая роль
таких принципов организации управления
в Афинах, как коллегиальность, выборность
(в большинстве случаев путем жеребьевки),
подотчетность Совету и Народному собранию,
кратковременность нахождения в должности
(обычно, как правило, в течение года).