Античная цивилизация: разные модели государственного устройства и хозяйство, древнегреческий полис и его хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание

Эпоха античности занимает особое место в истории Европы. То было время, когда закладывались основы всего ее дальнейшего развития, когда формировавшаяся в наиболее развитых регионах Европы цивилизация оказывала все большее влияние на прилегающие к Средиземному морю и на гораздо более удаленные области Азии и Африки.
В сфере экономики античный мир, основой которого был город, городская община, возникавшая из объединения родовых и сельских общин - сел, позволяет проследить процесс выделения индивидуальной собственности из коллективной, последовательное углубление разделения труда между отдельными районами и внутри них, а также внутри отдельных отраслей производства, развитие товарного производства и денежного обращения в степени значительно более высокой, чем в предшествовавших и непосредственно следовавших за античностью обществах, развитие производительных сил, а также выявить соотношение этих факторов с натуральной основой хозяйства, разлагающее влияние товарно-денежных отношений на основную отрасль производства - сельское хозяйство, что вело к концентрации земельной собственности и в конце концов обусловило полное изменение экономики.

Содержание

Социальная структура античной цивилизации
Хозяйство античной цивилизации
Военная организация античной цивилизации
Картина мира античной цивилизации
Кризис античных полисов
Древнегреческий полис и его хозяйство
Пути развития Древнегреческого полиса
Кризис полиса
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

экономическая история кр.docx

— 56.82 Кб (Скачать документ)

   Афинская держава  в пору ее расцвета представляла  собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

   Древнегреческая,  в частности афинская, демократия  представляла собой выдающееся  явление в истории человечества.

   Спарта располагалась  на юге Пелопоннесского полуострова.  Жизнь полиса протекала в непрерывных  войнах с соседскими общинами. Спартанцы захватывали их земли,  скот, а население превращали  в рабов-илотов. Сами спартанцы  были только воинами. Никто  из них не занимался производительным трудом. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения.

   В Спарте сохранялись  элементы жизни архаической родовой  общины. В полисе не допускалась  частная собственность на землю.  В полисе господствовал принцип  уравнительности, что было гордостью  спартанцев, называвших себя «общиной  равных».

   Существовали три  основных класса-сословия  спартанского  общества: полноправные граждане  – спартиаты, порабощенные илоты  и свободные, но неполноправные  периэки. Каждый спартиат имел  земельный надел (клер), с прикрепленными  к нему рабами - илотами. Формально  спартиаты были равны: они носили  одинаковою одежду, вооружение. Для  поддержания единства организовывались  общественные трапезы - сисситии. Также поддержанию единства способствовали правила против роскоши и правила, запрещающие торговлю. Однако эти ограничения не могли предотвратить имущественной 
дифференциации, подрывающей единство и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы.

    Целям военизированного  государства соответствовал и  государственный строй Спарты. Для полисного устройства Спарты были характерны ярко выраженные олигархические черты. Высшим органом государственной власти в Спарте считалось Народное собрание, именовавшееся апеллой. В отличие от афинской экклесии участниками спартанской апеллы могли стать только граждане, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание в Спарте созывалось нерегулярно. Хотя оно и считалось формально высшим органом, но не имело большого влияния на политическую жизнь. Никакое частное лицо не имело права вынести на Народное собрание те или иные предложения. Участники апеллы соглашались или отвергали законопроекты, но не обсуждали их. Апелла не спорила, не обсуждала, а только голосовала. Все законопроекты исходили от членов геруссии или эфоров.

   Важная роль в  государственном управлении принадлежала  Совету геронтов - геруссии. Геронтами становились пожизненно представители спартанской аристократии старше 60 лет. Помимо 28 геронтов членами геруссии являлись два спартанских царя. Власть царей была сильно ограничена законом. В своей деятельности геруссия не была подконтрольна ни апелле, ни какому-либо другому органу. Более того, Совет геронтов мог кассировать решение апеллы, считая его неприемлемым. Обладая широчайшими полномочиями, геруссия включала в круг своего ведения руководство всеми делами, в том числе принимая решения по военным, финансовым, судебным вопросам. Перед геронтами отчитывались всесильные эфоры по истечении срока своих полномочий.

   Спартанским законодателем  Ликургом были проведены социальные  реформы, в результате которых  изменился весь облик спартанского  государства, превратив его в  единый военный лагерь, все обитатели  которого были подчинены строгой  дисциплине.

   Неизменность строя  и архаичность обычаев поддерживались  и за счет строгой изоляции  от других государств. Спартанцы  пытались распространить свое  влияние и на другие греческие  государства, в том числе и  на Афины. Однако великодержавные  претензии Спарты опирались лишь  на ее военное могущество. В  экономическом и культурном отношении  она сильно отставала от других  греческих государств.[3]

2.2 Кризис полиса

   IV век – период распада полиса. Все греческие общины вышли из Пелопонесской войны ослабевшими и разоренными. В экономически развитых частях Греции невозможность территориальных захватов приводит к интенсификации производства, рабский труд все более вытесняет свободных ремесленников, денежное хозяйство проникает глубоко в деревню, обнищание мелких собственников достигает небывалых размеров, захватывая и экономически более отсталые области. Поэтому наряду с постоянными мелкими войнами в IV в. почти всюду происходит борьба между беднотой и богатыми слоями населения. Большая часть греческих общин прибегает к помощи  наемных войск. «Наемничество, распространение, которого было прямым следствием развивающегося кризиса полиса, в свою очередь являлось фактором, усугублявшим этот кризис».

    «В земельных  отношениях проявляются новые  черты, свидетельствующие о том,  что   поколеблена    была   материальная   основа   полисной   структуры  –  связь гражданского  полноправия с земельной собственностью».

     «Эти новые  явления в области землевладения  и землепользования не могли  сказаться на отношениях между  гражданами и государством. Привязанность  к земле была одним из важных  факторов преданности полису. Теперь, когда эта привязанность слабеет,  иссякает один из источников  внутриполисной солидарности».

   Распад полисных  связей, отрыв индивида от полиса  ощущаются во всех областях  идеологии. Слабеет традиционная  религия с ее богами, покровителями  полиса; для философских проектов  переустройства полиса характерна  полная отрешенность от политической  практики.

   Греческий  полис,   как   мелкое суверенное   государство   со   своей специфической социально-экономической политической структурой,  обеспечивший быстрое   развитие   производства,   формирования   гражданского  общества, республиканских политических форм и замечательной  культуры,  исчерпал  свои потенциальные возможности и в середине  IV  в.  до  н.э.  вступил  в  полосу затяжного  кризиса. Преодоление кризиса греческого полиса стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур  и государственных образований, которые бы сочетали в  себе  начало  греческого полисного строя и древневосточного общества.

   «Полисы продолжали  существовать (и даже вновь возникали)  в  эллинистический и римский периоды, но, хотя многие структурные элементы их совпадали с полисами периода независимости Греции, привнесено было столько новых обстоятельств и черт, что можно говорить уже об ином качестве. Эти полисы существовали и эволюционировали в рамках более обширных государственных объединений или в прямой зависимости от них, развитие было не спонтанным, а нередко обусловливалось прямым волеизъявлением могущественных правителей или косвенным воздействием более сильных политических организмов».

    Такими обществами  и государствами стали так называемые  эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV  в.  до  н.э.,  после распада мировой империи Александра Македонского.

   Объединение  развития  Древней  Греции  и   Древнего   Востока,   ранее развивавшихся  в  известной  изоляции,  образование  новых   эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее  сочетание  и взаимодействие греческих и восточных начал в области  экономики,  социальных отношений,  политический  учреждений  и   культуре,   открыли   новый   этап древнегреческой   (и   древневосточной)   истории,   глубоко   отличный   от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Греческий полис, возникший  в начале I тысячелетия до н.э. оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

    Греческий полис предоставил  благоприятные возможности для  развития экономики, формирования  социальной структуры, политической  организации и культуры греческого  народа. Эти благоприятные возможности  создались потому, что форма мелких  государств оказалась хорошо  приспособленной к естественным  условиям, рельефу и природной  среде. В такой замкнутой общине, с достаточным количеством земель, сырья для ремесленных производств,  связанной по морю с другими  аналогичными общинами, были созданы  все условия для развития разных  отраслей экономики, и не возникло  необходимости в обширном территориальном  объединении.

    Именно в рамках полисного  строя древние греки создали  в классический период своей  истории блестящую цивилизацию,  которая стала великим вкладом  в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу  почетное место во всемирной  истории.

   Но греческий полис мог существовать  как независимое государство  лишь в том случае, если он  представлял собой сплоченный  коллектив жителей, равноправных  граждан, обеспеченных земельным  участком, активно принимающих участие  в политической жизни полиса  и защищающих его в ополчении.  Единство гражданского коллектива  – основа основ устойчивости  полиса. Отсюда рождалась политика  по сохранению этого единства, сдерживания имущественной концентрации, с одной стороны, и поддержания  достаточного прожиточного минимума  беднеющих сограждан – с другой, поощрение политической активности  граждан через участие в Народном  собрании.

   Древнегреческие  полисы подарили миру множество  разнообразных форм правления,  включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии. Большим достижением древних  греков в политической области  было формирование такой организации  государственного устройства, как  демократическая республика /афинская  демократия/. Полисная демократия  представляла собой разработанную  политическую систему, обеспечивавшую  участие в государственном управлении  основной массы граждан.

   Одним из важных достижений  политической мысли древних греков  была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых  юридических прав.

    Греческий полис включал в  свою структуру рабовладельческие  отношения. Внедрение рабства,  превращение его в важный элемент  общественных отношений предполагало  господство частной собственности,  рост товарных связей.

  Для своего времени полис может  считаться наиболее совершенной  формой политической организации. 

    Сформировавшийся  в силу ряда особенностей природных  условий Эллады и своеобразия  ее социально-экономического и  политического развития полис  был явлением, практически неизвестным  в мире древних цивилизаций  переднего Востока, резко отличным  от существовавших там форм  организации общества. Формирование  и развитие полиса было явлением  всемирно-исторического значения, поскольку  полисный мир создавал принципиально  новую цивилизацию, новый вариант  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1.  Античная мудрость: — Санкт-Петербург, Феникс, МарТ, 2010 г.- 416 с.

2. Античная философия. Энциклопедический словарь: — Санкт-Петербург, Прогресс-Традиция, 2008 г.- 896 с.

3. Очерки доисторических цивилизаций: Чарльз Ледбитер — Москва, Амрита-Русь, 2008 г.- 128 с.

4.  Солнце Эллады. История афинской демократии: И. Е. Суриков — Москва, Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государствен, 2008 г.- 376 с.

5.  Цивилизация Древней Греции: Франсуа Шаму — Москва, У-Фактория, АСТ Москва, 2009 г.- 368 с.

6. Цивилизация. Новая история Западного мира: Роджер Осборн — Москва, АСТ, Астрель, 2010 г.- 786 с.

7. Цивилизация: Роджер Осборн — Санкт-Петербург, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2008 г.- 784 с.

8.  Эллинистическая цивилизация: Франсуа Шаму — Санкт-Петербург, У-Фактория, АСТ Москва, 2008 г.- 480 с.

 


Информация о работе Античная цивилизация: разные модели государственного устройства и хозяйство, древнегреческий полис и его хозяйство