Черная металлургия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание

Цель работы: Черная металлургия России: ресурсная база, особенности и размещения.

Задачи:
определить значение черной металлургии для экономики РФ;
рассмотреть отраслевую структуру черной металлургии;
изучить торговлю сырьем и материалами и торговлю конечной продукцией;
выявить проблемы развития в отдельных экономических районах

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы развития и размещения черной металлургии……………………………………………………………………....6
1. 1. Место черной металлургии в экономике России………………………….6
1. 2. Отраслевая структура черной металлургии……………………………….8
1. 3. Факторы размещения черной металлургии……………………………10
1. 4. Теории размещения регионального производства.…………………….15
Глава II. Анализ развития и размещения черной металлургии………………21
2. 1. Ресурсы и объемы добычи сырья в РФ…………………………………..21
2. 2. Металлургические предприятия………………………………………….29
Глава III. Направление совершенствования черной металлургии России…...33
3. 1. Торговля сырьем и материалами……………………………………….33
3. 2. Торговля конечной продукцией………………………………………….34
3. 3. Проблемы развития в отдельных экономических районах……………..38
Заключение………………………………………………………………….…..41
Список использованной литературы…………………………………………..44
Приложения……………………………………………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 813.50 Кб (Скачать документ)

     Запасы  разведанных железных руд в мире постоянно увеличиваются по мере развертывания геологоразведочных работ. Так, мировые запасы разведанных  и разрабатывавшихся железных руд  в 1922 г. оценивались в 35,5 млрд. т, а вероятных в 98,2 млрд. т. В начале 90-х гг. общегеологические запасы по разным оценкам составляли от 400 до 800 млрд. т, из которых на разведанные приходилось 150-185 млрд. т. Таким образом, несмотря на интенсивное извлечение железных руд, постигающее в последние годы 1 млрд. т, их разведанные ресурсы в мире не только не уменьшились, но в целом существенно возросли. 

     1. 3. Факторы размещения черной металлургии

     В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия. Металлургия России, обеспечивая производство и научно-техническое развитие практически всех отраслей промышленности, базируется на отечественных сырьевых ресурсах, ориентируясь на зарубежного и российского потребителя. На долю России приходится 14% производства товарной железной руды и 10–15% цветных и редких металлов, добываемых в мире.

     По  объему производства, потребления и  внешнеторговому обороту черные, цветные и редкие металлы, а также  первичная продукция из них занимают второе место после топливно-энергетических ресурсов. Железные руды и первичная продукция черной металлургии, алюминий, никель, медь остаются важной статьей экспорта страны. Крупные металлургические предприятия имеют районообразующее значение. При их возникновении формируется ряд взаимосвязанных отраслей — электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, металлоемкое машиностроение, разнообразные сопутствующие отрасли и, конечно же, транспорт.

     Черная  металлургия 

     Черная  металлургия служит базой для  развития машиностроения и металлообработки, и ее продукция находит применение практически во всех сферах экономики. Она охватывает такие стадии технологического процесса, как добыча, обогащение и агломерация руд черных металлов, производство огнеупоров, добыча нерудного сырья, коксование угля, производство чугуна, стали и проката, ферросплавов, вторичный передел черных металлов и др. Но основу черной металлургии составляет производство чугуна, стали и проката.

     Россия  наряду с США, Японией, Китаем и Германией, входит в ведущую пятерку мировых производителей черных металлов. В 2004 г. в России было произведено 105 млн. т железной руды, 51,5 млн. т чугуна, 72,4 млн. т стали и 59,6 млн. т готового проката.

     На  территориальную организацию черной металлургии оказывает влияние:

  • концентрация производства, по уровню которой Россия занимает ведущее место в мире — металлургические заводы полного цикла Липецка, Череповца, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Новотроицка, Челябинска и Новокузнецка производят более 90% чугуна и около 89% российской стали;
  • производственное комбинирование, означающее объединение на одном предприятии нескольких взаимосвязанных производств различных отраслей;
  • материалоемкость производства, обеспечивающая 85–90% всех затрат по выплавке чугуна (на производство 1 т чугуна идет 1,5 т железной и 200 кг марганцевой руды, 1,5 т угля, свыше 0,5 т флюсов и до 30 м3 оборотной воды);
  • высокая энергоемкость, которая выше, чем в развитых странах мира;
  • высокая трудоемкость на отечественных металлургических предприятиях.

     Производственную  базу черной металлургии составляют предприятия полного цикла: чугун — сталь — прокат, а также заводы, выпускающие чугун — сталь, сталь — прокат и раздельно чугун, сталь, прокат, относящиеся к передельной металлургии. Выделяется малая металлургия, или производство стали и проката на машиностроительных заводах в основном из металлолома.

     Факторы размещения предприятий черной металлургии  чрезвычайно разнообразны. Черная металлургия  полного цикла располагается  либо вблизи источников сырья (Уральская  металлургическая база, металлургическая база центральных районов европейской части), либо вблизи топливных ресурсов (Западно-Сибирская металлургическая база), либо между источниками сырья и топливными ресурсами (Череповецкий металлургический завод).

     Предприятия передельной металлургии, использующие в качестве сырья в основном металлический лом, ориентируются на районы развитого машиностроения и места потребления готовой продукции. Еще теснее связана с машиностроительными заводами малая металлургия.

     Особыми факторами размещения отличается производство электросталей и ферросплавов. Электростали производят вблизи источников электроэнергии и металлического лома (г. Электросталь Московской обл.). Ферросплавы — сплавы железа с легирующими металлами — получают в доменных печах или электротермическим способом на металлургических предприятиях и специализированных заводах (Челябинск). Таблица 1. Основные факторы размещения предприятий черной металлургии.  (Приложение 1)

     Природной основой черной металлургии служат источники металлического сырья и топлива. Россия хорошо обеспечена сырьем для черной металлургии, но размещены железные руды и топливо на территории страны неравномерно.

     По  запасам железной руды Россия занимает первое место в мире, из которых  более половины сосредоточены в  европейской части страны. Крупнейшим железорудным бассейном является Курская магнитная аномалия, расположенная в Центрально-Черноземном районе. Основные запасы железных руд КМА, признанных лучшими в мире по качеству, сосредоточены в Лебединском, Стойленском, Чернянском, Погромецком, Яковлевском, Гостищевском и Михайловском месторождениях. На Кольском полуострове и в Карелии эксплуатируются Ковдорское, Оленегорское и Костомукшское месторождения. Значительные ресурсы железных руд на Урале, где месторождения (Качканарская, Тагило-Кушвинская, Бакальская и Орско-Халиловская группы) тянутся с севера на юг параллельно Уральскому хребту. Выявлены месторождения железных руд в Западной (Горная Шория, Рудный Алтай) и Восточной Сибири (Ангаро-Питский, Ангаро-Илимский бассейны). На Дальнем Востоке перспективна Алданская железорудная провинция и Олекмо-Амгуньский район в Якутии.

     Запасы  марганца и хрома в России ограничены. Разрабатываются месторождения  марганца, представленные в Кемеровской (Усинское) и Свердловской (Полуночное) областях, хрома — в Пермском крае (Сараны).

     Крупнейшим  производителем чугуна и стали в  России с ХVIII в. остается Уральская  металлургическая база, которая является наиболее полифункциональной и дает 47% черных металлов в стране. Она  работает на привозном топливе — уголь Кузбасса и Караганды (Казахстан) — и рудах КМА, Казахстана (Соколовско-Сорбайские), местном Качканарском месторождении. Здесь действуют предприятия полного цикла (Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новотроицк), передельные (Екатеринбург, Ижевск, Златоуст, Лысьва, Серов, Чусовой), по производству доменных ферросплавов (Серов, Челябинск), по выпуску трубопроката (Первоуральск, Каменск-Уральский, Челябинск, Северск). Это единственный регион в стране, где выплавляются природно-легированные металлы (Новотроицк, Верхний Уфалей) и чугун на древесном угле. На восточных склонах Уральских гор расположены предприятия полного цикла, на западных — предприятия передельной металлургии.

     Второй  по значению является Центральная металлургическая база, охватывающая Центрально-Черноземный, Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный экономические районы, а также Верхнее и Среднее Поволжье. Она полностью работает на привозном топливе (донецкие, печорские угли), ядром ее является ТПК КМА.

     На  территории Центральной металлургической базы расположен ряд основных предприятий и производств. В Центральном Черноземье осуществляется выплавка чугуна и доменных ферросплавов (Липецк), находится Новолипецкий завод полного цикла, в Старом Осколе — единственный в России электрометаллургический комбинат. В Центральном районе действует Новотульский комбинат полного цикла, завод по выплавке литейного чугуна и доменных ферросплавов (Тула), Орловский сталепрокатный завод, Московский передельный завод “Серп и молот”, комбинат “Электросталь”. Череповецкий завод, расположенный в Северном районе, использует железные руды Кольского полуострова и каменный уголь Печоры. В Волго-Вятском районе находятся металлургические заводы Выксы и Кулебак. В Верхнем и Среднем Поволжье передельная металлургия развивается во всех машиностроительных центрах — Набережных Челнах, Тольятти, Ульяновске. Энгельсе и др.

     Новая Сибирская металлургическая база формируется  на территории Сибири и Дальнего Востока. Сырьем являются руды Горной Шории, Хакасии  и Ангаро-Илимского бассейна, топливом служат угли Кузбасса. Производство полного цикла представлено в Новокузнецке (Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты). Здесь же работает завод по производству ферросплавов, передельные заводы — в Новосибирске, Петровске-Забайкальском, Гурьевске, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре. 
На Дальнем Востоке черная металлургия будет развиваться в направлении создания заводов полного цикла на основе месторождений якутских углей и железорудных месторождений Алданской провинции, которая обеспечила бы потребности региона в металле и устранила бы дорогостоящие перевозки миллионов тонн металла.

     В последние годы происходит процесс  интенсивной реконструкции и  технического переоснащения отрасли. Однако пока черная металлургия России в техническом и технологическом отношении существенно уступает аналогичным производствам в развитых странах. У нас до сих пор существует устаревшая технология мартеновского производства стали, беден ассортимент проката, низка доля высококачественных марок металла. 

      1. 4. Теория размещения черной металлургии

     В. Лаунхардт внес важный вклад в  начальный этап разработки чистой теории благосостояния и стал одним из немногих в то время немецких инженеров-экономистов  в Германии, которые поддержали традицию, заложенную И.Г. фон Тюненом.

     В 1882 г. он написал труд «Определение рационального штандарта промышленного  предприятия», в которой правильный выбор места для размещения промышленного  предприятия обосновывал минимизацией транспортных издержек доставки сырья, вспомогательных материалов и готовых изделий. Таким образом, была впервые осуществлена попытка обращения к проблеме оптимального размещения промышленных предприятий.

     В. Лаунхардт четко изложил так  называемую «проблему трех точек» в  классической теории размещения, а именно как определить оптимальное место для размещения предприятия, которое производит один вид продукции, при постоянных удельных издержках производства, работает на данный, определенный рынок сбыта и располагает двумя источниками сырья и материалов.

     В. Лаунхардт начинает свое исследование с заявления о том, что его  решение проблемы оптимального размещения производства абстрагируется от различий в ценах земельных участков, наличия  водных или трудовых ресурсов, а  также ставки заработной платы. Далее он излагает проблему трех точек и решает ее тремя различными способами. Первый предполагает использование тригонометрии для построения вспомогательного «треугольника весов», стороны которого пропорциональны транспортным издержкам производителя на одну милю перевозки грузов между тремя точками. Второй способ предусматривает использование модели в духе теоретической механики XVIII в.: линии, исходящие из трех данных точек и ведущие в точку неизвестного оптимального местонахождения предприятия, уподобляются линиям приложения сил. Чтобы продемонстрировать модель в действии, нужно использовать связанные узлом веревки и металлические гирьки и найти точку, в которой физическая система обладает минимальной потенциальной энергией. Третий способ предполагает построение геометрического «полюса» в точке потребления продукции в «треугольнике размещения». Далее анализ обобщается для четырех и более фиксированных точек, то есть для случая со многими рынками сбыта и многими источниками сырья. В результате делается вывод, что оптимальным местом размещения будет то, где общие транспортные издержки на единицу производимой продукции будут минимальными. И это считается его главным открытием.

     Нам представляется, что в работе «Определение рационального штандарта промышленного  предприятия» можно найти еще ряд вопросов, представляющих определенный интерес. На ее последних страницах поднимается проблема, как с наименьшими затратами достичь существующей транспортной сети в условиях, когда все маршруты представляют собой прямые линии, а функция транспортных издержек линейна. Количество отдельных оригинальных идей в этой, в обще-то небольшой по объему статье, даже с позиций сегодняшнего дня, ошеломляет: впервые поставлена проблема минимизации затрат в результате рационального размещения промышленного предприятия при данном, фиксированном рынке сбыта; впервые перечислены экономические силы, помимо уже отмеченных транспортных тарифов, которые оказывают влияние на выбор наиболее рационального размещения производства; представлены все три метода решения «проблемы трех точек», которые были известны еще до изобретения линейного программирования в наше время; впервые получено решение простой (классической) транспортной задачи применительно к железнодорожному транспорту. Впечатление от статьи лишь несколько снижается из-за ошибочного заявления Лаунхардта о том, что он к тому же решил «проблему n точек» в теории размещения, из-за того, что все его решения относятся лишь к линейной функции транспортных издержек, а также из-за того, что он совсем не затронул вопрос о том, где размещать промышленные предприятия, когда и потребители, и поставщики сырья рассредоточены в пространстве, а не сконцентрированы в одной точке. Но данный недостаток был исправлен В. Лаунхардтом в работе «Математическое обоснование учения о народном хозяйстве» написанной в 1885 году, которая в значительной степени посвящена проблеме определения оптимальных районов продаж для конкурирующих между собой производителей, сосредоточенных в одной точке и обслуживающих потребителей, равномерно рассредоточенных в экономическом пространстве. В ней также отводится много места поиску решения проблемы, обратной сформулированной И.Г. фон Тюненом: определению оптимального района снабжения для конкурирующих между собой потребителей, сосредоточенных в одной точке, но приобретающих товары у производителей, рассредоточенных в экономическом пространстве.

Информация о работе Черная металлургия