Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:06, курсовая работа
Экономико-географическая характеристика Северного экономического района Российской Федерации.
Характеристика транспортной сети Северного экономического района. Северная железная дорога.
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящих в район тяготения.
5. Трубопроводный транспорт.
Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В Ухтинском
нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую
нефть
на Ухтинский
нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод
нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть
Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ. Два
магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-Петербург, Ухта - Вологда -
Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу газа Санкт-
Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. Сводом в действие в 80-
е годы магистрального газопровода Ухта - Рыбинск - Торжок увеличилась подача
газа
этим промышленным центрам, а также
стала возможным часть
газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший название «Сияние
Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми
месторождениями
севера Тюменской области.
6. Воздушный транспорт.
Крупные аэропорты действуют в наиболее отдаленных центрах региона - Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре.
В Архангельской
области действует крупнейший в
России ракетно-космический центр
в Плесецке. В состав космодрома
входит комплекс «Рокот», осуществляющий
коммерческие запуски баллистических
ракет, доставляющих искусственные
спутники на околоземную орбиту. Комплекс
эксплуатируется совместным российско-германским
предприятием «Еврокот», он предназначен
для запуска космических аппаратов массой
до 2 тонн.
Раздел
III. Расчет густоты железнодорожной
сети по областям, входящих
в район тяготения.
1. Показатель, характеризующий густоту сети Dt как отношение ее протяженности L к площади территории района S:
2. Показатель, характеризующий густоту сети Dн как отношение ее протяженности L к численности населения N:
3. Показатель, характеризующий относительную густоту сети Dtн , определяемую исходя из размеров территории района S и численности ее населения N:
;
.
Расчеты:
Вологодская область.
Архангельская область.
Мурманская область.
Республика Карелия.
Республика Коми.
По району.
Административно- территориальная единица | Территория,
S, тыс. км. кв. |
Население,
N, тыс. чел. |
Эксплуата-
ционная длинна железных Дорог, L, км. |
Густота
железных дорог,
D | ||
Dt |
Dн |
Dtн | ||||
Вологодская область | 145,7 | 1333,7 | 768 | 5,3 | 0,6 | 1,8 |
Архангельская область | 410,7 | 1446,2 | 1917 | 4,7 | 1,3 | 2,5 |
Мурманская область | 144,9 | 1034,5 | 891 | 6,2 | 0,9 | 2,4 |
Республика Карелия | 172,4 | 775,2 | 2101 | 12,2 | 2,7 | 5,7 |
Республика Коми | 415,9 | 1162,9 | 1557 | 3,7 | 1,3 | 2,2 |
По району | 1466,3 | 5798,2 | 7234 | 4,9 | 1,3 | 2,5 |
Вывод: самая высокая
густота в Республике Карелия, а самая
низкая в Вологодской области.
Заключение.
Для Северного экономического района из-за специфических природных,
экономических
условий и своеобразия
важным
фактором перехода к рынку являются
всемерное улучшение
природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение
транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и
других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое
комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих
технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой
зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и
железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.
Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям
заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с
комплексным
освоением разнообразных
ресурсов,
в том числе ценнейших
промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких
металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся
также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая
при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов,
рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого
бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм
предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к
рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая
преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного
комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением
действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на
рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-
экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные
формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов,
технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами
предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные
ресурсы,
создавать разнообразные
свободные
экономические зоны.
Список литературы:
1. Лапидус Б.М., Ф.С. Пехтерев, Н.П. Терешина. Регионалистика. – М, 2001.
2. http://www.szd.rzd.ru/
3. http://www.allrailways.ru/
4. http://arhpress.ru/sevmag/
5. http://www.biographica.ru/
6. В. И. Видяпин, М.В. Степанов. Экономическая география транспорта. – М, 2009.
7. http://www.transsib.ru/cat-
8. http://www.rzd.ru/
Информация о работе Характеристика Северного экономического района Российской Федерации