Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
Экономическая система Монголии накануне начала рыночных реформ. Выбор «шоковой» модели реформирования. Основные направления экономических преобразований. Либерализация хозяйственной деятельности, освобождение цен. Институциональные преобразования; приватизация государственной и кооперативной собственности. Финансовая стабилизация. Роль государства в экономике современной Монголии. Первые результаты реформ, их воздействие на экономику и социальную сферу. Перспективы углубления рыночных реформ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 3
2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 6
3. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТРАНЫ В МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 7
4. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ВНП, ВВП, ИНФЛЯЦИЯ, ЗАНЯТОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ) ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5-6 ЛЕТ 9
5. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 11
6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОРОТ И СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА 16
7. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА С ДРУГИМИ СТРАНАМИ 20
8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ СТРАНЫ НА СОВРЕМОМ ЭТАПЕ С 2000 г. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...
5.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ.
Сегодня экономика Монголии находится в процессе перехода к рынку. В результате проводимых в стране рыночных реформ за последние 10 лет были созданы экономические, политические и правовые основы функционирования рыночных институтов. Была проведена значительная работа в области разработки законодательства, соответствующего мировым стандартам. Большую роль в этом процессе принадлежит государству. Правительство нацелено на дальнейшее углубление экономических и социальных реформ, чтобы обеспечить гладкий переход к рынку. Основной целью Правительства является обеспечение стабильного и высокого темпа роста экономики и повышения благосостояния населения. Основная задача - повышение конкурентоспособности отечественного производства и наиболее полное использование внутренних ресурсов. Причем приоритетное значение придается таким мерам, как восстановление национальной промышленности, диверсификации экономики, расширение производства экспортной продукции, поощрения и привлечения прямых иностранных инвестиций, более эффективного использования иностранной помощи и кредитов, борьба с безработицей и бедностью, укрепление структуры социального страхования и обеспечения, поддержка наименее развитых регионов. Г осударство для управления экономикой использует только монетарную и фискальную политику, разрабатывает законодательство с целью создания свободной конкуренции и поддержки частного бизнеса и следит за его соблюдением. Сегодня до 80% ВВП обеспечивается частным бизнесом.
Рассмотрим структуру экономики Монголии. Монголия – аграрно-индустриальная страна. Основу экономики составляет сельское хозяйство и добывающая промышленность. При этом структура ВВП в 2004г. следующая: 21,3% общего выпуска приходится на долю сельского хозяйства, 28,2% - на долю промышленности, 50,5 % - сфера услуг.
В сельском хозяйстве приоритетное внимание уделяется животноводству. В стране традиционно разводят «пять видов скота» - овец, коз, лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки). В пригородах разводят свиней, птицу, в горах – яков. Мясное и молочное животноводство базируется на естественных пастбищах, занимающих около 80% территории. Таблица 3 наглядно показывает приоритетное значение животноводства по сравнению с земледелием, так как большая часть земли используется под пастбища. Домашний скот помимо мяса, молока, шерсти дает кожевне сырье, пух, конский волос.
Промышленность была создана за годы народной власти. Основные отрасли промышленности: горнодобывающая промышленность (уголь, медь и золото), на которую приходится до 49% промышленного выпуска, легкая промышленность, пищевая промышленность, производство строительных материалов.
Монголия обладает большими минеральными запасами, на базе которых с помощью СССР были созданы и продолжают работать совместные предприятия. В 1980-е гг. были пущены мощный медно-молибденовый горнообогатителный комбинат «Эрдэнэт», комбинат по производству плавиково-шпатового концентрата «Хэрэлен». Легкая промышленность базируется на переработке животноводческого сырья – шерсти, шкур, и кож. Развито производство кашемира, а также шерстяное, кожевно-обувное, овчино-шубное, ковровое производство. В городах и аймачных центрах имеется пищевая промышленность. В Улан-Баторе, Дархане, Чойбалсане развивается промышленность строительных материалов. Есть предприятия по производству медикаментов и биопрепаратов. Деревообрабатывающая промышленность выпускает пиломатериалы, мебель, каркасы для юрт, сборные дома.
Транспорт и связь. Для огромной территории Монголии дороги и транспортные средства развиты недостаточно. С севера на юг страну пересекает Трансмонгольская железная дорога протяженностью 1100 км, важный транзитный путь из России в Китай. Общая протяженность железных дорог – 1815 км. Автодороги (более 50 000 км) связывают города и центры аймаков. Подавляющая часть дорог – улучшенные грунтовые, есть также дороги с твердым покрытием. Разрабатывается проект «Дороги тысячелетия», рассчитанный на 12 лет – строительство автомобильной магистрали через всю Монголию от монголо-китайской границы до границы РФ. По степным равнинам автомобиль может передвигаться и по бездорожью. Важными видами транспорта в Гоби остаются лошади и верблюды. Действуют регулярное авиасообщение с центрами всех аймаков. Близ Улан-Батора расположен международный аэропорт Богдо-Ула. Монгольское правительство обеспечило все аймаки страны связью, они также подключены к сети Интернет. В каждом аймаке теперь можно пользоваться мобильным телефоном. Радиорелейные линии переводятся на цифровую систему.
Банки. Среди общего числа банков у государства в полной собственности находится головной банк страны – Монголбанк, функционирует еще 14 частных банков, среди которых один частный иностранный банк. Для улучшения финансового потенциала правительство Монголии сотрудничает с Всемирным банком и МВФ.
Туризм. В целом нетронутая природа Монголии, мало измененная человеком, привлекает приверженцев экологического туризма. В Монголии существует более 400 туристических организаций. Старейшая из них – организация по обслуживанию иностранных туристов «Жуулчин» (1954). Успешно развиваются такие виды туризма, как групповой и индивидуальный, туры для охоты и рыбной ловли, фото-сафари, горный туризм, автомобильные и конные маршруты, туры по интересам и др.
Монголия добилась значительных успехов на пути перехода к рынку, достижения макроэкономической стабилизации. Благодаря успешным действиям Правительства в проведении реформ с 1994г. в Монголии начинается экономический рост. Темпы роста за период 1994-1999гг в среднем составили 3-4% в год. Однако в 2000-2001 гг. темпы роста ВВП несколько снизились, в основном в связи с ухудшением погодных условий и падением мировых цен на товары, представляющие важнейшие статьи монгольского экспорта. Тем не менее, в 2002-2003 гг. темпы роста ВВП вновь стали расти.
С 2002 г. состояние экономики начало значительно улучшаться, стабилизировалась макроэкономическая ситуация, экономический рост достиг 3,9% против 1,1% в 2001г. В 2003 г. рост ВВП составил 5,5 %, а в 2004 г. - достиг рекордного значения за все время переходного периода - 10,6%, это произошло во многом благодаря рациональной макроэкономической политике Правительства, направленной на стимулирование социально-экономического развития страны, развитию частного сектора, росту внутренних и иностранных инвестиций, а также благоприятным климатическим условиям и росту цен на основные товары экспорта. В 2004 году объем ВВП составил 5332 млн. долл., по этому показателю Монголия занимает 152 место в мире, ВВП на душу населения составил 1900 долл.
В 2000-2002гг. сельское хозяйство переживало кризис. Спад за три года составил 37%. Огромный вред хозяйству был нанесен в результате изменения погодных условий. В результате бескормицы в начале 2000 г. погибло около 10 млн. животных. Многие животноводы (араты) лишились основного источника существования. Поголовье скота на 2003 г. составляло 23 млн. голов, сокращение по сравнению с предыдущим годом составило 10-12%. Снизился сбор зерновых. В 2003 г. наметились положительные тенденции: поголовье скота увеличилось до 28 млн. голов, или на 21% по сравнению с предыдущим годом, однако урожайность основных культур продолжила снижаться. Общий объем выпуска продукции сельского хозяйства вырос на 5,8% в 2003 и на 18,9% в 2004г. Таким образом, началось оздоровление сельского хозяйства, которое внесло свой положительный вклад в подъем экономики Монголии.
В целом Правительство проводило достаточно успешную политику по борьбе с инфляцией – одной из основных проблем переходного периода. С 1998г удалось снизить инфляцию до уровня ниже 10%, в 2002г. - 1,6% и 4,7% в 2003г. Однако в 2004г. инфляция достигла 11%, наивысшего с 1998г. показателя, что связано с высокими мировыми ценами на нефть, так как это один из основных импортных товаров Монголии. Монголия относится к странам, интенсивно потребляющим энергию в целях обогрева в холодное зимнее время, при достаточно больших расстояниях транспортировки.
Таким
образом, Монголии в последние годы
удалось провести в целом успешный
процесс демократизации и либерализации
экономики, добиться положительных показателей
роста ВВП. Пережив экономический спад
после развала СССР, и начала переходного
периода Монголии удалось стабилизировать
макроэкономическую ситуацию, которая
в дальнейшем сменилась подъемом. Среднегодовые
темпы роста после 1994г. составляют 4%, а
в 2004 г. этот показатель составил 10,6%. Значительный
рост ВВП был обусловлен ростом объемов
выпуска сельского хозяйства, добывающей
промышленности, в результате сочетания
благоприятных погодных условий и высоких
мировых цен на медь, золото, кашемир, развития
частного бизнеса. Увеличение налоговых
поступлений позволило снизить дефицит
бюджета до его исторического минимума.
Правильная и последовательно осуществляемая
политика правительства, реформы, и развитие
частного сектора будет в дальнейшем также
способствовать экономическому росту
и повышению уровня жизни населения.
6.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ОБОРОТ И СТРУКТУРА
ЭКСПОРТА И ИМПОРТА
Вопросами внешней торговли и разработкой политики в этой сфере в Монголии занимаются Министерство промышленности и торговли, Министерство по таможне и тарифам. Агентство по внешней торговле и инвестициям занимается вопросами развития внешней торговле и привлечения иностранных инвестиций.
С началом реформ, направленных на переход к рынку Правительство Монголии проводит политику, направленную на поддержку и развитие внешней торговли. Опираясь на помощь стран-доноров и международных организаций Монголия пытается найти свою нишу на международных рынках. В сравнении с другими странами с переходной экономикой Монголии удалось добиться значительных результатов в либерализации внешней торговли.
Монголия находится в процессе переговоров с Россией и Китаем о подписание соглашения о транспортном транзите, которое позволило бы перевозить товары из Монголии через территорию этих стран в третьи страны. Это соглашение имеет ключевое значения для экономики Монголии, в условиях отсутствия выхода к морю. при положительном решении вопроса о формировании единой энергетической системы, включающей страны Северо-восточной Азии, Монголия сможет получать более дешевую электроэнергию.
Динамика внешней торговли. С началом реформ объемы внешней торговли сократились практически в два раза. С середины 90-х гг. Монголия постепенно расширяла свое участие в мировой торговле. Экспорт увеличился с 473,3 млн. долл. в 1995г до 853,3 млн. долл. в 2004г. Импорт – со 415,3 млн. долл. до 1011,6 за тот же период. Таким образом, налицо рост показателей товарооборота, но объемы импорта практически на протяжении всего периода превышали объемы экспорта. В 2000-2002 наблюдалось падение темпов роста экспорта и импорта, это связано с падением мировых цен на основные товары монгольского экспорта. В 2001г. показатели прироста экспорта были отрицательными. С 2003г. ситуация начала улучшаться. При этом в 2004г. наблюдались значительные темпы роста внешней торговли: объем внешнеторгового оборота увеличился на 31,6%, экспорт вырос на 38,6%, импорт - на 26,3%. В целом торговый дефицит впервые за последние пять лет снизился (на 14,5%) и составил 158,3 млн. долл.
Торговля услугами представлена в основном туризмом. В последние годы эта отрасль успешно развивается и с каждым годом приносит все больший доход. В 2004 г. Монголию посетило 305,617 иностранных граждан, из которых 300,537 были туристами, доходы от туризма составили 185,1 млн. долл., что на 42,1 млн. долл. или на 29,4% больше чем в предыдущем году.
Итак, объемы внешней торговли Монголии за период 1995-2004гг. возросли. Экспорт увеличился с 473,3 млн. долл. до 853,3 млн. долл. Импорт – со 415,3 млн. долл. до 1011,6 млн. долл. При сальдо положение торгового баланса на протяжении всего периода было отрицательным. Около 90% представлено всего тремя основными товарами: медь, золото и кашемир, что свидетельствует о низкой диверсификации экспорта и экономики в целом. Из-за низкого развития внутреннего производства, импортируется широкий круг товаров: от продовольственных до машин и оборудования. Монголии удалось существенно расширить свои внешнеторговые связи, которые охватывают около 80 стран. При этом основными ее партнерами являются Китай, Россия, США, Япония, Корея. Следует отметить, что важнейшим импортером и экспортером является Китай, его доля, как в экспорте, так и в импорте растет и составляет 52% и 31% соответственно в 2004г.
В 2004г рост мировых цен на нефть оказал негативное влияние на социально-экономическое развитие страны. В 2004 году импорт нефтепродуктов составил 20,8% всего импорта Монголии, при этом на 89,4% - это импорт из России. Поэтому также сказывается негативное влияние роста налогов на экспорт нефти и минеральных ресурсов в России. В 2004 году цены на бензин достигли пика: цена А-75 увеличилась на 40,9%, цена А-93 на 46,3%, цены дизельного топлива увеличилась на 63,8% по сравнению с предыдущим годом. Рост цен на ресурсы спровоцировал увеличение цен потребительских товаров. Инфляция в 2004г. составила 11%. Стоимость импорта возросла на 26,3%. При этом импорт минеральных продуктов увеличился на 38,9%, импорт бензина на 42,1%.