Следует
отметить следующие достижения и
благоприятные факторы в сфере
международной торговли для Монголии:
- Значительный
рост объемов внешней торговли (на 32% в
2004г.), рост цен на основные товары экспорта,
улучшение торговых условий, сокращение
дефицита торгового баланса
- Рост доходов
от туризма
- Значительные
успехи в либерализации внешней торговли,
достижении открытости экономики и диверсификация
внешних связей, Монголия имеет торговые
связи с более чем 80 странами. Основными
партнерами остаются Китай и Россия, также
развиваются связи с США, ЕС, Японией, Кореей
и другими
- Забота правительства
о развитии внешней торговли и экспорта
- Современная
правовая база в сфере международной торговли
- Членство
в ВТО, соглашения о свободной торговле,
участие в системе тарифных преференций
В
сфере внешней торговли Монголия
испытывает те же трудности, что и большинство
развивающихся стран:
- сырьевая
направленность экспорта - 90% составляют
всего 3 статьи: медь, золото, кашемир, Монголия
нуждается в диверсификации экспорта
- кризис перерабатывающей
промышленности, низкий технологический
уровень производства приводят к не конкурентоспособности
продукции обрабатывающей промышленности
на мировых рынках
- широкий круг
потребительских и промышленных товаров
поступает за счет импорта
- отрицательный
торговый баланс
- слабое развитие
инфраструктуры, в первую очередь, транспорта
Также
есть сложности, специфические для
Монголии:
- отсутствие
выхода к морю, а следовательно, к внешним
рынкам. Ближайший морской порт, который
можно использовать для экспортно-импортных
операций, находится за 1,5 тыс. км. в Китае
- длительные
расстояния транспортировки, приводят
к дополнительным издержкам
- стратегически
важные виды продукции все более становятся
зависимыми от Китая, так как в Китай экспортируется
до90% меди, 100% молибдена, большая часть
шерсти, кожи – существует угроза стать
сырьевым придатком южного соседа
- основные
продукты питания, импортируемые из Китая:
мука, сахар, рис, фрукты, составляют большую
часть импорта, что негативно влияет на
продовольственную безопасность страны
- большая зависимость
от цен на нефть, которая на 90% поставляется
из России, так как Монголия относится
к странам, интенсивно потребляющим энергию
в целях обогрева в холодное зимнее время,
при достаточно больших расстояниях транспортировки
7.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
С ДРУГИМИ СТРАНАМИ
В
качестве сравнительной характеристики
с другими странами можно выделить положительные
и отрицательные факторы, влияющие на
внутреннее развитие страны, а также определяющие
потенциал ее участия в МЭО.
Среди
предпосылок, способствующих росту
ее экономики и активного вовлечения
в МЭО, можно выделить следующие:
- Выгодное
геополитическое положение между Россией
и Китаем, большими и активно развивающимися
рынками
- Обширная
территория, значительные земельные ресурсы
- Природно-климатические
условия, благоприятные для развития животноводства
- Экологически
чистая среда и нетронутая природа
- Резервы трудовых
ресурсов в связи с высокими темпами прироста
трудоспособного населения
- Преобладание
молодого и образованного населения
- Разнообразная
минерально-сырьевая база промышленности,
наличие сельскохозяйственного сырья
для развития пищевой и легкой промышленности
- Разработана
благоприятная правовая среда для развития
бизнеса, продолжаются реформы
- Стабильная
политическая обстановка
- Государством
осуществляется поддержка производства
и экпортоориентированных отраслей
- Экономический
рост, значительный рост показателей добывающей
промышленности и сельского хозяйства,
сокращение дефицита бюджета
- Развитие
частного бизнеса
- Относительно
устойчивый валютный курс
- Социально-ориентированная
политика правительства
Отрицательные
особенности:
- Отсутствие
выхода к морю, отдаленность Монголии
от морских портов, а следовательно от
перспективных рынков Азии и Европы.
- Зависимость
сельского хозяйства от неблагоприятных
природно-климатических условий, которые
вызывают падеж скота и спад производства
- Малочисленное
население и низкую его плотность, редкая
заселенность подавляющей части территории
- Отсутствие
нефтяных месторождений, при высокой потребности
- Низкий уровень
диверсификации экономики, кризисное
положение перерабатывающей промышленности
- Высокая зависимость
экономики от внешних факторов: цен на
основные экспортные товары и погодных
условий.
- Низкий уровень
технологического развития, изношенность
оборудования в производстве и сельском
хозяйстве
- Низкий уровень
развития инфраструктуры: транспорт, связь,
банки
- Острый дефицит
денежных ресурсов, большая зависимость
от помощи стран доноров, проблема долга
- Острые социальные
проблемы: жизненный уровень населения
низкий, безработица в городах не сокращается,
инфляция
- Узость внутреннего
рынка из-за малочисленности населения
и низкого платежеспособного спроса
- Неравномерное
развитие регионов
Таким
образом, положительные факторы
– это те конкурентные преимущества,
которые Монголии необходимо развивать,
для того чтобы занять соответствующее
положение в системе мирового хозяйства.
Но также для Монголии характерны проблемы,
присущие странам с развивающейся экономикой,
такие как низкая диверсификация производства,
острые социальные проблемы, зависимость
от внешнего финансирования; а также проблемы
специфические только для этой страны,
такие как отсутствие выхода к морю, большая
зависимость экономики природно-климатических
условий и от цен на основные экспортные
товары. Монголии необходимо искать пути
решения этих проблем.
8.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ
СТРАНЫ НА СОВРЕМОМ
ЭТАПЕ С 2000 г.
По
итогам выборов в Великий государственный
хурал в 2000 г. правительство образовано
из представителей МНРП. В качестве
программы своей деятельности оно
определило промежуточную стратегию
и приступило к ее осуществлению, дав
начало новому этапу экономического и
социального развития страны. За прошедшее
время осуществлен ряд мер по усовершенствованию
управления экономикой:
•
подтверждены основные направления
приватизации государственного имущества
на 2001-2004 гг., в том числе стратегических
предприятий (включая коммерческие банки);
•
уменьшены внутренние бюджетные
долги (между бюджетными организациями,
а также энергетическими структурами);
•
предприняты меры по снижению некачественных
долгов банковской системы;
•
утверждены документы по регулированию
роста объема экспортных поставок,
в том числе сельскохозяйственных
продуктов;
•
намечены меры по улучшению сбора
налогов и расширению базы налогоплательщиков;
•
ускорены реформы в области государственного
управления;
•
для улучшения социального положения
населения осуществлены такие мероприятия,
как предоставление льгот для
обучения школьников и студентов
аратских и многодетных семей, повышение
минимальных размеров зарплаты и
пенсий некоторых слоев населения.
Одна
из важнейших целей промежуточной
стратегии развития Монголии – обеспечение
стабильного и высокого темпа
роста экономики (к концу данного
этапа он достигнет 6%, а уровень
жизни населения, особенно беднейших
слоев, должен повыситься). Основной задачей
является повышение конкурентоспособности
отечественного производства и наиболее
полное использование внутренних ресурсов.
Причем приоритетное значение придается
таким мерам, как восстановление национальной
промышленности, расширение производства
экспортной продукции, укрепление структуры
социального страхования и обеспечения,
улучшение системы распределения доходов,
развитие образования и культуры, развитие
страны по региональному принципу, сокращение
разрыва между центром и периферией, совершенствование
управления, переход к новой системе финансирования.
Кроме того, намечено проводить налоговую,
банковскую, финансовую и информационно-технологическую
политику, направленную на привлечение
и поощрение иностранных капиталовложений.
Правительство
Монголии определило приоритетные направления,
которые должны быть достигнуты в 2005-2010
гг.
1.
Обеспечение стабилизации макроэкономики,
углубление реформ и усиление
реструктуризации. Отмечено, что основным
условием создания благоприятной
среды для развития производства
и сферы обслуживания и повышения жизненного
уровня народа является укрепление стабилизации
макроэкономики. Поэтому ставится задача
проводить такую внешнеторговую, бюджетную,
денежную и финансовую политику, которая
бы позволяла поддерживать баланс основных
показателей экономики, стабильный реальный
курс тугрика и приемлемый уровень инфляции.
Особое внимание будет уделено сокращению
бюджетного и внешнеторгового дефицита.
2.
Оздоровление банковской и финансовой
системы. В этом плане намечается
провести структурную реформу как государственных,
так и коммерческих банков, продолжить
приватизацию в данной сфере, укрепить
руководящий состав банковских и финансовых
организаций (обновить их способными кадрами,
знающими денежный рынок), сформировать
систему взаимной ответственности кредитора
и заемщика, создать правовую базу и механизм
возврата выданных кредитов в срок.
3.
Обеспечение экономического роста
путем восстановления и развития
национальной промышленности и
поддержки экспортного производства.
В целях восстановления и последующего
развития обрабатывающей промышленности
разработаны подпрограммы “Козий пух”,
”Шерсть”, “Кожа”. Намечено проводить
политику поощрения экспорта данных видов
продукции. Планируется максимально использовать
внутренние ресурсы животноводческого
сырья для обеспечения населения качественными
продуктами национального производства,
активно заниматься созданием новых рабочих
мест. Поставлена также задача увеличить
экспорт мяса, отвечающего требованиям
мировых стандартов качества, путем внедрения
новых совершенных технологий его переработки.
Это требует принятия комплексных мер
по оздоровлению скота и борьбе с инфекционными
заболеваниями животных.
4.
Поддержка регионов, предпочтительное
развитие их инфраструктуры. Намечено
сделать упор на развитие инфраструктуры
в провинциях. Дело в том, что из-за отсутствия
там торговой и инфраструктурной сети,
неразвитости рыночных отношений, нехватки
малых и средних предприятий, недостаточности
квалифицированного медицинского, культурного
и образовательного обслуживания происходит
большая миграция населения с периферии
в центр, из сельской местности в города.
Падеж скота, вызванный повторяющимися
в последние годы засухой и дзудом, сокращение
пастбищных угодий, нехватка горючего,
некачественная питьевая вода также побуждают
население к миграции. Поэтому особое
внимание будет уделено периферии, созданию
правовых основ регионального развития
по окружному принципу и государственной
поддержке провинции, что предполагает
использование экономических рычагов,
которые позволили бы населению окраинных
и пустынных областей иметь постоянную
работу на местах. Будет проводиться гибкая
таможенная и налоговая политика, которая
поощряла бы инвестирование и создание
производства и услуг в провинции.
5.
Обеспечение развития человека,
установление социального равенства,
повышение качества всех ступеней образования
и доступности медицинской помощи и других
услуг. Будут осуществлены меры по созданию
условий для получения образования, полному
переходу к системе семейного врача, повышению
уровня здоровья населения.
6.
Сокращение безработицы и бедности,
повышение жизненного уровня
граждан. Одними из острейших
социальных проблем на переходном
этапе стали безработица и
бедность. Отсюда всесторонняя поддержка
занятости и поощрение создания
новых рабочих мест. В частности, намечено
утвердить закон о поощрении трудового
предпринимательства и разработать новую
общенациональную программу сокращения
безработицы.
7.
Согласование социально-экономического
развития регионов с политикой
стабильности и поддержания экологического
равновесия. Правительство намерено добиваться
наиболее приемлемого потребления природных
богатств, чтобы, с одной стороны, оптимально
задействовать соответствующие возможности
и ресурсы регионов, а с другой, обеспечить
экологически уравновешенное экономическое
развитие. Данная задача будет решаться
путем восстановления этих ресурсов, четкого
определения прав и обязательств граждан
по охране природы и создания механизма
заинтересованности граждан в охране
и использовании местных природных богатств.
8.
Усиление земельной реформы. Усовершенствование
правовой базы земельных отношений
должно расширить права граждан
и предприятий на владение
землей и ее использование.
9.
Улучшение среды обитания граждан
за счет снижения загрязненности
воздуха, воды и почвы в крупных городах
и районах, а также с помощью вторичной
переработки мусора и отходов. По мере
миграции населения из провинции в центр
увеличивается заселенность крупных городов,
что приводит к усилению загрязненности
воздуха, воды и почвы, наблюдаются случаи
превышения допустимого уровня загрязненности
в 4-5 раз. Поэтому внимание уделяется таким
вопросам, как обеспечение населения крупных
городов и районов усовершенствованными
печками полного сгорания, сортировка,
транспортировка и вывоз твердых отходов
и мусора, строительство заводов, отвечающих
экологическим требованиям, увеличение
мощности существующих очистительных
сооружений и постройка новых.
10.
Преодоление кризиса власти, создание
современной системы управления,
обеспечивающей безопасность человека.
Задача – усилить ее социальную направленность.
Основными функциями этой системы должны
быть разработка и осуществление государственной
политики, эффективное и оперативное оказание
услуг населению.