Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 00:19, курсовая работа
Данная работа представляет собой экономико-географическую характеристику Юго-Западной Сибири. Данный район выделяется, прежде всего, богатыми месторождениями каменного угля и железных руд; здесь также развиты черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая, атомная и лесная промышленность, а также охотничий промысел, рыболовство, пчеловодство и другие отрасли промышленности и промыслы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I: Общая характеристика природных условий и ресурсов Юго-Западной Сибири …………………………………………..……………………..4
Глава II: Население и трудовые ресурсы………………………………………..7
Глава III: География отраслей хозяйственного комплекса………………….....9
§ 4.1. Топливная промышленность……………………………………….9
§ 4.2. Черная металлургия………………………………………………..12
§ 4.3. Машиностроение…………………………………………………...15
§ 4.4. Химическая промышленность…………………………………….19
§ 4.5. Электроэнергетика…………………………………………………21
§ 4.6. Характеристика АПК.………………………...…............................23
§ 4.7. Транспорт…………………………………………………………...25
§ 4.8. Рекреационные ресурсы…………………………………………...28
Глава IV: Перспективы развития Юго-Западной Сибири…………………….31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………38
Приложение………………………………………………………………………
Эти меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги
обслуживают, в основном, межрегиональные
и транзитные перевозки, а автомобильный
транспорт занимается большей частью
внутрирайонными перевозками.
Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит уголь, металл, концентраты руд цветных металлов и др., ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
Крупные транспортные узлы:
• Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири: через него проходит Транссибирская магистраль, железные и шоссейные дороги. В Новосибирске расположено управление Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейскими регионами России. Человеческие и торговые потоки в значительной степени способствуют развитию города. Новосибирск является также речным портом. Пересечение водных и наземных путей стало дополнительным фактором его роста. Речной порт находится в непосредственной близости от знаменитого моста через Обь. Навигация на Оби состоит из перевозки транзитных грузов на дальние расстояния, местных пассажирских перевозок и добычи песка.
В городе имеется три аэропорта: Толмачёво, Северный, Ельцовка.
• Томск — небольшой железнодорожный узел на однопутной ветви Тайга — Белый Яр (Томская ветвь), соединяющей Томск с Транссибирской магистралью.
Через Томск проходят автомагистрали федерального значения:
Имеется также речной порт на Томи. Воздушное сообщение осуществляется через аэропорт Богашёво.
• Барнаул —
крупный транспортный узел, находится
на ответвлении федеральной
Международный аэропорт Барнаула находится в 17 км к западу от города. На Оби существует пассажирский и грузовой речной порт.
Город связан автобусными сообщениями со всеми 60-ю районами Алтайского края, а также с соседними регионами: Республикой Алтай, Новосибирской, Кемеровской, Томской областями. Регулярные автобусные рейсы выполняются в города Казахстана: Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и Алма-Ату.
Менее крупные транспортные узлы – Омск, Новокузнецк, Кемерово. В каждом городе есть аэропорт, проходят железные дороги, осуществляются перевозки речным транспортом.
§ 4.8. Рекреационные ресурсы
Юго-Западная Сибирь обладает также хорошими условиями для создания туристических зон и комплексов на базе рекреационных ресурсов Горной Шории и Алтая.
Горная Шория
- горно-таежный регион, расположенный
в южной части Кемеровской области на
стыке Алтая и Саян, географически входит
в горную систему Алтая. Местные жители
в шутку часто называют ее "Сибирской
Швейцарией". «Она поражает головокружительной
высотой горных пиков и опасной стремительностью
рек. Природа Шории завораживает величием
покрытых тайгой гор, очаровывает прозрачными
до дна горными реками, околдовывает таинственными
глубинами пещер с удивительно красивыми
залами, галереями, извилистыми ходами»4. Шория
- это популярный горнолыжный центр, известный
не только в Сибири, России, но и за рубежом.
Зона отдыха, способная принимать в настоящее время до 50 тысяч
Здесь создаются все необходимые условия
для развития туризма и горнолыжного спорта
- подготовленные горнолыжные трассы,
общей протяженностью 10 км, оснащенные
канатными дорогами, гостиничный комплекс на 500 мест.
Высокий уровень трасс горы "Зеленая"
признан специалистами международной
Федерации горнолыжного спорта и сноуборда.
Именно в этих местах были проведены впервые
в Сибири старты VII Зимней Спартакиады
народов РСФСР 1981 года, а в марте 1996 года
- Чемпионат России по горнолыжному спорту.
«Шория летом - это сплавы по горным рекам,
пешие и конные походы, восхождения на горные вершины
Для любителей дикой природы - полное
погружение в мир тайги на многодневных
маршрутах по территории Шорского национального
парка».
Строительство автомобильной дороги,
связывающей туристские базы в Горной
Шории с промышленными центрами Кузбасса,
современного гостиничного комплекса
с инженерной инфраструктурой, объектов
развлечения и придорожного сервиса позволили
значительно увеличить поток туристов
и усилили инвестиционный интерес к Горной
Шории. При содействии Администрации Кемеровской
области разработана Концепция "Развития
туристско-спортивного комплекса "Шерегеш"
Таштагольского района Кемеровской области".
Утверждена Законом Кемеровской области
программа "Развитие туристско-спортивного
комплекса "Шерегеш", предусматривающая
привлечение, помимо областных и федеральных,
средств частных инвесторов и
Рекреационные
ресурсы потенциально выдвигают Республику
Алтай на роль рекреационного центра не
только регионального (западно-сибирского)
значения, но и российского, и международного.
Уникальные природно-климатические условия
создают широкие возможности для развития
практически всех видов туризма, создания
центров-курортов и санаториев, организации
путешествий и экскурсий экзотического
характера (охота, рыбная ловля, туризм,
пр.). Представляют интерес некоторые виды
специального туризма и спорта: горные
и горно-пешеходные виды путешествий,
конные маршруты, водный и спелео-туризм,
альпинизм и т.д. Возможны вертолетные и
Большой спортивный интерес у туристов
и альпинистов вызывают ледники. По количеству
ледников (1330), площади оледенения и их
мощности (толщина до 360 м) Горный Алтай
занимает третье место среди горных стран мира.
Такие уникальные природные объекты,
как Телецкое озеро, гора Белуха, Алтайский
и Катунский заповедники решением ЮНЕСКО
внесены в список Всемирного Наследия
В республике создана туристско-
Особая экономическая зона (далее ТР ОЭЗ) располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га.
На участке планируется создание курорта с хорошими возможностями для развития водных видов спорта, включающего гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.
Создание современной инфраструктуры позволит туристической отрасли динамично развиваться. Современный высокотехнологичный комплекс зоны откроет доступ массовому потребителю из развитых стран мира к услугам, позволяющим посетить объекты мирового достояния: Телецкое озеро, гора Белуха, река Катунь, высокогорное плато Укок и др.
ТР ОЭЗ создается на
высоком международном уровне с целью более полного
вовлечения значимых ресурсов, привлечения
инвестиций и, как следствие, социально-экономическое
развитие Республики и рост уровня и качества
жизни населения.
Глава IV: Перспективы развития Юго-Западной Сибири
Юго-Западная Сибирь обладает огромным потенциалом перспективного развития, но для дальнейшего ее развития необходимы большие инвестиции, которые позволят совершенствовать производственную специализацию региона, так как на данный момент в промышленности и на ее товарном рынке ведущая роль принадлежит базовым межотраслевым комплексам, охватывающим первичные и промежуточные стадии производства.
Тормозит развитие региона наличие существенных проблем. Во-первых, это устаревший производственный аппарат, большие расходы топлива, энергии и сырья, отказ от ресурсосберегающей политики и форсирование добычи ценных полезных ископаемых, преобладание добывающих отраслей. Здесь необходим переход от сырьевых сегментов экономики к перерабатывающим, необходимо ускорение роста ведущих и потребительских комплексов. Важнейшая задача структурных преобразований – увеличение специализации Юго-Западной Сибири на высокоэффективных отраслях промышленности – электроэнергетике, черной металлургии, машиностроении, химической и лесной. Исходя из важнейших ресурсов – энергетических, сырьевых и интеллектуальных – упор должен быть сделан на двух группах производств: энерго-материалоемких и наукоемких, что повысит эффективность хозяйства и усилит конкурентные позиции района на товарных рынках России и зарубежья.
Следует активизировать
привлечение капитала, преимущественно в акционерной
форме, в высокотехнологичные
Главными направлениями в перспективном развитии отдельных отраслевых комплексов Западно-Сибирского района будут следующие:
В перспективе
большое внимание должно быть уделено
улучшению экологической
Стратегия развития региона проходит по трем основным направлениям:
Согласно государственной программе «
Почти половина научно-образовательного комплекса Сибири сосредоточена в Новосибирской области. Его ядром являются Сибирские отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Федеральное государственное учреждение науки "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", а также большое количество научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, высших учебных заведений, крупных и малых предприятий, осуществляющих технико-внедренческую деятельность.
С декабря 1996 года
на территории области функционирует научно-
Приоритетными инновационными проектами Технопарка "Новосибирск" являются:
• телекоммуникационные системы, информационные и компьютерные технологии;
• биотехнологии в производстве лекарственных форм на основе биологически активных веществ, лечебно-профилактические и диагностические препараты нового поколения;
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Юго-Западной Сибири