Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе литературных, статистических икартографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.
Основной задачей работы является приобретение студентами необходимых навыков самостоятельного изучения транспортного района и районовтяготения транспорта и определения спроса потребителей на перевозки грузовпо видам транспорта.
В процессе мы получили возможность практически ознакомиться с цифровым материалом, литературными источниками и статистическими справочниками о работе Западно-Сибирской железной дороги и других видов транспорта
Введение…………………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ…………………………………………………………………..4-12
РАЗДЕЛ 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ………………………………………………….13-19
РАЗДЕЛ 3.
РАСЧЕТ ГУСТОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ ПО ОБЛАСТЯМ, КРАЯМ И РЕСПУБЛИКАМ, ВХОДЯЩИМ В РАЙОН ТЯГОТЕНИЯ И ПО РАЙОНУ ДОРОГИ В ЦЕЛОМ………………………………………...
РАЗДЕЛ 4.
СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМЫ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Регионалистика»
Тема: «Экономико-географическая характеристика района тяготения
Западно - Сибирской железной дороги и определение спроса на
перевозки грузов»
Выполнили студенты
Безсчётнова А.С., Калинин П.В. группа ЭМУ 111
Преподаватель: Гудков П.А.
Москва – 2012 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ
ДОРОГИ………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ
СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ………………………………………………….13-
РАЗДЕЛ 3.
РАСЧЕТ ГУСТОТЫ
РАЗДЕЛ 4.
СОСТАВЛЕНИЕ КАРТОСХЕМЫ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа «Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги и определение спроса на перевозки грузов» посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил районов тяготения железных дорог, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения. Главное внимание в работе уделяется изучению территориально - производственного комплекса района тяготения дороги, определению объемов и структуры основных грузопотоков.
Цель курсовой работы - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.
Основной задачей работы является приобретение студентами необходимых навыков самостоятельного изучения транспортного района и районов тяготения транспорта и определения спроса потребителей на перевозки грузов по видам транспорта.
В процессе мы получили возможность практически ознакомиться с цифровым материалом, литературными источниками и статистическими справочниками о работе Западно-Сибирской железной дороги и других видов транспорта. Мы научились самостоятельно анализировать статистические таблицы и другие материалы; отбирать главное, обобщать цифровые данные, проводить экономический анализ, составлять таблицы, графики, картосхемы и т.п. На основе этих данных и расчетов подготовили пояснительный материал проекта и разработали картосхему района тяготения железной дороги.
Раздел 1
1.1. Границы железной дороги.
Западно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Дорога строилась одновременно с двух сторон. В 1895 г. была сооружена Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новосибирска протяженностью 1425 км, в 1897 г. Протяженность дороги на 2009 год составляет — 6000 км. Развёрнутая длина главных путей магистрали составляет 8 985,6 км, эксплуатационная длина — 6 000 км. В состав дороги входит часть Транссиба, часть Среднесибирской железной дороги.
1.2. Географическое
положение и административно-
Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская. В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва.
Западно-Сибирский
1.3. Местные и транзитные районы тяготения дороги.
Грузонапряженность дороги
самая высокая на сети — более
35 млн. т км/км (вдвое выше среднесетевой).
Отдельные участки имеют
Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Новокузнецк, Новосибирск, Комбинатская, Кемерово, Белово, Островская, Прокопьевск, Томск, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий и др. Дорога осуществляет интенсивные пассажирские перевозки, как в местном, так и транзитном сообщении между районами Сибири и Дальнего Востока с остальными районами страны. Общий пассажирооборот (1969) — 12,5 млрд. пассажиро-километров, или 4,5% от пассажирооборота всей сети железных дорог.
1.4. Главные топливно-
Топливно-энергетический комплекс района занимает ведущие позиции в промышленной структуре — на его долю пришлось 56,2% товарной промышленной продукции.
По выработке электроэнергии район занимает 4-е место в России, уступая Центральному, Уральскому и Восточно-Сибирскому экономическим районам; 57% электропотребления приходится на промышленность, 14% — коммунально-бытовое хозяйство, 7% — строительство. Годовое электропотребление района составляет свыше 125 млрд кВт ч. Затраты на производство 1 кВт электроэнергии здесь обходятся в 3 раза меньше, чем в европейской зоне.
1.5. Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование.
Для промышленного развития Западной Сибири важное значение имеют ее лесные ресурсы. Покрытая лесом площадь превышает 72 млн. га, а общий запас древесины составляет около 10 млрд. м3 (11% запасов России). Из общего запаса древесины на долю спелых и перестойных наслаждений в лесах приходится 5,8 млрд. м3 (около 12% этих запасов России).
По мере истощения лесных массивов в других районах страны целесообразность более широкого использования западно-сибирских лесов будет возрастать. При этом в первую очередь будут использоваться лесные массивы, лежащие в зоне тяготения к новым железным дорогам, строящихся в Западной Сибири, к нефтяным и газовым месторождениям.
По обеспеченности вводными ресурсами Западная Сибирь уступает лишь Восточной Сибири и Дальнему Востоку. На территории района насчитывается более 2,1 тыс. рек, общая длина которых превышает 250 тыс. км, а общая площадь водной поверхности – 5 млн. га. На долю района приходится около 15% годового стока рек России. Кроме того, в Западной Сибири имеется более 1 млн. озер обшей площадью 10 млн. га.
Речная сеть Западной Сибири развита весьма неравномерно. Почти 1/5 часть ее территории – Кулундинская и Барабинская бессточные котловины – вообще лишена крупных рек. Реки и озера Западной Сибири представляют собой большую ценность для рыбного хозяйства, поскольку сосредотачивают значительные ресурсы ценных видов рыб – сиговых, осетровых и лососевых. Большие ресурсы частиковых рыб имеются в многочисленных озерах, в том числе слабосолоноватых.
1.6. Особенности
энергетики района. Крупнейшие тепловые,
атомные и гидроэлектростанции,
В Западной Сибири ведущая
роль принадлежит тепловым электростанциям.
Сургутская ГРЭС (3,1 млн. кВт) расположена
в центре региона. Основная же часть
электростанций сосредоточена на юге:
в Кузбассе и прилегающих к
нему районам. Там расположены
1.7. Население района
тяготения железной дороги. Описание
по статистическим данным
Характеристика района тяготения железной дороги по плотности населения:
Административно- территориальная единица |
Территория, тыс. км2 |
Численность населения, тыс. чел |
В том числе население |
В %% ко всему населению |
Плотность населения, чел/км2 | ||
городское |
сельское |
городское |
сельское | ||||
Западно-Сибирский район |
2427,2 |
15040 |
10691 |
4349 |
71,1 |
28,9 |
6,2 |
Республика Алтай |
92,6 |
205 |
52 |
153 |
25,5 |
74,4 |
2,2 |
Алтайский край |
169,1 |
2653 |
1393 |
1260 |
52,5 |
47,5 |
15,7 |
Кемеровская обл. |
95,5 |
2987 |
2590 |
397 |
86,7 |
13,3 |
31,2 |
Новосибирская обл. |
178,2 |
2744 |
2030 |
714 |
74,0 |
26,0 |
15,4 |
Омская обл. |
139,7 |
2163 |
1456 |
707 |
67,3 |
32,7 |
15,5 |
Томская обл. |
316,9 |
1067 |
714 |
353 |
66,9 |
33,1 |
3,4 |
Тюменская обл. |
3169,9 |
3221 |
2456 |
765 |
76,2 |
23,8 |
2,3 |
Ханты-Мансийский АО |
523,1 |
1368 |
1247 |
121 |
91,2 |
8,8 |
2,6 |
Ямало-Ненецкий АО |
750,3 |
495 |
409 |
86 |
82,7 |
17,3 |
0,7 |
Итого |
7862,1 |
31943 |
16247 |
25905 |
694,1 |
305,8 |
95,2 |
Население Западной Сибири составляет 15,1 млн. человек, или 11,5% населения России. Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км2, в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км2. в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа. Большинство населения – русские (9/10), на севере живут малочисленные народы: ханты, манси, ненцы, эвенки, коми. В республике Алтай – алтайцы. Из других народов – татары, казахи, немцы и др. несмотря на интенсивные миграционные процессы и приток сюда населения из других районов страны, Западная Сибирь является одним из наиболее трудодефецитных районов России. Сальдо миграции – отрицательное, составляет 2,1%. В Западной Сибири впервые за последние полвека наблюдается снижение оттока сельского населения в города.
Пагубность такого перехода
для Западной Сибири с ее потенциальными
ресурсами развития планетарного масштаба
очевидна. При этом других источников
подъема экономики кроме
1.8. Главные отрасли
промышленности, определяющие специализацию
в комплексном развитии
Западно-Сибирский
На общероссийском фоне район выделяется производством топлива (нефть, газ, уголь), электроэнергии, проката черных металлов, этилена, автопокрышек, грузовых вагонов, гусеничных тракторов, энергетического оборудования, вывозкой древесины, зерна и т.д.
Ведущие отрасли: топливная промышленность (56,2% промышленной продукции), электроэнергетика (12%), пищевая промышленность (8,4%), машиностроение (8,2%), химическая промышленность (5,3%), черная металлургия (3,4%), промышленность стройматериалов (2,9%), лесная промышленность (1,7%). цветная металлургия (0,9%).